Цилиндр, который лопнул

ЦИЛИНДР, КОТОРЫЙ ЛОПНУЛ

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

ЦИЛИНДР, КОТОРЫЙ ЛОПНУЛ

Проверку передних тормозных цилиндров для вазовской «классики» захотелось прекратить в самом начале, объявив все приобретенные изделия бракованными.

Михаил КОЛОДОЧКИН

Судите сами. Приходите в магазин, платите за комплект цилиндров от 160 до 320 рублей — как повезет — и получаете из подприлавочного пространства четыре вещицы сомнительного вида. Ни тебе упаковки, ни клейма с указанием предприятия-изготовителя, ни хотя бы ярлычка на веревочке... Задаешь наивные вопросы продавцам, а они, как известно, ребята с юмором.

Смешнее всего стало, когда выяснилось, что подольские цилиндры сделаны во Владимире, тольяттинские сильно смахивают на орловские, а реутовские и московские на поверку оказались климовскими... Впрочем, эксперты тоже не уверены до конца — где гарантия, что отливки корпусов с хитроумной символикой не похищены прямо из «литейки», чтобы затем обрести новое обличье в неизвестном подвале? Полные данные о шести комплектах цилиндров с указанием нашей версии их происхождения приведены в таблице.

Единственная четверка цилиндров, чья родословная не вызывала сомнения с самого начала, была на наших глазах извлечена продавцом из большой коробки с надписью «Фенокс». Вот что значит заграница, пусть и белорусской закваски. Кстати, эти изделия оказались и самыми «упакованными» — в них имелись не только штуцеры для прокачки тормозов, но и заглушки, препятствующие попаданию грязи внутрь резьбовых соединений цилиндра. Кроме «Фенокса», штуцерами могли похвастаться только № 3 и 4, а заглушек больше не оказалось ни у одного. Отметим, что все российские цилиндры комплектуются одинаковыми манжетами, на белорусских — надписи покрупнее (фото).

Помянем недобрым словом бездействующий закон «О защите прав потребителей» и попробуем оценить качество того, что пришлось приобрести. Для начала, как обычно, немного теории.

В передних тормозах «Жигулей» трудятся четыре похожих друг на друга (но невзаимозаменяемых!) цилиндра из алюминиевого сплава (см. рис.), вставленные по два в пазы каждого из суппортов. Поршни цилиндров — стальные, их трущиеся поверхности хромированы. Нужное уплотнение поршня в цилиндре обеспечивает упругое кольцо из резины. Оно же при растормаживании помогает поршню вернуться в исходное положение за счет сил упругой деформации. Полость цилиндра со стороны тормозной колодки защищена от попадания грязи и влаги манжетой.

Приступим к проверке — на сей раз она тройная.

Начнем с геометрии — косвенного показателя стабильности параметров производства. Контрольным замерам были подвергнуты два размера — ширина выступа (в двух точках по краям) и расстояние «от выступа до выступа». Увы, при ближайшем рассмотрении все цилиндры оказались «кривобокими» как «вдоль», так и «поперек». Обнаруженное несовершенство «фигуры» хоть и не окажет существенного влияния на работу узла в целом, однако заставит попотеть при его сборке. Впрочем, к этому нам не привыкать.

С герметичностью цилиндры справились на «отлично» — не подвел ни один. Осталось разобраться с их прочностью — согласно требованиям ГОСТ, давление разрушения должно составлять не менее 240 кгс/см2, что соответствует тройному номинальному давлению. Ну, держитесь!

При давлении 200 кгс/см2 один из цилиндров с эмблемой владимирского ЗАО «АРТ» приказал долго жить (см. фото). Эксперты установили, что разрушение произошло вследствие производственного брака — в отливке имелась большая полость. Заметим, что алюминиевый корпус стареет, а с возрастом подобный дефект мог бы проявиться и при меньшем давлении, например, при экстренном торможении... При 240 кгс/см2 «прохудился» один из «хамелеонов» — последующее вскрытие обнаружит в нем трещину в зоне резинового уплотнения, спасшую цилиндр от полного разрушения. Остальные изделия выдержали испытания с честью. Победителем в этой номинации стал белорусский «Фенокс» — единственный из участников, которого не смогли «сломить» даже 350 кгс/см2.

По окончании испытаний все цилиндры разобрали. Что ж, хромовое покрытие действительно есть, да и чистота поверхности на высоте. Только у одного из подопытных, проходящего у нас под № 4, кто-то успел поковырять внутри отверткой...

Абсолютными победителями в троеборье признаны цилиндры из Белоруссии — немножко кривые, зато не подтекают и не лопаются. Остальные же изделия, как узнаваемые, так и неопознанные, вызвали чувство раздражения — если даже бывалые эксперты с трудом ориентируются в таинственных значках на корпусе, то что посоветовать обыкновенному владельцу «Жигулей»? И кому жаловаться на цилиндр, который лопнул?

Манжеты российских цилиндров — с мелкими надписями, белорусских — с крупными.

А снаружи все было нормально...

Цилиндр — это очень просто...

Хороший цилиндр лопается только при четырехкратном превышении номинального давления.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии