Чем измерить независимость?

ЧЕМ ИЗМЕРИТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ?

ЭКОНОМИКА

ОПЫТ

ЧЕМ ИЗМЕРИТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ?

Бурное развитие чешской автопромышленности имеет свою оборотную сторону.

Елена ВАРШАВСКАЯ. Фото автора и фирмы «Манн фильтр»

Приятельница быстро охладила мои восторги по поводу участия иностранцев в экономике ее родной Чехии. Вот, говорит, был у нас в городе большой майонезный завод. А тут вдруг все магазины заполонил немецкий майонез, дешевый. Все, конечно, стали его покупать, наш завод закрылся, немцы его прибрали к рукам и... повысили свои цены. Теперь они полные хозяева.

Разговор вспомнился на автомобильной выставке в Брно, когда услышала, что большинство крупных предприятий страны имеют иностранного партнера, а некоторые — полностью принадлежат иностранцам.

ПУСТЬ НЕУДАЧНИК ПЛАЧЕТ

Молоденький коммерческий директор чешской фирмы «Магнетон» грозил в сторону соседнего стенда «Бош»: «Вот они, конкуренты! Задушить нас хотят...»

— Что, проигрываете соревнование? — с пониманием спросила я и нечаянно попала на больное место. Марек Ришави взорвался:

— Думаете, мы хуже? Ошибаетесь!

«Магнетон» существует с 1926 года, предприятие с хорошими традициями, поставлявшее еще в досоциалистический период электрооборудование «Шкоде».

После революции 1989 года получил сертификаты ISO-9001 и QS 9000, то есть стал соответствовать международным стандартам качества.

— «Фольксваген» проводил испытания своих автомобилей в условиях Северной Европы. Машины, от «Ауди» до «Шкоды», были оставлены на тридцатиградусном морозе на ночь. И что же? Единственная, что легко завелась с утра, была... «Фелиция» с нашим стартером! — с гордостью рассказывал Марек Ришави. — К сожалению, никто из этого выводов не сделал... Хотя можно было бы задуматься: на других автомобилях стояли стартеры «Бош».

По словам коммерческого директора, и процент рекламаций на продукцию чешской фирмы ниже, чем на электрооборудование именитых немцев. Так в чем тогда чехи уступают, если качество не хуже, а цены даже ниже, чем у «Боша»?

Увы — позицией на рынке и капиталами. Состоятельным немцам гораздо проще «играть» ценами, заинтересовывая заказчиков, предлагать выгодные условия совместной деятельности — ради будущих прибылей можно и понести вначале крупные расходы. «Магнетон» не располагает такими средствами — и постепенно теряет позиции. Вот сейчас чехов больше всего беспокоит интерес «Боша» к «Шкоде», принадлежащей «Фольксвагену», его давнему партнеру. Не потеряет ли «Магнетон» одного из крупнейших своих заказчиков? Учитывая то, что из-за бомбардировок Югославии были разрушены четыре завода, которым чехи поставляли свою продукцию, новые потери могут стать для фирмы роковыми.

— Я убежден, — сказал г-н Ришави, — что через несколько лет рынок автопроизводителей будет окончательно поделен, и на нем останется не больше десятка фирм-монстров. Чтобы иметь шанс выжить, нужно объединяться. И мы давно уже смотрим в сторону России в поисках партнера. Пока — безрезультатно...

НЕСВОБОДА ИЛИ СМЕРТЬ?

— Если бы мы были самостоятельными, нас бы уже не было. Это моя философия, — сказал Ота Мудрак, управляющий чешским отделением немецкого завода «Манн фильтр».

Собственно, когда-то это был завод, чья биография началась с производства бумаги в 1690 году! А автомобильные воздушные фильтры он стал выпускать еще в 1965-м. Но судьба привела предприятие к выбору: погибнуть или найти партнера. «Манн», получивший контрольный пакет акций, дал не только ноу-хау, но и выход на рынок.

Кстати, вопреки распространенному у нас представлению, иностранцы не принесли на чешский «Манн фильтр» каких-то сверхновых технологий, да и денег практически не вложили. Разве что прибыль предприятия инвестировали в его развитие.

В недавно построенном цехе (на снимке слева) — в основном, старое оборудование, очень много ручного труда. Да и рабочие получают, даже по чешским меркам, копейки (в этом регионе высока безработица, потому и такая зарплата — счастье). Фильтры «Манн», которые выпускают здесь, отгружают в Германию, а оттуда они уже идут заказчикам, кстати, без пометки «Сделано в Чехии». На ценовую, финансовую, производственную политику своего, а уж тем более, головного предприятия дочерняя фирма влиять не может. Разве что вправе высказать свои рекомендации и соображения, а уж решение примут немецкие партнеры. Впрочем, пока этими решениями Ота Мудрак доволен.

Кроме воздушных и масляных фильтров марки «Манн», на заводе продолжают выпускать и аналогичную продукцию под собственной маркой — «ОТО». Но эти фильтры — с меньшей улавливающей способностью (хотя, естественно, сертифицированы немцами и соответствуют требованиям заводов-изготовителей), поэтому и стоят заметно дешевле. Их «Манн» отправляет на восточные рынки, где немецкое качество не всем по карману.

Тут я перестала понимать, в чем смысл объединения: если чехи, как и раньше, могли успешно торговать у себя и в бывшем соцлагере, при чем тут «Манн»?

Ота Мудрак все объяснил:

— Материалы, если бы мы закупали их сами под наши объемы производства, стоили бы намного дороже, чем «Манну» (у него — крупный опт), и наши цены практически сравнялись бы, из-за чего упали бы продажи. То же — в отношении банков. Они дают кредиты немецкой компании на гораздо более выгодных условиях. Плюс к этому репутация товара, выпущенного под контролем немцев...

Смысл понятен.

МАЛЕНЬКИЙ И ЖИВУЧИЙ

Их всего — двадцать человек, работающих в фирме «Аском», которая никому, кроме них, не принадлежит и никого не боится. Они строят асфальтосмесительные установки.

В начале 90-х за счет частного капитала создали общество по обслуживанию установок, потом стали торговать запчастями, потом, по контракту с итальянцами, собрали три асфальтосмесителя в Чехии. И, наконец, создали свое проектное бюро и начали внедрять собственные разработки. Кстати, три из них есть и в России, в Подмосковье.

— А было время, из дома забирали все деньги и приносили сюда, — говорит Вольдемар Диттрих, коммерческий директор «Аскома». — Кредиты-то нам, в отличие от крупных известных фирм, давали на грабительских условиях.

Да и сейчас приходится сражаться за заказы: пусть у тех же немцев установка намного дороже, зато имена известней, да и условия продажи привлекательней. Чешская фирма вынуждена работать с 50-процентной предоплатой, а богатые фирмы могут позволить рассрочку платежей чуть ли не на десяток лет.

И все-таки «Аском» не сдается и с оптимизмом смотрит в будущее. Объемы производства не настолько велики, чтобы опасаться отсутствия заказчиков, а уж остальное зависит от энергичности самих работников фирмы.

Особенно «Аском» заинтересован в российском рынке и надеется на сотрудничество с нами и сохранение независимости от иностранного капитала.

ЛУЧШЕ БЫТЬ БОГАТЫМ И ЗДОРОВЫМ

Так хорошо это или плохо — иностранные хозяева? По крайней мере, при ближайшем рассмотрении стало ясно: не так уж однозначно хорошо, как казалось бы. Даже те, кто доволен поглощением своей фирмы западной компанией, уточняют: иначе не было бы перспектив.

Интерес иностранцев к Чехии велик. Но никто из моих собеседников не считал его бескорыстным. Действительно, восточноевропейская страна привлекает Запад хорошим уровнем производства, опытом работы в автопромышленности, выходом на Россию и СНГ и... невысоким уровнем жизни людей, зарплата которых составляет приблизительно треть от заработка западных рабочих. И вряд ли когда-нибудь иностранцы позволят догнать себя по качеству жизни — это им попросту невыгодно, поскольку удорожит продукцию.

— Они сбрасывают нам свои устаревшие технологии, чтобы мы их потом передали вам, — заявила та моя приятельница.

Представители заводов не были столь категоричны.

— Они не ищут производство, они ищут сбыт, — сказал управляющий «Манн фильтр» про хозяев-немцев. — Производство — лишь средство привлечь заказчика.

— Мы им, как производители, не нужны, они заинтересованы в нас как в рынке сбыта, — более жестко заметил представитель «Магнетона».

Конечно, все это лишь частные мнения. И если успехи попавшего под влияние Запада чешского автопрома можно измерить в единицах продукции, кронах прибыли и марках инвестиций, то как подсчитать результат утраты самостоятельности? Независимость не поддается измерению и оценить ее, вероятно, можно, только потеряв.

Меньше всего хотелось бы, чтобы эти заметки восприняли как критику пути чешской автопромышленности, предпочитающей объединение с сильным прозябанию или гибели. А вот как повод для размышления они годятся. Ведь мы невольно примеряем жизнь соседей к себе, и нелишне знать о ней побольше, причем не только с парадной стороны. Пока еще у нас, кажется, остается выбор...

Культура производства — западная.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии