"уз отойол": привет от ивеко

«УЗ ОТОЙОЛ»: ПРИВЕТ ОТ ИВЕКО

ТЕХНИКА

ВЕТЕР С ВОСТОКА

«УЗ ОТОЙОЛ»: ПРИВЕТ ОТ ИВЕКО

Весной 1999 года в Самарканде совместное узбекско-турецкое предприятие «Сам Коч Авто» начало производство семейства автобусов и грузовиков «Уз Отойол».

Вадим КРЮЧКОВ. Фото автора

Узбекистан продолжает удивлять. Что ни год — очередная сногсшибательная новость. Едва успели примелькаться на наших дорогах узбекские «нексии», как Восток подготовил новое вторжение на автомобильный рынок России. На сей раз — автобусы, легкие и средние грузовики из Самарканда. Автомобили с полной массой от 3,5 до 8,5 тонны комплектуют дизельными двигателями мощностью 88 л. с. или турбодизелями мощностью 115 л. с. Шасси двухосное. Колесная база — от 3000 до 3600 мм. Коробки передач механические пяти- или шестиступенчатые. С 2000 года гамма моторов будет дополнена 140-сильным турбодизелем с интеркулером, а кроме того, появится и трехосное шасси с колесной базой 4065 мм.

Основа грузовиков и автобусов — породистое итальянское шасси от ИВЕКО, вернее, от предприятия «Отойол» — ИВЕКО турецкой промышленной группы «Коч».

Современное грузовое производство узбеки возвели в рекордно сжатые сроки — неполных два года. Словно по иронии судьбы, корпуса «Сам Коч Авто» возникли аккурат на месте зачахшего завода «АвтоВАЗагрегат». Проектная мощность — 5000 в год, из них 1000 — грузовики, 4000 — автобусы. Если рынок потребует изменить соотношение в пользу грузовиков, то можно изготовить 9 тысяч автомобилей, а при работе в две смены — до 15 тысяч. Для стран СНГ поначалу планируется 20% выпускаемой продукции. В дальнейшем, по мере насыщения узбекского рынка, долю экспорта предполагают увеличить.

Несмотря на то, что ряд комплектующих поступает из Турции, «Сам Коч Авто» — это настоящее производство, а не очередная «отверточная сборка». Короткое знакомство с его продукцией начнем с автобусов (основные характеристики различных модификаций семейства вы найдете в таблице).

Для пробной поездки заводчане предоставили городскую модель М-24.9 на 40 пассажиров. Мест для сидения — 23, стоячих — 17. От рейсового работяги не стоит ждать комфорта и роскоши туристического лайнера, тем не менее плавность хода вполне приемлема — не трясет. Тех, кто привык к спартанскому убранству «пазика» или КАвЗа, порадует салон — просторный, уютный, отделанный добротными материалами. Кривых зазоров между панелями, крепежных планок с острыми краями, небрежно прикрученных саморезов здесь не увидишь. Вообще узбекский М-24 подкупает мелочами, о которых принято говорить: простенько, но со вкусом.

В распоряжении водителя — удобное сиденье с подголовником и широким диапазоном регулировок, рулевое управление с гидроусилителем от именитой ZF, приятная панель приборов, крупные зеркала заднего вида. В движении «Уз Отойол» покладист, общий язык с ним находишь за считанные минуты. Обзорность с места водителя отменная, показания приборов читаются легко, все клавиши, кнопки, рычажки — в зоне досягаемости, а манипуляции с педалями не требуют значительных физических усилий. Но главный козырь — по-легковому четкая коробка передач. Вспомним, например, каким умением должен был обладать водитель ЛАЗа, чтобы манипулировать «кулисой». Для управления узбекским автобусом колдовские движения рычагом не нужны — передачу находишь сразу, а о таких вспомогательных приемах, как перегазовка или двойной выжим сцепления, даже вспоминать неловко. Добавим к этому тяговитый четырехлитровый дизель, опять-таки, от ИВЕКО и согласимся: среди наших водителей-профессионалов найдется немало желающих сесть за руль М-24, как, впрочем, и других представителей семейства.

По комфорту рабочего места бортовой грузовик модели 65.9 почти не уступает автобусу. И здесь позаботились об интерьере кабины, удобном сиденье, гидроусилителе руля, столь же четкой коробке передач. Основное отличие — при езде порожняком трясет заметно сильнее. Это и не удивительно — шасси рассчитано на бо'льшую, чем у автобуса, нагрузку. Ходовая часть проста, если не сказать — примитивна. Подвеска зависимая: задний мост, кованая неразрезная балка спереди, сборные листовые рессоры «по кругу». Надежная схема, проверенная временем. Однако, несмотря на отсутствие модных новшеств, грузовик хорошо держит дорогу и управлять им несложно. Помимо бортового 65.9, покупателям предлагают широкую гамму модификаций различной грузоподъемности и назначения, в том числе рефрижераторы, самосвалы, поливальные машины, бензовозы, автокраны и трейлеры.

Начало продаж автомобилей «Сам Коч Авто» в Узбекистане совпало с открытием сервисной сети. На заводе даже есть несколько хорошо оснащенных техничек, работающих в режиме «скорой помощи». Смонтированное в их кузове оборудование позволяет выполнять довольно сложные операции — вплоть до демонтажа и переборки двигателя в полевых условиях. Словом, можно по-хорошему позавидовать.

Сборочная линия завода в Самарканде.

Каркас автобуса обшивают двустороннеоцинкованным листом.

Дизель ИВЕКО мощностью 88 л. с. разместился на раме автобуса.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии