Даешь энергию

ДАЕШЬ ЭНЕРГИЮ

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

ДАЕШЬ ЭНЕРГИЮ

Электрика в отечественном автомобиле

барахлит частенько. Доходит дело и до замены генератора.

Александр БУДКИН

Твердо убедившись в неисправности генератора на своей машине, владелец будет вынужден либо чинить старый, либо покупать новый. Значит — в поход по магазинам.

Интересующие нас изделия (все они предназначены для вазовских машин) относятся к двум типам: с контактными щетками — образцы 1, 2, 5 и индукторным (бесщеточным) — образцы 3, 4. Последние отличаются б'ольшим ресурсом, но худшей работой на малых оборотах. Чтобы компенсировать этот недостаток, у бесщеточных генераторов делают меньший диаметр шкива, то есть большее передаточное число. Но это часто приводит к перегрузке подшипников на высоких оборотах двигателя. У «обычных» генераторов ресурс составляет около 125 тыс. км и определяется, в основном, сроком службы щеточного узла, реже — обрывом вращающейся обмотки ротора. У бесщеточных на роторе обмотки нет, взаимоотношения между ротором и статором — только посредством магнитного поля, поэтому их ресурс, как правило, зависит от долговечности подшипников, составляя 300–350 тыс. км. Но, разумеется, неисправности генераторов сокращают их жизнь.

Заявленная мощность испытуемых приборов колеблется от 588 Вт у болгарского генератора до 1000 Вт у бесщеточного ГА-5. В действительности все образцы выдали меньше: максимальный показанный ток — от 40 А у «болгарина», до 69 А у российского ГА-5. При регулируемом напряжении 14 В это соответствует 560 Вт и 966 Вт. Впрочем, не будем слишком придирчивы. Серьезный недобор мощности оказался лишь у одного соискателя, причем самого именитого — немецкий «Бош» вместо обещанных 55 А выжал из себя 48. Возможно, путаницу внесла маркировка: она нанесена на бумажке, приклеенной к генератору. В России это часто приводит к «ошибкам» и немцы могут быть ни при чем. Зато немецкий генератор лучше других отработал на оборотах холостого хода, выдав 22 А. Отечественный ГА-5 оказался здесь последним — 17 А. Есть чем похвастать «родному» генератору «Самары» от КЗАТЭ. При 750 об/мин он уступил «немцу» лишь 1 А, а уже с 900 об/мин пошел в отрыв от именитого конкурента. Но «Бош» тут же ответил: лучшим качеством сборки, образцово изготовленным регулятором напряжения (мы привыкли, что этот узел в отечественных генераторах не отличается высокой надежностью) и б'ольшим коэффициентом запаса заднего подшипника на максимальных оборотах: уменьшив зазоры, немцы добились лучшей отдачи «на низах» и позволили ротору своего генератора вращаться медленнее — отсюда больший расчетный ресурс.

Битва получилась жаркая, в спор двух лидеров вмешался не пожелавший остаться третьим бесщеточный генератор алтайского завода (мод. 955.3701). По выдаваемому току он уступил как КЗАТЭ, так и немецкому «Бош», но вспомним про расчетный ресурс 300–350 тыс. км — щеточные генераторы столько не служат, к тому же у алтайского претендента самый низкий уровень помех радиоприему (см. табл.). Молча следил за этим спором второй бесщеточный генератор ГА-5, однако не утерпел: хотя на холостых оборотах отработал хуже всех, но 69 А на средних отдадут долг аккумулятору сполна. Недовольны большими помехами — самостоятельно поставьте конденсатор, как у других генераторов. Не нравится 25-процентная перегрузка подшипника — так подшипник-то японский, должен стерпеть, и потом, не будете же вы постоянно держать педаль акселератора «в полу».

«Болгарин» оказался скромнее всех. Слегка призадумавшись, похвастал аккуратной сборкой и самой низкой среди «обычных» генераторов ценой.

Слева направо: Bosch, КЗАТЭ, «Болгария». Конструкция абсолютно идентична.

Bosch, Германия, мод. 0986034390.

4600 руб.

Невысокая максимальная мощность (максим. ток), лучшие показатели на минимальных оборотах двигателя, минимальная нагрузка на подшипники, высокая точность сборки.

КЗАТЭ, Россия,

мод. 372.3701.

850 руб.

Самый распространенный генератор для VAZ 2108—21099. Самый мощный среди традиционных (с контактными кольцами). На холостых оборотах уступает только немецкому Bosch. Ресурс — около 125 тыс. км.

АЗТЭ, Россия, мод. 955.3701, бесщеточный.

580 руб.

Предназначен для VAZ 2108—21099. Главная особенность — отсутствие контактных колец. Основное преимущество — увеличенный до 300–350 тыс. км ресурс. Недостатки: малая мощность на холостых оборотах и 13%-ная перегрузка подшипника на максимальных оборотах двигателя.

Немецкий и российский щеточные узлы.

Внутренности бесщеточного генератора: вращающаяся часть справа, обмотка неподвижна.

Неизвестный производитель, Россия, мод. ГА-5.

525 руб.

Образец продавался как произведенный на АТЭ-1, конструктивно исполнен подобно АЗТЭ. Самый мощный — 69 А, но хуже других отработал на холостых оборотах. При максимальных оборотах перегрузка подшипника — 25%, но подшипник японский. Ресурс — около 300–350 тыс. км — лимитируется подшипником.

Произведен в Болгарии.

600 руб.

Предназначен для VAZ 2101, 2103, 2106. Недостатки: малая мощность, отсутствие помехоподавления. Ресурс — около 125 тыс. км. Дешевле, чем КЗАТЭ,

но уступает ему.

Наша справка

ГЕНЕРАТОРЫ ДЛЯ VAZ 2101, 2103, 2106 ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ VAZ 2105, 2107 отсутствием встроенного регулятора напряжения, а предназначенные для VAZ 2108—21099 — большей мощностью. Установка одного из них вместо другого возможна при изменении схемы подключения.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии