Цифры и факты

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

ЭКОНОМИКА

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Материалы рубрики подготовили Владимир АРКУША, Елена ВАРШАВСКАЯ, Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, Леонид САПОЖНИКОВ

АВТОПРОМ: ПОДЪЕМ — ОТНОСИТЕЛЕН

Первое полугодие нынешнего года ознаменовалось ростом производства в российской автомобильной промышленности. Всего выпущено 569 916 автомобилей, а это на 3,6% выше показателей за тот же период 1998-го. Больше всего увеличился выпуск грузовиков — на 14,3%. В основном, благодаря возвращению к жизни КамАЗа, который нарастил производство с 602 автомобилей (первое полугодие 1998-го) до 6014 (тот же период нынешнего), и пуску в серию газовского «Соболя» — их уже сделали свыше 4 тысяч штук. Рост выпуска легковых автомобилей на этом фоне не столь заметен — 1,2%.

Все это отрадно, но оживление работы нашего автопрома относительно — 1998 год, с которым сегодня сравнивают показатели, был не лучшим для отрасли. Выпуск грузовиков тогда, по сравнению с 1997 годом, уменьшился на 3%, а легковых машин — на 15%! Наибольшие потери понес АвтоВАЗ: с 740 526 автомобилей, сошедших с конвейера в 1997 году, объемы его производства снизились до 594 522 автомобилей в 1998-м. Почти на 20%! Неудачи постигли тогда и российские автосборочные предприятия: калининградский «Автотор» снизил темпы сборки на 17,6%, ростовский «Донинвест» — на 37,7% по сравнению с 1997 годом.

Как выглядят нынешние результаты, если их сравнивать с более благополучными временами? В первом полугодии 1997 года было выпущено 78 996 грузовых автомобилей, 459 522 легковых и 20 332 автобуса, а это меньше, чем в первом полугодии 1999-го. Казалось бы, успех налицо. Но если автопром в оставшиеся месяцы не нарастит производство, его показатели, за исключением выпуска грузовиков, будут не выше, чем в 1997 году. Тогда было произведено 148 155 грузовых машин, 983 989 — легковых и 45 892 автобуса.

Так что радоваться подъему автопрома следует, но осторожно. Тем более, что летом произошел заметный спад продаж. Особенно увеличились остатки нереализованных «москвичей» и ВАЗов. Самыми же «рыночными» машинами оказались «Ока» и «Волга» — среди легковых, «Газель» и «Бычок» — среди грузовиков.

ОБЪЕДИНЕНИЕ — НА ПОЛЬЗУ

Союз двух гигантов в первом полугодии нынешнего года развивался весьма динамично: оборот возрос на 10%, достигнув 74,6 млрд. долл., прибыль — на 11% и составила 5,5 млрд. долл. Такой же рост прибыли (в процентах) получило отделение легковых машин «Мерседес-Бенц»; прибыль от сбыта заокеанских моделей «Крайслер», «Плимут», «Додж» и «Джип» увеличилась на 5%. За 6 месяцев текущего года их продано 1 685 000 шт., машин «Мерседес-Бенц» и «Смарт» — 519 000, причем продажи европейских моделей в сумме возросли на 21% по сравнению с тем же периодом 1998-го. (Видимо, отчасти это объясняется активным сбытом машин А-класса и «раскручиванием» микроавтомобиля «Смарт».) На 18% больше продано грузовиков «Мерседес-Бенц», «Фрейтлайнер», «Стерлинг», автобусов «Зетра» — всего 270 500.

Характерны высказывания сопрезидентов корпорации. Р. Итон: «Процесс объединения даже опережает график. К концу года мы реализуем интеграционный проект на 80%». Ю. Шремп: «Мы остаемся одной из самых прибыльных автомобильных компаний в мире».

Венгерская дочерняя компания японского производителя «Сузуки» увеличила свой уставный капитал до 19,9 млрд. форинтов (235,85 форинта/доллар), но при этом доля венгерской стороны сократилась до 10%. В момент основания фирмы венграм принадлежало целых 40% акций.

ТОПЛИВО ПОДОРОЖАЕТ ВЕЗДЕ. Европе грозят серьезные бензиновые неприятности. Причина — в новых экологических стандартах, принятых Евросоюзом. Чтобы обеспечить их соблюдение, необходимо вложить в модернизацию европейской нефтепереработки около 20 млрд. долларов. Это неминуемо приведет к росту цен на горючее.

Автомобили известных фирм, собранные в России, априори заметно хуже зарубежных аналогов — так считает 81% участников опроса, проведенного в Москве среди 350 руководителей различных фирм. Сорок два процента респондентов высказали также мнение, что и престиж машин российской сборки будет ниже.

К ЦИВИЛИЗАЦИИ — ЗА 5–10 ЛЕТ

Наконец-то АвтоВАЗ решил определить требования к своим дочерним торговым предприятиям и независимым дилерам. Все они должны отвечать единому стандарту: типовые помещения, типовой интерьер, общие правила работы с клиентом... Каждый, кто захочет торговать автомобилями из Тольятти, обязан будет заключить с заводом дилерское соглашение и соблюдать его требования. Мало того, завод возьмет под контроль прибыли дилеров и, если посчитает нужным, станет ограничивать их до разумных пределов. Продавцу будет разрешено лишь повышать стоимость дополнительных услуг. Но и это еще не все. За каждым дилером предполагается закрепить тот или иной регион, что, заметим, практикуется почти всеми автомобильными фирмами на Западе, и определить плановое количество продаж!

Так ВАЗ намерен поднять уровень своей дилерской сети до мировых стандартов. Между прочим, заявки на заключение дилерских соглашений уже подали 900 фирм, но «добро» из них получит не более половины. Не всем по силам будет вести торговлю в рассрочку, осуществлять лизинг, зачет старых автомобилей при покупке новых... Правда, на эти нововведения ВАЗ отводит 5–10 лет. Так что у желающих торговать цивилизованно еще есть время...

НА ЧЕМ ЕЗДИТЬ АДМИНИСТРАЦИИ?

Управделами Президента намерен закупать 150–200 автомобилей БМВ в год у калининградского сборочного предприятия «Автотор». Деньги на первые 120 БМВ пятой серии уже перечислены: 30 тысяч долларов за автомобиль — на 15 тысяч меньше, чем в свободной продаже. Российские БМВ, по словам управделами Павла Бородина, выгоднее, чем «волги». Из 900 «волг», что управление закупает ежегодно, «половину сразу ставим под забор, а вторую половину — чуть позже», — посетовал президентский «завхоз». Интересно, на какую марку поставит новый управделами после президентских выборов?

Президент ГАЗа Вламир Пугин и глава чешской фирмы «Брано» (крупнейшего производителя автомобильных комплектующих) Павел Юржичек подписали учредительные документы о создании СП. Новое предприятие организуется на базе завода «Агат» (город Кстово), его продукция — замки для автомобильных дверей. В перспективе партнеры намерены выпускать также дверные уплотнители.

ЗАПАД ПОМОГ СНОВА. Правительство РФ утвердило соглашение с Мировым банком о займе в 400 млн. долларов на финансирование ремонта и содержания дорог. Триста сорок пять миллионов из этих средств предназначено для магистралей федерального значения, а 55 млн. — для сети дорог и мостов Красноярского и Хабаровского краев.

БЕНЗИНОВЫЕ ИГРЫ ПО-КИЕВСКИ

После небывалого скачка цен горючего (ЗР, 1999, № 9) Генеральная прокуратура Украины решила найти виновных. И, конечно, нашла: на такой-то АЗС припрятали столько-то тонн, на таком-то складе — столько-то... Против злодеев возбудили 58 уголовных дел. Но бензин почему-то не спешил дешеветь: месяц спустя после начала кризиса средняя цена «95-го» составляла в пересчете 16 российских рублей за литр, а в Крыму те же 16 руб. стоил «76-й». В Киеве последний вообще надолго исчез — городская администрация постановила, что он должен стоить в розничной продаже не дороже 1,25 гривны (7 руб. 50 коп.). Тщетно экономисты пытались втолковать «отцам города»: если бы не волюнтаристские ограничения, «76-й» появился бы на всех заправках уже через пару дней, и цена сама пошла бы вниз из-за конкуренции после насыщения рынка... Так что, если уж искать виновных, нельзя обойти чиновников старой выучки, умеющих только запрещать и карать.

Четыреста троллейбусов в год планирует собирать, начиная с 2000 года, российско-чешское предприятие «Шкода-ВМЗ» в Вологодской области. СП выиграло тендер на поставку троллейбусов нового поколения в Вологду и Великий Новгород у единственного в России троллейбусного завода в Энгельсе (Саратовская область). Электрические машины закупят в счет кредита Всемирного банка.

ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ, МОСКВИЧИ!

В будущем году весь муниципальный транспорт столицы должен быть оснащен каталитическими нейтрализаторами. Наконец-то москвичи вздохнут свободней — столичные автобусы будут соответствовать европейским эконормам. Откуда средства на это? От фонда «Мосэкотранс», который «подкармливают» местные предприятия. У последних, согласно закону «О ставках и льготах по налогу на прибыль», есть выбор: заплатить налог в городской бюджет или отдать ту же сумму в фонд. Многие предпочтут последнее.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые