Страшное слово "унинпохья"...

СТРАШНОЕ СЛОВО «УНИНПОХЬЯ»...

СПОРТ И ТУРИЗМ

РАЛЛИ

СТРАШНОЕ СЛОВО «УНИНПОХЬЯ»...

Участники чемпионата мира разыграли очки финского этапа.

Андрей КЛЕЩЕВ. Фото автора

Темно-красная «Мицубиси» под стартовым номером «1», рыча и отфыркиваясь пламенем, резко осадила перед крутым левым поворотом и вдруг, словно споткнувшись о невидимую преграду, безжизненно скатилась на обочину. Еще несколько мгновений, и Томми Мякинен загробным голосом подвел горестный итог своему выступлению на домашнем этапе чемпионата мира: «Сцепление...»

А ведь днем раньше, перед стартом «НЕСТЕ Ралли Финляндии» трехкратный чемпион мира был полон оптимизма. «Мы были первыми в Новой Зеландии и у себя дома тоже рассчитываем только на победу, — улыбался финн в объективы телекамер. — Вы же знаете, эта гонка создана будто специально для меня». Что верно, то верно — не случайно же Томми пять раз подряд побеждал на родной земле! А по знанию местных дорог с ним мог сравниться разве что Юха Канккунен, родившийся также совсем неподалеку от раллийной столицы Финляндии — городка Ювяскюля. Как раз в его окрестностях и проводят бывшее ралли «1000 озер», ныне переименованное в «НЕСТЕ Ралли Финляндии».

Может быть, именно поэтому и первый номер «Субару» был тоже настроен только на первое место. «Импреза» доказала свои силу и надежность в Аргентине и Греции, — сказал Канккунен, — и мне кажется, что десятый этап чемпионата превратится в междусобойчик между мною и Томми". Остальные топ-пилоты, обычно щедро раздающие авансы самим себе, на сей раз осторожничали в прогнозах. Оно и понятно, за 49 лет существования финская гонка лишь дважды покорилась нескандинавам. "Победа в 1990-м стала одной из самых значимых в моей карьере, — вспоминал Карлос Сайнс, — но повторить ее будет ох как непросто. В Финляндии, на самой быстрой трассе сезона, слишком многое решает доскональное знание спецучастков. А в этом, увы, равных Юхе и Томми сегодня нет..."

Так или иначе, а начали домашнюю гонку Канккунен и Мякинен довольно скромно, отдав пальму первенства земляку Маркусу Гронхольму на «Пежо» и второму номеру «Субару» Ричарду Бернсу, имевшим лучшие стартовые позиции. «Ехать первым в Финляндии всегда тяжелее, поскольку лидер вынужден расчищать дорогу от камней, — комментировал Томми свое пятое место по итогам короткого первого дня. — Настоящая гонка начнется только завтра, и теперь уже мы имеем идеальную позицию для атаки».

Из этих же соображений откровенно «сачковал» на заключительном спецучастке этого же дня Ричард Бернс. Он искренне радовался, что ему удалось откатиться с первого на третье место: «Теперь мы стартуем вслед за Юхой и просто будем следовать его траектории!». Сам Канккунен, как обычно, был сдержан и бурчал в усы что-то вроде «каким бы я ни ехал, стратегия будет простая — атаковать на каждом сантиметре...». Сказал как отрезал. Уже на втором спецучастке следующего дня Юха избавил от «тяжкого бремени» лидерства Гронхольма, старательно исполнявшего функции бульдозера. Правда, лучшие времена Канккунену долго показывать не удавалось — об этом заботились Мякинен и Сайнс. Но тем интереснее сюжет: после тринадцати спецучастков разрыв между лидером и идущим на пятом месте Мякиненом составил мизерные 8 секунд!

К сожалению, интрига умерла довольно быстро. Вести со следующего допа, 34-километровой лесной дороги под названием «Унинпохья», чьи гигантские трамплины, сложный рельеф и замысловатые связки поворотов стали визитной карточкой всего «НЕСТЕ Ралли», напоминали сводку с мест боевых действий. Сход Мякинена, переворот его партнера по «Мицубиси» бельгийца Фредди Лойкса, вылет с трассы «Форда» шведа Томаса Радстрема, пробитые покрышки у Бернса и Дидье Ориоля, загнутый рычаг подвески на СЕАТе Харри Рованперы, течь масла из коробки передач «Пежо» Гронхольма, отказавшее переговорное устройство экипажа Колина Мак-Рея... Все эти события произошли именно здесь. А еще — бесподобная езда Канккунена, оторвавшегося от ближайшего преследователя, Сайнса, сразу на 10 секунд.

Именно этот момент и стал переломным. В дальнейшем уже ничто — ни прессинг со стороны соперников, ни поврежденное после прыжка колесо — не смогли остановить Юху на его пути к рекордной, 23-й в карьере четырехкратного чемпиона мира победе на этапе. А после нее он вполне может подумать и о пятом титуле — отставание от Мякинена, в принципе, не так уж велико.

Но самое удивительное, что не остался в Финляндии без зачетных очков и главный претендент на корону — Мякинен! Даже сойдя с дистанции, пилоты заводских команд, по новым правилам ФИА, имели право выступить на так называемом «телевизионном» спецучастке. Да не просто выступить, а разыграть на нем дополнительные, «сверхнормативные» зачетные очки! Впервые эту систему опробовали весной на Ралли Корсики, теперь вот новшество пришло в страну Суоми.

Любопытно, что руководство «Тойоты» и «Форда» специально сняло с гонки Ориоля и Радстрема, чтобы получше подготовить их машины именно к этому СУ, который завершал последний, третий день ралли. Расчет японцев оказался точным — в присутствии неимоверного числа зрителей и 27 телекамер, ведших прямой репортаж по каналу «Евроспорт», Дидье Ориоль заработал три очка за самые быстрые секунды, Мякинен довольствовался двумя, а юная надежда команды СЕАТа Тони Гардемейстер — одним.

«Это черт знает что такое! — возмущался Канккунен результатами „телевизионного допа“. — Мы тут выкладываемся три дня, а кто-то может срубить очки, проехав один-единственный участок!». Раздражение победителя понять нетрудно. Лидеры гонки стартовали после сошедших участников и из-за начавшегося дождя поспорить с ними просто не смогли...

Шестая победа Томми Мякинена на «НЕСТЕ Ралли Финляндии» не состоялась. Но шансы на четвертый подряд титул у него по-прежнему лучшие.

Подиум «НЕСТЕ Ралли Финляндии»: «Субару» торжествует.

Вот такими прыжками Юха Канккунен продвигался к победе.

Колина Мак-Рея следует считать одним из главных неудачников гонки — за полкилометра до финиша он все еще шел четвертым, как вдруг сломался мотор его «Форда-Фокус».

Дидье Ориоль не сумел завершить гонку, зато выиграл один-единственный ее участок, заработав три зачетных очка.

Под флагом российского НИИ шинной промышленности финский гонщик Юко Пухакка на «Мицубиси» добился убедительной победы в зачете серийных машин.

«НЕСТЕ Ралли Финляндии»

Итоговые результаты

1. Ю. Канккунен (Финляндия) — 3:08.54,5; 2. Р. Бернс (Великобритания, оба — " Субару Импреза") — 0.9; 3. К. Сайнс (Испания, " Тойота Королла") — 0.18; 4. М. Гронхольм (Финляндия, " Peugeot 206") — 1.32; 5. Х. Рованпера — 2.10; 6. Т. Гардемейстер (оба — Финляндия, «СЕАТ-Кордова») — 3.09.

Чемпионат мира по ралли,

положение после 10 этапов

Зачет пилотов: 1. Т. Мякинен — 48; 2. Д. Ориоль — 38; 3–4. К. Сайнс, Ю. Канккунен — по 34; 5. Р. Бернс — 29; 6. К. Мак-Рей — 23. Зачет марок: 1. «Тойота» — 85; 2. «Субару» — 68; 3. «Мицубиси» — 61; 4. «Форд» — 35; 5. СЕАТ — 16; 6–7. «Шкода», «Пежо» — по 3. 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые