Штиль на  "волге"

ШТИЛЬ НА «ВОЛГЕ»

ИСПЫТАНИЯ

ТЕСТ

ШТИЛЬ НА «ВОЛГЕ»

«Волга» —

автомобиль серьезный. И уж если ее «заштормит»,

мало не покажется. Значит, меняй амортизаторы вовремя.

Анатолий КАРПЕНКОВ, Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото Владимира Трусова

Отметим: в последнее время «Волга» не только обрела новый статус, превратившись из привилегированной «персоналки» в массовый народный автомобиль, но и технический уровень подтянула. С мощным современным «четыреста шестым» мотором «баржа» стала достаточно быстроходной. Вот только возможности устаревшего шасси, похоже, исчерпаны. Давайте посмотрим, можно ли улучшить поведение автомобиля на дороге подбором амортизаторов.

Нынче чего только не продается. Поэтому мы без труда отыскали для «Волги» семь различных моделей амортизаторов — от дешевых российских до самых дорогих «Бильштайн» и «Кони». Все соискатели с краткой аннотацией представлены на фото. Испытания начинались на специальном стенде, где с амортизаторов сняли характеристики. Затем — установка на автомобиль и оценка вибронагруженности на дорогах, далее — субъективная оценка и напоследок — тест на управляемость.

Результаты стендовых испытаний приведены в табл. 1. Самыми «могучими», как и предполагалось, оказались «Кони». Родной СААЗ и польские «Кросно» — самые мягкие. О двух представителях амортизаторного племени стоит сказать особо. Это «Монро-Сенсатрак» и экспериментальные изделия из Краснодона. Их отличает от других переменное по ходу штока усилие. Причем для «украинцев» необычны только передние амортизаторы, задние же — стандартные газонаполненные. У «Монро» на малых ходах штока часть жидкости «перетекает» в обход клапанов через патентованный паз на внутренней части корпуса. С увеличением хода штока «обходной путь» закрывается, усилие возрастает (отсюда ступенька в характеристике). Украинские изделия демонстрируют резкие скачки усилий при больших ходах штока. Это вступают в действие гидробуферы — особенность краснодонской конструкции.

Наконец, еще один вариант, отличный от других. У амортизаторов «Кони» можно регулировать усилие отбоя. Поэтому в таблице приведены данные для «коней» — мягких и жестких. А теперь посмотрим, что покажут «неформалы» на дороге?

С помощью прибора известной, но труднопроизносимой датской фирмы «Брюль и Къер» оценивали уровень виброускорений в трех точках (сиденье водителя, рулевое колесо, левое переднее колесо). Не станем приводить все громадье полученных цифр. Поговорим о тех амортизаторах, что отличились в лучшую или худшую сторону.

Виброускорения на сиденье и руле показывают, насколько комфортно себя ощущает водитель. Больше других «трясут» его седалище «Кони». На булыжнике они умудрились даже... не уложиться в требования ГОСТа, причем на частоте, которую человек «воспринимает» брюшной полостью. Изрядно трясет на краснодонских амортизаторах, «отличились» в этом смысле и российские изделия. Самыми щадящими оказались «Бильштайн» и «Сенсатрак».

Максимальные виброускорения на рулевом колесе показали опять же «Кони», вновь не выполнив требования стандарта на некоторых частотах как на асфальте, так и на булыжнике. Справедливости ради отметим, что на неровном покрытии «навибрировали» лишнего все без исключения. Что не говори, а руль у «Волги» «колотит» сильно. Лучшие результаты на асфальте у СААЗа и «Кросно», на «булыге» — у того же СААЗа и «Бильштайна».

Теперь посмотрим, как ведет себя колесо. Чем меньше его виброускорения, тем надежнее контакт с дорогой. Здесь «Кони» отыгрались и уверенно заняли почетное место в группе лидеров вместе с «Бильштайном» и «Монро». Амортизаторы с переменным усилием — краснодонские и «Сенсатрак» — показали себя с лучшей стороны, особенно на булыжнике, где «Монро» вообще выиграл вчистую.

Теперь будем опровергать или подтверждать теорию собственными ощущениями.

ЧТО МЫ ПОЧУВСТВОВАЛИ

Объединив оценки наших экспертов, постараемся охарактеризовать каждого из подопытных.

«БИЛЬШТАЙН». Все началось с проблем при монтаже передних амортизаторов. Большой кожух не желал пролезать через отверстие в нижнем рычаге. На время теста смонтировали амортизаторы без кожухов, в реальной жизни придется подбирать подходящую резиновую «гофру». Между прочим, у многих конкурентов она входит в комплект. Пришлось также подрезать слишком длинные «уши» нижнего крепления. На ходу «Бильштайн» показался достаточно «плотным» — автомобиль умеренно кренился в поворотах, обеспечивая вполне приемлемый комфорт. Есть, правда, одно «но» — на волнообразных неровностях тяжелая корма «Волги» активно раскачивалась (что весьма характерно для этого автомобиля) — видимо, сказывалось малое усилие отбоя задних амортизаторов.

«МОНРО-СЕНСАТРАК». По ощущениям похожи на «Бильштайн» — умеренно жесткие, автомобиль мало кренится. Машина довольно остро (по «волговским» меркам) реагирует на действия рулем. Да и проблема раскачки задка успешно с ними решается.

«МОНРО-ГАЗМАТИК». По ощущениям более «трясучие», чем два предыдущих оппонента, да и зад все же «болтается». Может быть, не так активно, как с «Бильштайном»...

СААЗ. Явный акцент на комфорт, особенно при неспешной езде. Но ничто не дается даром. На скоростях повыше автомобиль заметно кренится, сильна раскачка на длинных неровностях, реакции на руль замедленные.

«КРОСНО». К ним можно отнести все сказанное о СААЗе.

КРАСНОДОНСКИЕ. Заметный дисбаланс между поведением передних и задних. Передок машины стоит как влитой, не кренится и послушно «идет за рулем», в то же время корма живет своей жизнью: стремится уйти в занос, раскачивается. Комфорт подвески посредственный.

«КОНИ». Подтвердили репутацию амортизаторов со спортивным уклоном. Они наилучшим образам влияют на ходовые качества автомобиля, однако достигается это за счет ухудшения комфорта. «Волга» минимально кренится, с нехарактерным проворством отзывается на действия водителя, неплохо держит дорогу.

ЧТО МОЖЕТ АМОРТИЗАТОР?

Чтобы суждения о том, как амортизаторы влияют на управляемость автомобиля, не были голословными, мы решили свести комфортабельные «Кросно» и спортивные «Кони» в очном поединке: выполнить на подопытной «Волге» маневр «переставка» или, по науке, «смена полосы движения». Результаты — в табл. 2. 

Изменилась, как видите, не только скорость выполнения маневра, другим стал «характер» машины. На мягких «Кросно» занос задней оси начинается раньше и развивается весьма медленно. Тем не менее предотвратить его сложно — мешает большое запаздывание реакции на действия рулем. Если же это и удается, то трудно избежать «второго качка» в обратную сторону. При недостаточном опыте водителя вообще можно спровоцировать раскачку автомобиля с возрастающей амплитудой. Жесткие «Кони» делают «Волгу» более строгой в управлении. Занос начинается позже и развивается активнее, но относительно быстрая реакция автомобиля на поворот руля позволяет его предотвратить.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Выбрать абсолютно лучший амортизатор — задача от лукавого: одни качества зачастую идут вразрез с другими. Каждый хорош по-своему, а компромисс чреват ухудшением параметров, которые попытались совместить. Поэтому определим лучших по трем номинациям.

По управляемости: 1. «Кони»; 2. «Монро-Сенсатрак»; 3. «Краснодон». По комфортабельности: 1. «Кросно»; 2. СААЗ; 3. «Монро-Сенсатрак». По сочетанию того и другого: 1. «Монро-Сенсатрак»; 2. «Монро-Газматик»; 3. «Бильштайн».

Характеристика «обычного» амортизатора.

Характеристика амортизатора с переменным усилием («Монро-Сенсатрак»).

Характеристика амортизатора с гидробуферами (Краснодон).

«Кони» (Голландия). Цена — $257.

Тот, кто считает «Волгу» достойной для удовлетворения водительских амбиций, должен смириться с низким комфортом и высокой ценой.

«Монро-Газматик» (Бельгия). Цена — $95.

Самые дешевые из именитых. Почувствовав заметную «трясучесть», ожидаешь от машины остроты и цепкости, но как раз этого меньше, чем хотелось бы.

«Бильштайн» (Германия). Цена — $160.

В целом обеспечивают приемлемый уровень комфорта, но задние амортизаторы плохо справляются с раскачкой «волговской» кормы на неровностях. Цена — высокая. За имя приходится платить.

Краснодонский автоагрегатный завод (Украина). Цена — 480 руб.

Неплохая заявка на создание амортизаторов «для активного водителя», но явное несоответствие характеристик передних и задних не позволяет назвать попытку вполне удавшейся. Правда, конструкция опытная и вполне возможны улучшения.

«Кросно» (Польша). Цена — 1120 руб.

Мягкие и комфортные. Для тех, кто на «Волге» перемещается чинно и неспешно.

СААЗ (Россия). Цена — 600 руб.

Основные достоинства — комфорт и низкая цена. И никаких гоночных иллюзий.

«Монро-Сенсатрак» (Бельгия). Цена — $110.

Удачный пример сочетания комфорта с некоторой «спортивностью».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии