"баргузин" против "надежды"...

«БАРГУЗИН» ПРОТИВ «НАДЕЖДЫ»...

ИСПЫТАНИЯ

ТЕСТ

«БАРГУЗИН» ПРОТИВ «НАДЕЖДЫ»...

и что из этого вышло.

Анатолий ФОМИН. Фото Владимира Трусова

Раньше мини-вэнов в России просто не было. Считалось, что и потребности в них нет. Но прошли годы, и ситуация изменилась, появилась потребность, а вслед за ней и спрос. Этой осенью на дорогу выехал VAZ 2120 «Надежда» — первый отечественный мини-вэн (ЗР, 1999, № 7). Попробуем сравнить его с другой отечественной новинкой того же класса «Баргузином» — GAZ 2217—104 в семиместном исполнении. Конечно, последний к мини-вэнам можно отнести с натяжкой: все-таки это полноценный микроавтобус, пусть даже и с низкой крышей. Но для потребителя разница между ними невелика: обеими машинами можно управлять, имея водительское удостоверение категории «В».

МЫ С ВАМИ УЖЕ ЗНАКОМЫ?

Итак, ее зовут «Надежда». Собственные имена звучат лучше, чем скучные буквенно-цифровые индексы, и будущее несомненно за ними (между прочим, в заводских номерах моделей путаются даже специалисты).

Внешне «Надежда» немного напоминает искаженный в кривом зеркале малораспространенный у нас " Ниссан Серена", прямо скажем, не самый стильный мини-вэн. Округлые боковины с единственной подштамповкой, лишенный всякой динамики силуэт, узкие, глубоко утопленные в ниши колеса — да, профиль "не очень"... И фас подкачал — по две разнокалиберные фары в окрашенных в цвет кузова облицовках делают передок машины комичным, похожим на неандертальца в очках. Огромные "надбровные дуги" и "четыре глаза". У опытных образцов, помнится, встречались и блок-фары, но, видимо, на малосерийной машине решили сэкономить. Ну, не красавица наша "Надежда", что поделать!

На таком фоне даже безликий «Баргузин» почти пижон — хотя много ли возьмешь с автомобиля, чья родословная от грузового фургона? Псевдохромированная облицовка, низкая крыша да пластиковые накладки на порогах — весь «парадный костюм». Тем не менее, если обычный «Соболь» с высокой крышей кажется «сундуковатым», то «Баргузин» почти пропорционален.

И все же машины ВАЗа и ГАЗа лучше рассматривать издали — вблизи слишком хорошо заметно низкое качество и неточная стыковка пластмассовых деталей кузова. Но если матовый серый пластик «Баргузина» успешно скрывает дефекты, то крашеные бамперы и решетка «Надежды» выдают себя с головой.

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ? ТЫ ОЦЕНИ-КА МОЙ ОБЪЕМ!

И это правда: незачем спорить о внешности, когда главное достоинство этих машин — просторный салон. Конечно, напрямую сравнивать их нельзя — «Баргузин» значительно больше «Надежды» по габаритам, особенно высоте и ширине. Но обе машины должны отвечать заявленным показателям — обеспечивать шестерым пассажирам (не считая водителя) достаточное пространство для комфортабельной поездки на дальние расстояния.

По пассажировместимости «Баргузин» впереди. Несмотря на небольшую длину, GAZ 2217 вполне способен перевозить и десятерых: его внутренняя ширина легко позволяет установить в ряд четыре кресла. Однако для большего комфорта — «Баргузин» это как-никак «люксовая» версия «Соболя» — здесь установлены более широкие сиденья с подлокотниками, и в ряд их умещается только три. В отличие от стандартной для мини-вэнов компоновки (сиденья друг за другом), в «Баргузине» организовано «купе» — два кресла стоят «задом наперед», а между ними размещен небольшой откидной столик, увы, довольно «разговорчивый» на ходу. Вместо стандартного двойного сиденья справа от водителя помещено одинарное с откидными подлокотниками. На любом месте без труда разместится человек даже самой внушительной комплекции, более того — водителю ростом ниже 170 см управлять этой машиной будет попросту неудобно.

Но вот с трансформацией салона — беда. Единственно возможная компоновка заложена заводом-изготовителем. Изменить ее, передвинув сиденья, нельзя — они намертво привернуты к полу. Перегородка в половину высоты основного салона отделяет его от водительского отсека — перейти с передних сидений в салон можно только по улице, хотя места достаточно, чтобы сделать проход. Зато при любом раскладе остается внушительный багажник, достоинства которого не способна затмить даже лежащая на полу полноценная запаска размером 215/65R16.

В «Надежде» места куда меньше, и чтобы попасть на третий ряд сидений, надо складывать спинку правого кресла в среднем ряду, сдвигать его вперед, а так как дверной проем невысок, еще и складываться самому. Средний ряд кресел двигается вперед-назад примерно на 120 мм, но человек даже среднего роста не сможет воспользоваться им в переднем положении: ноги девать просто некуда. Более того, крайним пассажирам не хватает и места для головы — при скромном росте 175 см уже приходится подпирать потолок. С отодвинутым назад средним рядом сидений все становится на свои места — даже пространства над головой достаточно, вот только между спинкой среднего и подушкой заднего сиденья и кулак не пройдет. Что же говорить о пассажире. Иными словами, при семи креслах «Надежда» все-таки автомобиль пятиместный, если не прибегать к чему-то вроде компоновки 2+5, почти лишившись багажника.

Неужто конструкторы ошиблись? Такого не сделает даже студент-двоечник. Скорее всего, на чертежах салон был скомпонован очень плотно, а в реальной жизни «допуски» сложились, как говорят, не в ту сторону. Впрочем, тем, кто собирается купить автомобиль, это неинтересно.

Реальная трансформируемость салона тоже оказалась «ниже расчетной», но уже по другой причине. Пару раз зафиксировав средний ряд в «заднем» положении, вернуть его обратно не удалось ни силой, ни хитростью. Механизм блокировки словно бы умер. Похожей оказалась и судьба замка задней двери — после проверки на жесткость кузова (однократный заезд задним колесом на возвышение 200 мм) он отказался подчиняться и потребовал участия двоих испытателей: один тянул за рычажок, а второй надавливал на дверь в районе замка, компенсируя возникший перекос. Справедливости ради отметим, что к передним и сдвижной боковой дверям претензий нет.

Как выяснилось, водительское место тоже не без греха. Слишком высокая посадка существенно ограничила не только обзор приборов. Глаза мало-мальски рослого водителя находятся почти вровень с верхним обрезом стекла, а опущенный солнцезащитный козырек полностью блокирует обзор. Еще один прокол — расположение рулевой колонки. Отпуская педаль сцепления, водитель ростом выше среднего непременно упирается коленом в спицу руля. Зато к доступности рычага переключения передач претензий никаких — ни за одной из них тянуться не пришлось. Последняя ложка дегтя — взаимное расположение рычагов раздаточной коробки и ручного тормоза. Ручник невозможно отпустить, если в раздатке включена повышающая передача. Без комментариев!

ЭЙ, «БАРГУЗИН», ПОШЕВЕЛИВАЙ ВАЛ!

Самое время перейти к дорожным впечатлениям. Оба претендента не блещут динамикой, хотя по максимальной скорости очень близки и честно выложили по 130 км/ч на четвертой передаче. В разгоне до 100 км/ч «Надежда» заметно (на 3,4 с) опередила «Баргузин», хотя субъективно это не ощущалось. Зато по эластичности 2,3-литровый ЗМЗ-406.10 превосходит VAZ 21213, и очень основательно: набор скорости с 80 до 120 км/ч на пятой передаче у газовской машины аж на 15 (!) секунд быстрее. Тяжелый «Баргузин» оказался лучше по выбегу, но по тормозным качествам «Надежда» его опередила: с 80 км/ч ее тормозной путь был на 5, а со 100 км/ч — на 8,5 м короче, чем у конкурента.

Заезды по горной дороге выявили завидную устойчивость GAZ 2217. Широкие шины, внушительная колея и довольно низкий центр тяжести позволили уверенно проходить повороты на большой скорости. Поведение машины было вполне приемлемо: крены невелики, хотя бесчувственный и неточный руль с гидроусилителем и сильная раскачка изрядно мешают водителю. VAZ 2120, который по нашей просьбе дилер обул в югославские шины «Траял» 175/80R16 (укомплектованный изначально диагональными ВлИ-5, мини-вэн не имел ни малейших шансов на асфальте), напротив, высоких скоростей не показывал, а на все провокации отвечал сильным сносом передней оси. Зато гидроусилитель от немецкой ZF не подкачал, нисколько не повлияв на «ощущение руля».

Комфорт — тема особая. На небольших неровностях обе машины вели себя почти образцово. Более крупные «Надежда» воспринимала слишком жестко, а «Баргузин», легко проглатывая их передней подвеской, принимался отчаянно козлить после проезда задними колесами. Семиместная машина явно нуждается в более мягких рессорах, чем фургон на 800 кг груза.

Принципиально различным оказался и «шумовой портрет» конкурентов. В «Надежде» доминировали истошный визг раздаточной коробки и шум шин, в «Баргузине» — почти непристойный звук выпускной системы, особенно усиливающийся в самом ходовом диапазоне 2200–2600 об/мин, но только на полном дросселе.

КОРОТКО О РАЗНОМ

Оба автомобиля не дадут повода скучать их потенциальным владельцам. В любом нашлись мелкие, но неприятные сюрпризы. В «Баргузине» насторожили затрудненное включение первой передачи, свист выжимного подшипника и небольшая утечка охлаждающей жидкости из отопителя. В «Надежде» «печка» вообще не работала. Ручка стеклоподъемника постоянно норовила прижать пальцы к обивке, в наружные зеркала при любой регулировке можно было увидеть только борт своей машины, а включатель наружного освещения оказался лишен даже намеков на пиктограммы. Крепление запасного колеса вообще не выдерживает никакой критики. Оно расположено с правого борта под кузовом, в середине базы, и вынимается снизу. Полноприводная машина, скорее всего, будет эксплуатироваться и на грунтовых дорогах. Каково будет достать колесо в грязи? Мы попробовали в более тепличных условиях — ничего не вышло. Головка болта, притягивающего поддон с колесом к полу, оказалась так близко к средней стойке кузова, что отвернуть его штатным баллонным ключом было просто невозможно.

КТО БОЛЕЕ ИСТОРИИ ЦЕНЕН?

Редко приходится сталкиваться с таким пышным букетом недостатков на одном автомобиле. VAZ 2120 — печальный тому пример. Нет, о качестве сборки мы хорошо наслышаны, но количество конструктивных недоработок превышает все возможные пределы. Каплей, которая переполнила чашу терпения, оказался радиус поворота. Чтобы развернуться на 180 градусов в один прием, «Надежде» необходима проезжая часть шириной 14,3 м (!) против 10,6 м у куда более крупного «Баргузина». Показатель VAZ 2120 больше соответствует развозному фургону с 3,5-метровой базой, чем легковому автомобилю. Так, подняться по пандусу многоярусного гаража на нем можно только, разворачиваясь на каждом этаже в три приема. К слову, ВАЗ-2130 (пятидверная «Нива») с такой же колесной базой «вертится» куда как охотнее.

За 169 400 рублей можно приобрести «Баргузин» GAZ 2217—104 с комфортабельным и неплохо отделанным салоном на семерых и приемлемыми ходовыми качествами на дорогах с твердым покрытием. Формально семиместный VAZ 2120 стоит 190 тысяч рублей, но реально обеспечивает комфортом только пятерых. Его основное преимущество — более высокая проходимость по грунтовым дорогам. Однако гораздо более дешевый ВАЗ-2130 справляется с этим не хуже.

Просторное «купе» для пятерых.

Использовать сиденья среднего ряда в переднем положении затруднительно.

Обходные технологии во всей красе.

В таком положении жить на среднем ряду можно.

РЕЗЮМЕ

При всех очевидных достоинствах и недостатках «Баргузин» — реально существующая серийная машина с привычным для России качеством сборки. «Надежда», в ее нынешнем исполнении, больше похожа на опытный образец, находящийся в стадии доводки. Дилерам приходится предпринимать героические усилия, чтобы хотя бы мало-мальски приблизить ее к требованиям покупателей.

Автомобили на тест предоставлены НП «Автомир», GAZ 2217—104 сеть автосалонов «Алан» VAZ 2120 «Автомобильная торговая компания»

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии