Век хх: авто для россиянина

ВЕК ХХ: АВТО ДЛЯ РОССИЯНИНА

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

АВТОМОБИЛЬ СТОЛЕТИЯ

ВЕК ХХ: АВТО ДЛЯ РОССИЯНИНА

Заключаем обзор*, который должен подвести вас к ответу на вопрос, какой легковой автомобиль сыграл наиболее заметную роль в моторизации России.

Владимир АРКУША. Фото из архива ЗР 

Шестидесятые годы вошли в нашу историю как эпоха «хрущевской оттепели». Провозгласив принципы мирного сосуществования и экономического соревнования двух систем, страна провела невиданное по масштабам сокращение армии и расходов на оборону. Экономика живо откликнулась — размахом жилищного строительства, быстрым ростом производства «товаров для народа». Вскоре сместили Хрущева, разрядка сменилась жесткой конфронтацией, но развитие гражданских отраслей успело получить мощный импульс. Мало сказать, что были освоены новые легковые модели на всех заводах — коренная реконструкция МЗМА (с 1968-го — АЗЛК) позволила почти удвоить выпуск «москвичей»; такой же по мощности новый завод построили в Ижевске, а в Тольятти возвели крупнейший автомобильный комплекс. По сути, в те годы создана производственная база нынешнего российского автопрома, определился его профиль на полтора-два десятка лет — факт, сегодня вызывающий скорее сожаление, нежели гордость...

«Москвич-408» восхитил модным, по-европейски элегантным кузовом; в конце 60-х его оснастили «412-м» мотором — тогда наиболее современным по конструкции. Новая «Волга» GAZ 24 радовала глаз неброской солидностью, но в техническом отношении была еще больше, чем «Москвич», привязана к предыдущей, явно устаревшей модели. О «Жигулях», датируемых 1970 годом, потолкуем чуть позднее. А пока хочется сказать несколько теплых слов о «Запорожце».

Без него нельзя представить российскую действительность 60-х-80-х годов. Ведь именно его в бывшем Союзе задумали как «народный», для сотен тысяч людей он оказался наиболее доступен и по-особому любим.

Но изменить автомобильный пейзаж страны суждено было «Жигулям». Напомним, базой для них послужил в корне переработанный ФИАТ-124 — лучший автомобиль 1967 года. Машина не вдруг завоевала симпатии. На фоне «Москвича» она выглядела даже простовато, кое-что в конструкции вызвало скепсис. Но покупатели быстро оценили легкий пуск, эффективную «печку», просторный багажник, четкое управление коробкой и, главное, более уверенное, нежели у других знакомых им моделей, поведение на дороге. ВАЗ превзошел остальные заводы не только количеством, но и небывало стабильным, по нашим меркам, качеством своих машин.

Благодаря надежности «Жигулей» и быстрому развитию сервисной сети ВАЗа (не будем оценивать качество ее работы) стал формироваться новый тип автомобилиста. Он не желает, да и не имеет времени превращаться после основной работы в слесаря — он «просто ездит», по делам или из удовольствия, но изо дня в день и помногу. Количество выпускаемых автомобилей перешло в новое качество... потребителя.

Столичный АЗЛК оказался в роли догоняющего, а работа над новой моделью затянулась. Выход попытались найти в глубокой модернизации «412-го». «Ижмаш», в свою очередь, оригинально переработал кузов «Москвича» в пятидверный хэтчбек «ИЖ-Комби» (1973).

Смелым шагом ВАЗа было освоение вседорожника «Нива» — компактной машины, соединившей комфорт легкового автомобиля с проходимостью армейского. Эти особенности в сочетании с оригинальным дизайном привлекли многих поклонников, в том числе за рубежом. Там она стала, по сути, родоначальницей нового класса — «городских» вседорожников. На родине «Нива» утвердилась в этом качестве лишь в последние годы — долгое время ей навязывали роль машины для сельских тружеников. Но именно их отпугивали невместительный кузов, высокий расход топлива и явно завышенная цена.

К концу 70-х ВАЗ, наконец, обновил «Жигули». Современная светотехника, обогрев заднего стекла, травмобезопасный руль и другие улучшения в семействе 2105, 2107, 2104 были оценены по достоинству, чего не произошло вначале со следующей, радикальной новинкой завода — VAZ 2108. Искушенные автомобилисты знали, что в 70-е годы Европа, а за ней Америка и Япония быстро пересаживались в переднеприводные авто. Журнал «За рулем» в ту пору активно пропагандировал достоинства такой компоновки, подготовив общественное мнение. Однако VAZ 2108, аскетичный внешне, с трехдверным кузовом, к тому же тесноватый сзади, не отвечал представлению консервативного большинства покупателей о семейном автомобиле. Репутацию «восьмерки» спасла не только молва о высокой экономичности, динамике и прекрасном поведении на дороге — едва ли не большую роль сыграло освоение пятидверного VAZ 2109. Наконец, седан VAZ 21099/">VAZ 21099 перехватил у состарившихся "Жигулей" роль престижной модели.

«Москвичу-2141» разработчики отвели место в типаже между «Жигулями» и «Волгой». Для него выбрали довольно редкий вариант переднеприводной компоновки — с продольным расположением двигателя. Спокойный внешний облик машины многие восприняли более благосклонно, нежели резковатые черты «восьмерки», а просторный трансформируемый салон вполне отвечал роли семейной машины. К сожалению, конструкторские недочеты, усугубленные дефектами изготовления, повредили имиджу нового «Москвича».

С немалым трудом осуществили идею выпуска современной микролитражки «Ока» — усилиями трех заводов при минимальных капвложениях. Однако запланированный некогда скромный объем выпуска — 50 тыс. машин в год — не достигнут и поныне. «Ока» — выбор непритязательного автомобилиста со скромными доходами, предпочитающего пусть маленькую, но новую машину. Для многих, особенно женщин, она — своего рода тренажер.

«Таврия» ZAZ 1102, сменив заднемоторный «Запорожец», в свою очередь, встала на ступеньку ниже моделей ВАЗа. А когда нашла свой круг покупателей, расширить его помешала неблагоприятная экономическая ситуация.

«Волга» пережила довольно серьезную модернизацию — не столько внешности, сколько интерьера, двигателя, ходовой части. На закате советской эпохи эта машина оставалась либо сугубо официальной, либо общественным транспортом, то бишь такси.

Итак, в 70-е годы выражение «народный автомобиль» стало обретать смысл и в Стране Советов: по выпуску легковых машин она вышла на шестое место в мире. И хотя растущий спрос опережал возможности автопрома, для тысяч людей покупка автомобиля из главного события биографии сделалась почти обыденной, а ежедневные поездки стали частью образа жизни.

Годы 80-е запомнились попыткой подтянуть продукцию автопрома к пресловутому мировому уровню — как по типажу моделей, так и по техническим решениям. Цель не была достигнута, но все же удалось радикально обновить программу почти всех заводов.

Реформы последнего десятилетия стали проверкой на выживаемость — и для автопрома, и для его потребителей. Лучше других ее выдержали ГАЗ и ВАЗ. Не «Ока», не «Москвич» — «Волга», уступив часть номенклатурного сегмента рынка иномаркам, вмиг стала народным автомобилем, выпуск которого вырос почти на 80%. Две основательные модернизации (в условиях полной хозяйственной неразберихи!) подняли престиж не только машины, но и завода.

Последняя модель ВАЗа, «десятая», внешне довольно респектабельная и элегантная, все же не вышла на отвечающую нынешним меркам ступень совершенства. К чести завода, освоены впрыск топлива и многоклапанный мотор, однако многие современные системы пока не прижились. (Поскольку мы пытаемся уяснить роль той или иной модели в прогрессе моторизации, напомним — двигатель с многоклапанной головкой и впрыском топлива впервые стал серийным на «волгах»!)

Что касается вездеходов, и УАЗ, и ВАЗ не балуют особым разнообразием, выпуская, по сути, одни и те же базовые модели, соответственно, более 25 и 20 лет. Тем не менее (в силу разных причин) интерес к полноприводным моделям, особенно «Ниве», явно возрос.

«Колеса власти» — представительские ГАЗы и ЗИЛы вобрали ряд прогрессивных для своего времени решений: двигатели V8 с гидрокомпенсаторами клапанных зазоров, усилители руля и тормозов, электростеклоподъемники, автоматические трансмиссии, кондиционеры. Однако выпуск таких машин был мелкосерийным, и какого-либо влияния на конструкции массовых моделей и представления широкого круга автомобилистов они не оказали.

Наш обзор поневоле вышел очень коротким и беглым — но ведь речь идет о предмете (и периоде), большинству хорошо знакомом. Помимо масштабов производства той или иной модели, ее оригинальности, распространенности, долгожительства на конвейере, каждый из вас вправе применить собственные критерии, отвечая на поставленный в самом начале статьи вопрос. Каков бы ни оказался ответ, главное — нам вместе с российским автомобилем предстоит пережить немало интересного в наступающем веке, преодолеть еще много ступеней к совершенству.

«Москвич-412» (1967). Впервые применены двигатель с верхним распредвалом, безопасный руль, диафрагменное сцепление. Выпускался на АЗЛК и «Ижмаше». Двигатель — 4 цил., 1478 смз, 75 л. с.; масса — 1000 кг; длина — 4090 мм.

На фото — модель АЗЛК 1970 года.

«Жигули» VAZ 2101 (1970). Базовая модель семейства самых распространенных автомобилей в СССР и России. Впервые на массовой модели были передние дисковые тормоза, закрытая система охлаждения с антифризом, неразборный фильтр масла и др. Двигатель — 4 цил., 1198 смз, 62 л. с.; масса — 955 кг; длина — 4073 мм.

«Волга» GAZ 24 (1968). Получила форсированный двигатель, 14-дюймовые колеса, увеличенную базу. Модификации широко применялись в такси и медслужбе. Двигатель — 4 цил., 2445 смз, 98 л. с.; масса — 1450 кг; длина — 4735 мм.

" Moskvich 2141" (1986). Двигатели — VAZ 2106, модернизированные варианты УЗАМ-412, а также "Рено-F3R" и дизель "Форд-KHD". Выпускался с кузовами пикап и грузопассажирским. Базовый двигатель УЗАМ-331.10 — 4 цил., 1478 смз, 76 л. с.; масса — 1070 кг; длина — 4350 мм.

«Ока» VAZ 1111 (1988). Двухцилиндровый мотор разработан на базе двигателя VAZ 2108 и выпускается в Тольятти, машину делают в Набережных Челнах и Серпухове. Двигатель — 2 цил., 649 смз, 29 л. с.; масса — 605 кг; длина — 3210 мм.

«Нива» VAZ 2121 (1977). Первый российский автомобиль с постоянным полным приводом и блокируемым межосевым дифференциалом, силовой агрегат VAZ 2106. Двигатель — 4 цил., 1568 смз, 76 л. с.; масса — 1150 кг; длина — 3720 мм.

«Лада-Спутник» («Самара») VAZ 2108 (1984). Первый массовый переднеприводный автомобиль, базовая модель нового семейства. Пятидверный VAZ 21093 делали также в Финляндии. Двигатель — 4 цил., 1289 смз, 64 л. с.; масса — 900 кг; длина — 4006 мм.

VAZ 2110 (1996). Базовая модель нового семейства, по конструкции родственного «восьмому». Помимо седана, предусмотрены универсал и хэтчбек. Двигатель — 4 цил., 1499 смз, 74 л. с.; масса — 1010 кг; длина — 4277 мм.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые