Почём вторая жизнь моторов: как восстанавливают двигатели

В кризис, когда из-за высокого курса валют цены на новые узлы кусаются, самое время вспомнить о том, что наши российские специалисты еще с 90-х годов применяют технологии, позволяющие успешно восстанавливать даже «одноразовые» моторы, и о том, что ремонт двигателя выгоднее, чем покупка нового. Профессионально «реанимированный» агрегат, если бережно его обкатать и правильно эксплуатировать, прослужит не меньше нового.

00

00

Неремонтопригодность современных двигателей связана не только с отсутствием запчастей: ради экономии производители изначально не закладывают в конструкцию возможность восстановления. Провернуло вкладыш или задрало поверхность цилиндра — покупай новый шорт-блок (блок цилиндров в сборе с поршневой группой и коленвалом). А он денег стоит!

Но выход есть. Разработанные нашими мотористами в конце 1990‑х годов технологии позволяют успешно ремонтировать современные двигатели, будь они из чугуна или из алюминиевых сплавов. Конечно, чинить не всегда целесообразно — всё зависит от остаточной толщины детали, характера и размера повреждения, конструктивных особенностей двигателя и применяемых материалов.

Основное лечение

Перед ремонтом проверяют в опрессовочной ванне, нет ли в блоке цилиндров скрытых трещин, поскольку при обработке узла они могут раскрыться. Если повреждения неглубокие и расположены в доступных местах, их безболезненно лечат — рассверливают фрезой до основания и проваривают металлом. Заделывают даже отверстия в блоке (например, пробитые шатуном) и восстанавливают перегородки между цилиндрами. Алюминиевые сплавы варить проще — температура плавления ниже. Для ремонта отверстий в чугунных блоках используют чугунные заплатки.

01–2

01-2Станок магнитной дефектоскопии. Коленчатый вал кладут на две опоры с обмотками (отрицательный и положительный полюсы), смазывают специальным маслом и посыпают металлическим порошком. При прохождении тока через вал созданное магнитное поле выдает скрытые трещины, характерно выстраивая над ними частицы порошка.
Станок магнитной дефектоскопии. Коленчатый вал кладут на две опоры с обмотками (отрицательный и положительный полюсы), смазывают специальным маслом и посыпают металлическим порошком. При прохождении тока через вал созданное магнитное поле выдает скрытые трещины, характерно выстраивая над ними частицы порошка.

Чрезмерный износ стенок цилиндров или их повреждения исправляют расточкой. Если производитель позаботился о ремонтных запчастях для конкретного мотора (к счастью, такие фирмы еще не перевелись), процедура упрощается. Цилиндры растачивают до размера, прописанного в технической документации изготовителя, и используют поршни и кольца большего диаметра. Если блок — с гильзами, их выпрессовывают и ставят новые. Предусмотрена технология и для «одноразовых» моторов: цилиндры растачивают и запрессовывают чугунные гильзы, чтобы установить поршни номинального размера (оригинальные или аналоги). Для алюминиевых блоков с небольшой толщиной стенок между цилиндрами это еще и значительное усиление конструкции.

Покоробленные от перегрева привалочные поверхности блока и головки обрабатывают на шлифовальном станке и подбирают соответствующую по толщине прокладку, чтобы не изменилась степень сжатия.

Восстанавливают и поврежденные постели коленвала. Их крышки подрезают, чтобы они просели. Далее по новым размерам крышек обрабатывают постели, не смещая ось вращения коленвала. И одновременно выравнивают ее по всей длине, иначе вал будет подвержен неравномерным нагрузкам — может заклинить и сломаться.

03

03Горизонтально-хонинговальный станок. Длинный вал с резцами проходит сквозь блок: немного растачивает поврежденные постели коленвала и одновременно делает идеально ровную ось для его вращения. Станок именно хонинговальный, а не расточный, так как снимает очень тонкий слой металла.
Горизонтально-хонинговальный станок. Длинный вал с резцами проходит сквозь блок: немного растачивает поврежденные постели коленвала и одновременно делает идеально ровную ось для его вращения. Станок именно хонинговальный, а не расточный, так как снимает очень тонкий слой металла.

Неглубокие задиры на шейках коленвала зашлифовывают и подбирают ремонтные вкладыши — оригинал, но чаще неоригинал, а иногда их вовсе изготавливают под размер. На специальном прессовом оборудовании правят и прогибы коленвалов. У бензиновых двигателей на шейки вала при критическом износе наваривают ленту из высокопрочного сплава и обрабатывают ее под соответствующие вкладыши. Таким же способом убирают выработку под сальниками, восстанавливают сломанные шпонки. Пожалуй, единственное, что нельзя исправить, — трещины коленвала.

Реанимируют и поршни, если позволяет остаточная толщина стенок и днища. Такие параметры ни один производитель не предоставляет, ремонтные фирмы годами нарабатывали свои базы. Чаще всего восстанавливают поврежденное днище поршня после встречи с клапанами, делают под них цековки и немного растачивают канавки, если невозможно найти кóльца подходящего размера.

По возможности спасают и шатуны, если их не завернуло в узел. На пресс-станке их выпрямляют и устанавливают новую втулку под поршневой палец.

Алюминий и чугун

09

09С одинаковым успехом растачивают цилиндры и чугунных блоков, и алюминиевых, причем на одном и том же станке. Меняют лишь резцы и скорость обработки: для чугуна — более жесткие резцы и низкие скорости, для алюминия — наоборот.
С одинаковым успехом растачивают цилиндры и чугунных блоков, и алюминиевых, причем на одном и том же станке. Меняют лишь резцы и скорость обработки: для чугуна — более жесткие резцы и низкие скорости, для алюминия — наоборот.

Ушли те времена, когда блоки цилиндров и их головки были чугунными, — нынче большинство изготовлено из алюминиевых сплавов. Детали из чугуна, конечно же, надежнее. По сравнению с алюминием он имеет бóльшую механическую прочность, а также жаро- и износостойкость. Но не стоит опаcаться новодела. Конструкторы закладывают определенный запас прочности под стать задачам и условиям эксплуатации. Естественно, ни один мотор городской модели не выдержит длительных нагрузок на гоночном треке. При эксплуатации в нештатных режимах или, например, с неисправной системой охлаждения из-за перегрева одинаково коробит привалочные поверхности блоков цилиндров и их головок как чугунных, так и алюминиевых моторов.

У алюминия есть и достоинства. Например, такой блок легче, его проще сваривать при ремонте. Некоторые производители усиливают алюминиевые блоки чугунными гильзами, объединяя достоинства обоих материалов. Этот же маневр при ремонте негильзованного блока значительно повышает его надежность.

Страницы

← предыдущаяследующая →

12

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (42)

Самые новые

ВАЗ-21116 пробег 300 тысяч. Компрессия по цилиндрам 12–12,5, давление в норме. Пропала компрессия в одном цилиндре после перегрева. Буду делать. Расчитываю, что при полном восстановлении, на сумму 20–30 тыр, в зависимости от повреждений.

Ответить#
0

Статья понравилась. Я зарегистрирован на сайте, а чтобы добавить коммент мне надо еще где-то быть зарегистрированным. Почему? Сделайте проще, если зарегистрирован на вашем сайте,  то больше не надо ни каких активаций через сторонние сайты. С уважением!!!!!!

Ответить#
0

Цены как-то уж очень близки к приобретению бушных блоков.

Ответить#
0

Ага, а Б/Ушный блок может быть не лучше своего старого. Столкнулся с таким.Правда брал не блок, а Б/У КПП. Моя поломанная коробка работала лучше. Отремонтировал в результате свою, хорошо, что Б/Ушку обратно продавец забрал.

Ответить#
0

Очень даже может быть. Увы. Но вероятность попадалова не очень сильно отличается от вероятности попадалова с ремонтом.

Ответить#
0

Так надо ремонтировать там где дают гарантию на ремонт, пусть и дороже выйдет.

Ответить#
0

«с гильзами, их выпрессовывают и ставят новые». Гхм.
Есть уверенность, что гильза с внешней шероховатостью, _залитая_ при изготовлении, может быть выпрессована без обильных разрушений вокруг?

Ответить#
0

залитая гильза не выпрессовывается, весь блок может развалиться, её  растачивают (удаляют расточкой) под  размер запрессовки новой

Ответить#
0

ото ж, на что я и намекал.
Но расточка несколько меняет стоимость процесса, нет?

Ответить#
0

Какие-то аццкие цены. В ряде случаев расточки и пр. излишни. Меняют кольца и колпачки за 10 т.р. — и дальше в путь еще тысяч на 100–150.

Ответить#
0

в  современных моторах с очень короткими поршнями и большими удельными нагрузками на них (мощность на литр сильно возросла) такие поршни уделывают цилиндр в хлам, просто замена колец не избавит от  масложора по вине эллипсности

Ответить#
0

в иномоторсе точил блок . колено . голову делали . собирал сам . после ремонта прошла 150000 км . общий пробег на момент продажи 248000 км . жестянка погнила по кругу . к движку претензий не было . замена масла 7500 км . лил мобил минералку . авто 21099

Ответить#
0

Кто бы ещё сервис нашёл, где сделают капиталку без «последствий».

Ответить#
0

Бред. Такие деньги платить за восстановление мотора может только далекий от автомобиля или автотематики человек. Легче купить б/у двигатель, обходиться в два раза дешевле. Спасибо, посмеялся.

Ответить#
0

сначала подумал, что тупо стащена моя статья и переписана, но нет, просто бледное подобие ))

Ответить#
0

Вот они, уверовшие в качество шерпотребных авто. Готовы на все, масло по часам менять, гильзовать, только бы их фантик не рассыпался.

Ответить#
0

на бывшей 21102 2001г 8кл при продаже (после дтп) был пробег 230000 +еще сколько то, т.к. покупал б/у и хз сколько до этого пробег был, компрессия была в норме, масло ESSO , единственная поломка, замена ГБЦ т.к был перегрев->микротрещина)в остальном без проблем, у брата 21102 99г пробег на 3 круг, масло shell но компрессия начинает сдаваться

Ответить#
0

Читайте интересные статьи на ссылка

Ответить#
0

Друзья, нашёл я свою тачку BMW X5 в миниатюре ссылка

Посмотрите, стоит она того?​ Думаю приобрести себе и ещё другу подобную модель в подарок!

Ответить#
0

В режиме такси до 150 тыс не дохаживают, масло кушать начинает, католизатор забивает, расход как у пылесоса.

Ответить#
0

Что мне ваш форум смотреть, корейские моторы я так понимаю это те когда гетц появился, 1, 6. Так и у них пробега больше 150тыс я не видел, а практика такая после 125 тыс, забивантся катализатор, потом его обычно вырезают, повышается в разы расход на машине скидывают пробег и ее продают. А такси солярисы в москве на 120 тыс списывают.

Ответить#
0

Если в вазовский двигатель. 1, 6 лить синтетику то он и 400 тыс. Проходит. А вот хундаевский 1, 6 только на предписанной ему синтетиеке и до 150 тыс недотянет. У вазовского еще 2 капиталки в запасе, на хундае неодной.

Ответить#
0

Не несите чушь!! Движки Гамма ходят без проблем и до 430 000 и до 510 000 км. Важно менять масло не по пробегу (15 000 км), а через 200–250 моточасов. И да, Гамму спокойно гильзуют.

Ответить#
0

Официально двигатели гамма неремонтнопригодны, нет ремонтных поршней, колец, рекомендаций, все попытки гильзовать это колхоз.

Ответить#
0

Однако этот «колхоз» имеет место быть и работать.

Ответить#
0

О, сразу видно специалиста, много у вас было «хундаевских» 1, 6..
Сходил бы хоть на дром или на профильный форум, почитал, сколько ходят корейские моторы, чтобы не позориться-то.

Ответить#
0

если ты такой знаток профильных форумов,  то должен знать, что в 80% там стоит китайский мотор

Ответить#
0

Не путайте тёплое с мягким. Не китайский, а корейский собранный в Китае. И не на заводе дяюшки Ли, а на построенном самим Хундай/Киа.

Ответить#
0

Да ездите вы на вы на своих алюминиевых китайских моторах сколько вам влезет (получится), и называйте их как угодно, корейскими, японскими, мне лично глубоко пох... а факт есть факт )

Ответить#
0

С идиотами очень тяжело спорить, да и бессмысленно.

Ответить#
0

Сколько,по деньгам ,стоит с нуля оснастить цех по ремонту двигателей?

Где брать оборудование?

Где брать специалистов?

Люди,в свое время отправляли детали двигателей за 500 км ,чтобы сделали нормально.-Привозите в Пензу,сделаем,от нас недалеко.

Ответить#
0

Какие-то жизнеутверждающие сказки написаны...

Ответить#
0

Капитальный ремонт не выгоден совершенно. Кто бы что не говорил, ремонтированная деталь (постели, коленвалы, цилиндры) все же не дотянут по ресурсу и качеству заводского первичного изготовления. Контрактные двигатели из-за границы — лучший выход, когда речь заходит о кап. ремонте. Сколько ставили — проблем не было никогда, и цена вопроса приемлемая. Часто получается найти свежие агрегаты, но и с пробегом за 200 они работоспособны вполне — в европе другая эксплуатация.

Ответить#
0

Интересен вопрос формирования цены в 250–300тыр, и сколько стоит то же самое допустим в Беларуси и других соседей

Ответить#
0

Скорее всего технической базы для подобных ремонтов скоро не будет. Подобные агрегаты были на крупных предприятиях. В начале 2000-х отдавал в Архангельске на СМЗ ремонтировать (напыление) распредвал. Теперь только в северодвинск на завод, да и там станок не простаивает, для «ширпотреба» долгая очередь и за другие деньги.

Ответить#
0

Классная технология, но все-таки пока еще дорогая, из-за чего не всегда оправдано её применение. Да и техническая база пока не развита.

Ответить#
0

Ещё есть штука хорошая, установка порошкового напыления «Димет», в Обнинске делают. Восстановить деталь дешевле, чем купить новую.
Заткнул дырочку на радиаторе — вполне доволен. Опрессовали и гарантию дали.

Ответить#
0

тойотовские моторы живут до 400–500 тыс до капиталки да и автовазовские 16 клапанники до 400 тыс ходят с хорошим обслуживанием

Ответить#
0

Если тоеты в лучшем случае и ходят 400,  то автоваз в лучшем случае 200–250, у него с завода ресурс 150. Откуда 400? На 400 там должно масло есть как бензин и дымить как паровоз))

Ответить#
0

Ваз-21124 с 16-клапанов, 1.6 л., за 7 лет пробег 356.000 км. без кап.ремонта.Масло лил Shell.Год выпуска 2006.Масло начинал уже немного есть, но компрессия была чуть ниже нормы.

Ответить#
0

ВАЗ 2111 1, 5л, 8кл. 1999г.в., 1 хозяин, масло только синтетика- «Тотал» 5W40, пробег- 460 тыс. км. без замены поршней и колец, расход масла между заменами ( 10–12 тыс. км.) 1, 5- 2л.

Ответить#
0

Если следить и лить хорошее масло, и пробег в основном на дальняк,  то это реально для 16-клап. Двигателя 1.6 л.У ВАЗ это неплохой движок!

Ответить#
0