Льготные автокредиты: новые выгоды и непредвиденные расходы

Программа льготного автокредитования, которая уже не первый год приходит на помощь российскому авторынку, претерпела очередную перезагрузку. Наконец-то, повышен ценовой барьер для участвующих в госпрограмме автомобилей, хотя с учетом недавнего роста цен на выборе моделей это практически не сказалось. Кроме того, изменился расчет финансовых условий по льготным автокредитам, из-за чего заемщикам теперь придется платить с них подоходный налог.

Вдогонку за ценами

Российские власти продлили действие программ стимулирования спроса на авторынке, который пока не показывает признаков восстановления. Одной из наиболее востребованных мер господдержки стали льготные автокредиты, ведь сегодня все меньше потребителей могут позволить себе купить автомобиль за наличные, а без субсидии от государства кредит для них был бы не по карману. При этом в 2016 году Минпромторг обновил условия данной программы, которая теперь распространяется на автомобили не только текущего года выпуска, но и прошлого, 2015-го. По словам участников рынка, это поможет дилерам быстрее распродать прошлогодние остатки.

А главным изменением стало повышение ценового барьера для автомобилей, участвующих в госпрограмме, – с 1 млн рублей в 2015 году до 1 млн 150 тыс. рублей. Напомним, льготные автокредиты выдаются только на покупку машин российского производства, в том числе иностранных марок. В остальном условия программы остались прежними: государство субсидирует две трети ключевой ставки ЦБ (в настоящее время – 11%), первоначальный взнос составляет не менее 20% стоимости автомобиля, срок кредита – до трех лет.

«Цены стремительно растут, и повышение максимальной стоимости автомобиля, который может быть куплен с привлечением субсидированного кредита, до 1,15 млн рублей – это лишь индексация суммы с учетом инфляции. Большинство кроссоверов как не попадали под действие программы, так и останутся за ее рамками, а в сегменте SUV спад продаж весьма значительный, – говорит исполнительный директор компании «Рольф» Виталий Павловский. – В то же время для более доступных автомобилей программа вновь станет палочкой-выручалочкой, на которой держатся продажи. А с расширением ценового диапазона автомобилей, на которые программа не распространяется, до 1,5 млн рублей ее эффект мог бы стать еще заметнее».

Процент имеет значение

С повышением ценовой планки до 1,15 млн рублей выбор автомобилей в рамках госпрограммы расширился за счет таких моделей, как Kia Optima, Hyundai i40, Ford Mondeo, Ford Kuga, а также более богатых комплектаций Kia Sportage, Skoda Octavia, Volkswagen Jetta, перечисляет директор управления розничных продаж «Сетелем Банка» Дмитрий Мольков. Однако, по его мнению, вряд ли стоит ожидать существенного перераспределения сил, поскольку основные продажи по льготным автокредитам происходят в сегменте до 800 тыс. рублей.

Между тем рост цен на автомобили в начале года уже заставил покупателей брать в кредит больше денег. К примеру, в «Русфинанс Банке» средняя стоимость кредита и автомобиля повысилась на 3% в сравнении с прошлым годом. При этом наибольшим спросом по субсидируемым кредитам пользуются автомобили марок Kia, Hyundai, Lada, Renault, Volkswagen и Ford, а в модельном зачете лидируют Kia Rio, Hyundai Solaris, Lada Granta, Lada Largus и Kia cee’d, гласят данные банков — участников программы.

«Поскольку речь идет все же о массовом сегменте рынка, в котором потребительские свойства автомобилей довольно близки, мы наблюдаем возрастающую роль влияния условий по кредиту на решения потребителей при выборе той или иной марки, – рассказывает Дмитрий Мольков. – Многие автопроизводители в сотрудничестве с банками улучшают базовые условия госпрограммы для своих клиентов. Например, автомобили Hyundai/Kia возможно приобрести по ставке 7,9% непосредственно в кредитном договоре на три года, что существенно лучше типовых условий по госпрограмме. Поэтому можно сказать, что госпрограмма не только поддерживает рынок, но и стимулирует банки и автопроизводителей дополнительно улучшать условия приобретения автомобилей для клиентов».

Налог на льготу

Однако выгодные условия по автокредитам теперь могут обернуться для заемщиков дополнительными затратами. Дело в том, что с 1 января 2016 года Центробанк уравнял ставку рефинансирования с ключевой, в результате чего минимальная ставка по автокредитам, не попадающая под налогообложение, выросла с 5,5 до 7,33%. В свою очередь, это решение повлекло налоговые последствия для заемщиков, которые имеют льготные автокредиты или получат их в будущем. В случае, если размер ставки в кредитном договоре ниже «пороговой величины» в 7,33%, то у заемщиков возникает материальная выгода, а она должна облагаться 13-процентным налогом на доходы физических лиц.

Как поясняет Дмитрий Мольков, подоходный налог будет начисляться с разницы в процентах между ставкой 7,33% и фактической ставкой в кредитном договоре клиента. «По нашим расчетам, сумма налога для большинства таких заемщиков составит 200-500 рублей за год. Сама по себе ситуация неприятная для клиентов и банков, так как у заемщика возникают некие неожиданные обязательства, которые им не предполагались на момент заключения кредитного договора», – сетует он.

Впрочем, на популярность госпрограммы среди заемщиков это существенно не повлияет, полагает заместитель председателя правления «Меткомбанка» Алексей Казак. Ведь налоговый платеж все равно будет меньше выплачиваемых процентов по обычным автокредитам, без льготы от государства.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в