Примерный расклад

ПРИМЕРНЫЙ РАСКЛАД

АКТУАЛЬНО!

ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ

ПРИМЕРНЫЙ РАСКЛАД

Осенний подсчет «цыплят» IV Российского международного автосалона.

Аркадий АЛЕКСЕЕВ.

Фото Владимира Князева, Александра Полунина, Владимира Трусова

Вылупилось их и правда немало. Как раз в конце августа, свеженькие, сияющие лаковыми боками и пахнущие свежей обивкой, расположились они на стендах фирм-родителей. И едва закончился скоротечный день прессы, окружили их уже не заботливые руки создателей и не дотошные стеклянные очи фото- и телекамер журналистов, а сплошная людская волна. Были здесь, конечно, и желавшие сориентироваться в сегодняшних предложениях дилеров, но куда больше тех, кто неравнодушен к автомобилям вообще и счастлив — единственной, вероятно, в году — возможностью посидеть в салоне, заглянуть под капот — в общем, ощутить ту машину, которая заинтересовала презентацией в автомобильных изданиях или обратила на себя внимание на улице.

Именно тогда, когда стендисты сбивались с ног под напором первого дня, когда с конторок испарялись последние пресс-релизы, фирменные пакетики и авторучки, а обаятельная пресс-секретарь фирмы «Мерседес-Бенц Автомобили» Мария даже потеряла голос, в редакции «За рулем» на Селиверстовом, 10 тоже было жарко. Завтра вручать официальные призы салона, а единства в рядах жюри нет. И через два часа нет. И через три... Голосование состоялось уже в десятом часу вечера.

В чем же трудность? — спросите вы. Да в том, что новинок, которые бы реально претендовали на наши призы, и даже на главный — Гран-при, оказалось больше, чем можно было ожидать. И, как нередко случается, к каждому аргументу «за» отыскивался как минимум один «против». Часть этих аргументов — на страницах журнала, где представлены призеры и претенденты; так или иначе, решение было принято, и, прикинув еще разок, все члены жюри согласились с его взвешенностью и обоснованностью. Мы же сейчас порассуждаем об основных мотивах симфонии Российского автосалона.

Что бросалось в глаза и что отметили все побывавшие в павильонах на Красной Пресне — так это непривычно большое число новинок российского автопрома. Заняв огромную площадку и не менее огромный стенд, выкатил пять интересных разработок ГАЗ, с не меньшим азартом выступили Волжский автозавод, УАЗ... даже вечная кандидатка в народные любимицы «Ока» улыбалась с двух стендов тремя новыми, незнакомыми лицами.

Тут на сцену уместно вывести двух традиционных героев — оптимиста и пессимиста. Первому пристало говорить о возрождении (или пробуждении) нашего автопроизводителя, о недюжинном творческом потенциале российских конструкторов, о нетрадиционных стилистических решениях дизайнеров. И вряд ли кто оспорит, что салон прошел под нашим трехцветным флагом.

А теперь припомним поговорку, что пессимист — это тот же оптимист, но информированный чуть лучше. Ему ничего не останется, как признать, что, за небольшим исключением, все наши новинки — суть концепт-кары, сами создатели которых на вопрос о сроках начала производства называют расплывчатое «через полтора-два-три года». А если попытаешься уточнить, откуда на это производство возьмутся деньги, возникает полное ощущение, что оказался в шумозаглушенной камере, лишенной даже эха.

Действительно, все ведущие российские заводы, кроме московского и ижевского, уже купили и освоили мощные графические компьютерные станции, программы объемного (ЗD) моделирования и макетирования, что сокращает срок разработки новых моделей в несколько раз — с четырех-пяти лет до года-полутора. Естественно, это не могло не поднять темпы... создания макетов (в том числе и ходовых). Но подобные игрушки (или, если хотите, инструменты) стоят несколько сотен тысяч долларов, в то время как для развертывания полномасштабного производства потребуется, самое скромное, на три порядка больше — сотни миллионов! Ну и, соответственно, все так же актуальными остаются поиски хорошего зарубежного инвестора. Или изобретение паллиативов в виде опытно-промышленных производств с их неизбежными обходными технологиями и уже знакомым качеством. Припомните, скажем, тот тернистый путь к конвейеру VAZ 2110, по которому теперь неспешно топают «2123» и «2120».

У богатых буржуев, конечно, дела идут иначе. Если уж обещали, показав сегодня в России концепт «Рено-Авантайм» или " Тойота Ярис Версо", что машина вскоре пойдет на конвейер, то уж будьте уверены — не позже чем в марте, в Женеве, поставят на стенд предсерийные образцы.

И все-таки при всех оговорках активность российских заводов нельзя не приветствовать. Так что давайте отключим микрофон нашему злопыхателю, объяснив ему напоследок: то, что им удалось внедрить у себя новейшие методы создания автомобилей, хорошо и само по себе — как еще один, пусть не семимильный, но совершенно необходимый шаг к современному автомобильному производству. Автопром оказался способен его сделать, мы твердо верим, осилит и остальные.

После некоторых колебаний фирма «Ниссан» все-таки отправила в Москву не старую, а новую «Примеру». Делали это спешно, так что даже не успели растаможить стоявшие на стенде седан и универсал. И не напрасно — автомобиль завоевал Гран-при! В основном обсуждение сводилось к тому, насколько можно считать эту машину новой. Не рестайлинг ли это «Примеры» прошлого года? В конце концов сомнения отступили. Если на то пошло, можно все переднеприводные автомобили назвать модификациями паровой телеги Кюньо. Да к тому же машину отличают не только внешние изменения. Один обновленный и два новых двигателя; новейшая, впервые в мире, трансмиссия с клиноременным вариатором на двухлитровом двигателе, да еще и с возможностью выбора виртуальных «передач» вручную — это само по себе заслуживало высокой оценки. Ну и, конечно, мировая премьера в Москве, хотя и не обязательна по статусу Гран-при, на жюри произвела самое благоприятное впечатление.

Золотой «Пегас» в руках у Тору Сайто, отвечающего в фирме «Ниссан» за продажи в Восточной Европе.

Экспозиция «Павловского автобуса» (или, что более привычно, ПАЗа) — скромная по масштабу, но внушительная по числу новинок. Показанный год назад большой городской автобус на шасси «Вольво» — ПАЗ-5271 — в соответствии с велением посткризисного времени «обжил» и шасси КамАЗа, изменив в индексе единичку на двушку. ПАЗ-5272 — отнюдь не концепт-кар: к концу года их будет выпущено около сотни, причем половина уже... куплена.

Однако судьбу специального приза решила другая модель. Сохранив прошлогоднее обозначение (очевидный просчет), ПАЗ-3209 решительно изменился конструктивно и обзавелся именем собственным — «Аврора». Перспективный дизель ЯМЗ-460 (4 цилиндра, 16 клапанов, Евро II и даже III), мосты ЗИЛ, коробка передач с электропневматическим управлением собственной разработки (джойстик под правой рукой водителя), тормоза с АБС, сварной кузов со стеклопластиковыми крышей, передком и задком, комфортабельный салон... Побывав на борту «Авроры», эксперты, больше привыкшие оценивать легковые автомобили, отдали свои голоса «транспорту для всех».

Ответное слово Генерального директора ОАО «Павловский автобус» Виктора Костромина.

Специальный приз «За рулем»

Уже привычно в число призеров попал Волжский автозавод. На этот раз лидером экспозиции была «Калина» ВАЗ-1119. Наследница подзабытого проекта АВВА смотрелась отменно и все дни салона ее окружала необычайно плотная толпа. Не будем повторять описание машины из ЗР, 1999, № 8. Скажем лишь, что дизайн ее вполне на уровне сегодняшних одноклассников, да и технически она интересна — ширина моторного отсека допускает установку как «самарских», так и «жигулевских» двигателей. Учло жюри и разработку семейства на базе новой «Нивы» VAZ 2123. В нем есть автомобили на любой вкус — включая пикап и «каблучок». Почему же тогда не Гран-при? Именно потому, что и «Калина», и «2123» пока могут расцениваться как концепты с перспективой начала крупносерийного производства уже в следующем веке, года через два. И, ради всего святого, только не в ОПП.

Приз получил Председатель совета директоров АО «АвтоВАЗ» Владимир Каданников.

Претенденты

Ульяновцы нас удивили. Нет, не почти американским мини-вэном, стоявшим на их стенде. Как вы знаете, предварительная информация об этой машине у нас была. Удивило то, что «УАЗ-3165 Симба» оказался вовсе не макетом кузова на уже известной ходовой. Последняя тоже подверглась доработке. Прежний, знакомый всем передний мост заменен другим, с открытым ШРУСом, напоминающим таковой же у газовского «Атамана». Зачем это сделано — понятно. Ведь это позволило на 12° увеличить угол поворота передних колес, доведя его до приемлемых 38° для — в основном городского — мини-вэна. Еще интересней планы: дорабатывается независимая передняя подвеска — двухрычажная, с продольным торсионом в качестве упругого элемента. Тоже американизм!

Назовем еще парочку интересных машин от УАЗа — длинный «3162 Симбир» на базе все еще редкой «шестидесятки» и укороченный пляжный «3150» из вечного «козлика».

Специальный приз «За рулем» и редакции справочника «Полезные страницы — Здоровье».

Еще совсем недавно читатели «За рулем» мечтали о полноприводном универсале. Фирма «Рено» решила, что универсал как таковой — класс уже устаревший. Куда современней мини-вэны. И снабдила " Рено Меган Сценик" полным приводом. Собственно, и сама машина подверглась рестайлингу — другие оперение, фары (теперь они есть и на обычном "Сценике"). Но вариант RX4 отличают еще и полный привод с вязкостной муфтой в трансмиссии, иная задняя дверь (распашная вместо подъемной) с навешенной на нее запаской. Припомним здесь же, что полноприводные мини-вэны были на салоне чрезвычайно популярны — как у производителей, так и посетителей. Кроме "Сценика" в этом классе выступали и УАЗ-3165, и VAZ 2120. Может, это действительно автомобили будущего? И хотя "Сценик RX4", несмотря даже на перспективу вскоре стать на конвейер, останется мечтой для большинства россиян из-за довольно высокой цены, жюри не могло не отметить эту модель. В частности, и потому, что в Москве состоялась ее мировая премьера (показ на салоне "4х4" во Франции за две недели до этого считают "предварительным").

Улыбается Генеральный директор ОАО «Автофрамос» Ги Бара.

Концептуальная «Пчелка» от завода «Автоагрегат» из Кинешмы. Симпатична, не правда ли?

Претенденты

Горьковский автозавод буквально поразил масштабами своей экспозиции. Самой близкой к производству из новинок была «Волга» GAZ 3111. В декабре она уже будет в серии, и, как утверждается, под нее развернут отдельное производство с перспективой собирать до 120 тыс. машин в год. «Десятая» же «Волга» останется на нынешнем конвейере, поскольку при цене более $8000 новинка ей — не конкурент. Кстати, «3111» получила приз в прошлом году, на МИМС-98.

Обновленный «Соболь» весьма приятной внешности и четырехтонка «Валдай» с такой же кабиной рассчитаны на достаточно отдаленную перспективу — ведь объем переделок отнюдь не ограничился фарами и передним оперением. «Разошлись в стороны» лонжероны в передней части, приподнялся пол кабины — и теперь моторный отсек без труда вместит V6. Больший по размеру радиатор от грузовика ГАЗ-3307 решит известную всем проблему охлаждения, тем более что новая решетка куда охотней пропускает воздух.

Приобрел конкретные исторические черты один из «атаманов» — невообразимых размеров джипище на ходовой известного пикапа назван «Атаман Ермак». На выставочном образце отсутствовали даже замки нижней створки задней двери, явно намекая на трудности работы с макетным стеклопластиком.

Две «Оки» представил завод малолитражных автомобилей из Набережных Челнов. Одна из них определенно сделана по мотивам прошлогоднего вазовского концепта «Ока-2», другая достаточно оригинальна и названа «Динара».

«Донинвест» вынужден подстраховаться: после известий о банкротстве «Дэу» было решено заняться сборкой еще и европейской модели " Ситроен Берлинго". И получила она имя "Орион". Уже есть один "Орион" — " Дэу Нубира"? Ну и что, ведь налоговые льготы "Донинвест" получил только на три имени, поневоле теперь приходится уплотняться. Говорят, дизельный "Берлинго" из Таганрога пойдет в продажу по $8000–8500. Если так, запишите меня в очередь!

Концептуальный «Мишка», разработанный в НАМИ по заказу Автосельхозмаш-холдинга, оказался вовсе не так страшен, как на предварительной иллюстрации в ЗР, 1999, № 8. Говорят, производством машины заинтересовался Ирбитский мотоциклетный завод...

«За рулем» выражает благодарность генеральному спонсору акта вручения Гран-при компании «Глобал Один», спонсору — фирме Nestle, информационным спонсорам — «Наше радио» 101,7 FM, еженедельнику «Версия», программе «Вести» РТР.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые