Модификатором по износу

МОДИФИКАТОРОМ ПО ИЗНОСУ

РЫНОК

ЭКСПЕРТИЗА

МОДИФИКАТОРОМ ПО ИЗНОСУ

Реклама модификаторов трения слагает легенды, автолюбители теряются в догадках... Так можно ли, в самом деле, победить трение? Мы решили проверить.

Федор МАСЛОВ

Заманчиво, не правда ли, залить в двигатель флакон волшебной жидкости и забыть о капремонте навсегда? Восстановить изношенные поверхности, вернуть утерянную компрессию, одним словом, сделать из старого мотора новый. Пик исследований в этой области пришелся на 80-е годы, когда над актуальной проблемой снижения трения и износа работали крупные НИИ. Но до всеобщей победы над проклятым злом тогда не дошло. А как обстоят дела сегодня?

УЧАСТНИКИ И СУДЬИ. Из немалого числа препаратов, обещающих снизить трение и износ, для испытаний взяли четыре (см. фото): два отечественных, один американский и один швейцарский. Наши — дешевле, иностранцы — дороже, разброс цен — почти четырехкратный.

Для максимальной объективности и корректности тест проводили в Испытательном Центре ГСМ 25 ГосНИИ МО РФ, пригласив ведущих специалистов Межведомственной комиссии при Госстандарте России. Использованная методика соответствовала сразу двум требованиям: положению комиссии при Госстандарте, принятому в 1990 году, а также ГОСТ Р 51176–98. Работы проводили на специальной «машине трения» СМТ-1, где пару трения составляют чугунная колодка и стальной диск.

Носителем присадок стало масло Castrol GTX SAE 15W-40 API SF. Оно же послужило отправной точкой для сравнения, насколько снизится коэффициент трения и уменьшится износ после введения в масло испытуемых добавок.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Антифрикционные свойства чистого масла и масла с введенными присадками оценивались по трем показателям: моменту трения, температуре масла в зоне трения и коэффициенту трения. Чем меньше значения этих показателей, тем лучше. Здесь хороший результат показали лишь две зарубежные присадки — относительное уменьшение коэффициента трения по сравнению с чистым маслом у «американца» составило около 12%, у «швейцарца» — 4%. Снижение температуры в зоне трения у обоих — 6°С или 3,2%. Отечественные препараты за места в этой номинации решили не бороться.

Противоизносные свойства определялись потерей массы чугунной колодки за одинаковое время работы в паре трения. Здесь первым оказался американский кондиционер металла ER, снизивший износ по сравнению с чистым маслом на 22%. На втором месте — отечественный «РиМет» — 13%, на третьем — отечественный же «Универсальный модификатор» с 8%, на четвертом — швейцарский реметаллизант с 7,5%.

Если попытаться суммировать относительное снижение износа и относительное снижение коэффициента трения, можно получить условную «табель о рангах». Наибольший рейтинг окажется у американского препарата ER — 34%, вторым будет «швейцарец» Metalyz 6 — 24,5%, третьим — «РиМет» из Санкт-Петербурга — 13% и завершит список «Универсальный модификатор» — 8%.

ВЫВОДЫ. Несмотря на слухи о недееспособности некоторых препаратов, снижающих трение и износ, хотим констатировать, что в нашем эксперименте все четверо дали положительный эффект. Последний может зависеть (причем по-разному) от концентрации препаратов в моторном масле, удельного давления и температуры в паре трения, наконец, от режима трения, попросту — толщины масляного слоя. В нашем случае эффект составил в среднем 10–15%, но если учесть, что в реальной жизни мотору приходится работать на разных режимах, вряд ли можно рассчитывать на увеличение ресурса более чем на 10%.

Сопоставимый результат получится при изменении вязкости моторного масла на один-два класса, например, при переходе от SAE 15W50 к SAE 5W30 или наоборот: на более вязком масле уменьшится износ, на менее вязком — потери на трение. Так что при использовании присадок можно убить двух зайцев, но не следует ожидать, к примеру, заметного снижения расхода топлива. Потери на трение в двигателе составляют, как правило, не более 5–7% от максимальной мощности. Поэтому на режиме полной мощности расход топлива уменьшится не более чем на 1–2%, на холостом ходу — на 5–10%.

Наименование: Антифрикционный кондиционер металла ER 

Изготовитель: Energy Release Corp, США

Цена: 220 руб.

Расход препарата: На 4 литра масла

Результат теста: Первое место среди испытанных препаратов, но полученный эффект много меньше заявленного на этикетке. Согласно описанию,

содержит в составе ионы

железа.

Наименование: Реметаллизант двигателя Metalyz 6 

Изготовитель: Actex SA, Женева, Швейцария

Цена: 600 руб.

Расход препарата: На весь объем масла в двигателе

Результат теста: Второе место. В составе содержит сочетание частиц свинца с частицами сплава медь-серебро. Согласно инструкции, максимальный эффект достигается в течение 5 тыс. км.

Наименование: «РиМет»

Изготовитель: Фирма ВМП

Цена: 55 руб.

Расход препарата: Три флакона на 3–5 л масла

Результат теста: Третье место. В составе содержит ультрадисперсную композицию из сплава меди, олова и серебра. Полученный противоизносный эффект значительно меньше заявленного в инструкции.

Наименование: «Универсальный

модификатор"

Изготовитель: «Автоконинвест», Москва

Цена: 150 руб.

Расход препарата: Флакон на 5 л масла

Результат теста: Четвертое место. Согласно инструкции,

одной обработки хватает на 50 тыс. км пробега.

Наша справка

В 1987 г. КОМИССИЕЙ ПРИ ГОССТАНДАРТЕ БЫЛА ДОПУЩЕНА к применению в моторных маслах отечественная антифрикционная присадка-модификатор трения «Фриктол» — маслорастворимое соединение молибдена. По результатам подобных нашему испытаний «Фриктол» снижал трение и износ на 40–60%. При эксплуатации автомобиля это позволяло снизить расход топлива на 3–5%, но присадка оказалась слишком дорогостоящей и широкого применения не получила.

Наша справка

ПО ПРИНЦИПУ ДЕЙСТВИЯ ПРЕПАРАТЫ, СНИЖАЮЩИЕ ТРЕНИЕ И ИЗНОС, делятся на три типа. Первый дает эффект в результате адгезии частиц модификатора (дисульфид молибдена, графит, тефлон) на трущейся металлической поверхности, второй — благодаря физико-химическому взаимодействию модификатора с трущейся поверхностью, а третий — вследствие образования плакирующего (заполняющего шероховатости) слоя частицами мягких металлов (олова, свинца, меди, серебра), содержащимися в присадке. Препараты «РиМет» и Metalyz относятся к третьему типу, принцип действия «Универсального модификатора» и ER не указан.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии