Мулы от луаза

МУЛЫ ОТ ЛУАЗА

ЭКОНОМИКА

АВТОПРОМ

МУЛЫ ОТ ЛУАЗА

Хорошая новость: «Красная книга» им не грозит.

Леонид САПОЖНИКОВ. Фото автора

«Там, где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится», — неизменно вспоминается мне, когда вижу ЛуАЗ. Как-то встретил его в Польше на площадке автокомиссионки. «Рекомендую пану, — доверительно произнес хозяин. — Виллисоватый украинский джип!..»

У ЛуАЗов целый букет конструктивных особенностей, обеспечивающих феноменальную проходимость (высокий клиренс, независимые подвески, понижающая передача и колесные редукторы, блокировка дифференциала заднего моста). Под стать своему детищу и Луцкий автозавод, упрямо одолевающий болото безнадежных проблем.

— Пятый год друзья и недруги удивляются: «Как это вы еще живы?» — сказал мне директор Владимир Гунчик. — Ответ прост: мы очень твердо знаем свою нишу в мире автомобилей — дешевый неприхотливый джип. Ухитрились сохранить конструкторские кадры и можем предложить покупателям ряд интересных модификаций, в том числе семейство 13021 с удлиненной на полметра базой и увеличенной на 150 кг грузоподъемностью. А главное — имеем из России и Украины много заказов! Удовлетворить которые, увы, не в состоянии...

Безденежье, парализовавшее работу большинства украинских предприятий, для ЛуАЗа не единственная проблема. Завод и с деньгами остановился бы: ведь монопольный поставщик силовых агрегатов — Мелитопольский моторный — сам уже не подавал признаков жизни. Но однажды Гунчику показали немецкую рекламную листовку: «Вы охотник, лесник или фермер? Вам нужно ездить в любую погоду и в любое время года по полям, лесам и лугам? Тогда вам необходим юркий, нетребовательный, выносливый мул от ЛуАЗа!».

Розыгрыш? Оказалось — нет! Одна западногерманская фирма купила в Польше 60 луцких машин, выбросила мелитопольские двигатели и установила взамен дизель «Пежо». Об этих «мулах» и говорилось в листовке. Она подтолкнула директора и его команду к поиску альтернативных моторов.

Двигатель «Пежо» очень понравился, но был явно не по карману. Нашли в Италии фирму «Ломбардини» (не путать с «Ламборгини»!), 37-сильный дизелек которой подходил по всем статьям. Кстати, его можно было видеть в Москве на МИМС-99 в мотоотсеке автомобиля «Форос» ЛуАЗ-1302-05.

Нынче у завода неплохой выбор двигателей. Можно рассчитывать на «Мицубиси» и «Опель» (с этими фирмами, по выражению Гунчика, «проклюнулись» хорошие контакты). В амфибии «Геолог» установлен харьковский дизель завода имени Малышева. А машины, которые будут продаваться в России, завод хотел бы комплектовать российскими моторами — в частности, барнаульским дизелем.

Кстати, о цене: ЛуАЗы с 50-сильным мелитопольским МеМЗ-245 должны стоить, по оценке производителя, не дороже 2500 у.е.

— Россия велика, и завоевывать ее нужно постепенно, — сказал Гунчик.

На заводе, который в 1998 году выпустил ШЕСТЬ автомобилей (не считая собранных подмосковной фирмой «Валетта»), это прозвучало очень сильно. Но директор знает, что говорит. Уже сегодня в его портфеле лежат заявки россиян на 5 тысяч машин. И это — при отсутствии дилерской сети, распавшейся в начале 90-х.

— Сеть, — продолжал директор, — вскоре возродим. Сперва в Подмосковье и Нечерноземье. Затем в Волго-Вятском регионе — с радиусом действия до Урала. А еще на Алтае и Северном Кавказе. Начнем с продажи запчастей — ведь по нашим данным, в России сейчас более 100 тысяч ЛуАЗов. Мы уже поставляем запчасти некоторым российским торговым фирмам.

— Ну, а когда в продаже появятся автомобили?

Мой вопрос вынудил директора вернуться с бескрайних российских пространств на землю Западной Украины.

— Мы боимся подписывать контракты, — вздохнул он, — пока не будет коробки.

Оказывается, Мелитопольский моторный прекратил производство луазовских коробок передач. Выпуск модернизированных коробок освоил Львовский завод гидромеханических передач. И они вот-вот пошли бы в серию... «якбы булы гроши», которых сегодня нет ни в Луцке, ни во Львове.

Ну, вот мы и вернулись к проблеме безденежья, с которой начали разговор. Круг замкнулся? А как же с завоеванием России, Владимир Петрович? И тут Гунчик выложил главный козырь. Акции ЛуАЗа, принадлежащие государству (а их 81%), выставлены на продажу. Условие конкурса — приобретение всего пакета одним инвестором.

— Потому что наши партнеры, — пояснил директор, — хотят работать с собственником и не чувствовать за плечом дыхание еще кого-то...

Реальный кандидат в инвесторы уже есть. Назвать его директор пока не хочет. Но Луцк — небольшой город, и мне удалось узнать, что речь идет об украинской корпорации, сотрудничающей с именитыми автопроизводителями — от БМВ с «Ленд-Ровером» до «Сузуки». Инвестор, по условиям конкурса, должен будет погасить долги завода (около 4,5 млн. долл.) и вложить в производство и его развитие 30 млн. Если вспомнить, что футбольный клуб «Милан» выложил недавно за Андрея Шевченко из киевского «Динамо» 25 миллионов, размер инвестиций кажется скромным. Но на заводе подсчитали: этой суммы достаточно, чтобы выбраться из болота на твердый берег и довести выпуск автомобилей в 2002 году до 25 000 (в 1990-м, рекордном, сделали 16 500).

— Приезжайте к нам на День машиностроителя, — сказал на прощание директор, — и узнаете новости. Надеюсь, приятные.

— На какой — украинский или российский?

Гунчик взглянул на меня с укоризной:

— День машиностроителя у нас один...

Амфибия «Геолог» ЛуАЗ-1901. Плавает медленно (5 км/ч), но уверенно.

Микрогрузовик ЛуАЗ-13021. Колесная база, как и у всех автомобилей этого семейства, увеличена на 500 мм по сравнению с ЛуАЗ-1302, а грузоподъемность — на 150 кг. Все три борта платформы откидные.

ЛуАЗ-13021-04. Создан для мобильных ремонтных бригад на обслуживании ЛЭП и трубопроводов. В сдвоенной кабине четыре места, на укороченной платформе можно перевозить до 250 кг.

ЛуАЗ-13021-07. Фургон из стеклопластика с металлической задней дверью.

ЛуАЗ-13021-08. Автомобиль для обслуживания сельских фельдшерских пунктов и доставки людей в больницу. Верх из стеклопластика. Для удобного размещения носилок задняя часть кузова удлинена более чем на 600 мм, в связи с чем увеличился задний свес. Кузов имеет четыре двери: одну слева, две справа и заднюю.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии