Кукушку на ястреба

КУКУШКУ НА ЯСТРЕБА

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

ЭКСПЕРИМЕНТ

КУКУШКУ НА ЯСТРЕБА

Появились рекламные объявления: «Меняем старые автомобили на новые». Выгодно ли?

Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ

Этой весной АвтоВАЗ объявил: начнем прием старых автомобилей в обмен на новые с доплатой, но, как это часто бывает, дальше обещаний не пошли. Не дождавшись команды с берегов Волги, за дело взялись автосалоны. Ничего удивительного: во всем мире именно продавцы (а не производители) занимаются такими операциями.

В столичных рекламных газетах я нашел семь объявлений, соблазнявших прелестями обмена. Что ж, за дело! Оседлал подержанную «пятерку» 1993 года, весьма потрепанную — слегка битую, со множественными следами коррозии, замасленным движком (именно от таких машин обычно желают избавиться), — и направился по первому адресу — в автосалон «Тандем». Менеджер по обмену Дмитрий Будаков предупредил: «бэ-ушные» автомобили смотрит на подъемнике механик, но если нужна предварительная оценка, то он готов сделать ее сам прямо на улице. Поглядев на послеаварийную рану, что с заднего правого бока, послушав рев пробитого глушителя и укоризненно покачав головой при виде грязного двигателя, он вынес вердикт — 500 долларов максимум. После «досмотра» на подъемнике цена, по его словам, может упасть и до 300–400.

Да, не густо, тем более, что, потратив 250 долларов на так называемую предпродажную подготовку (подкрасить, подправить, компрессию нагнать и т. д.), можно было бы загнать эту «пятерку» и за тысячу. В то же время насколько удобнее приехать в салон, оставить свою развалюху и укатить на новом авто. Не надо бегать — искать запчасти, подбирать краску, терять время на сервисе — затем ждать, пока в газете дадут твое объявление о продаже. А потом еще уговаривать (обманывать?) первого-второго-третьего покупателя...

Менеджер поведал, что самый желанный для салона — безаварийный автомобиль не старше пяти лет, с пробегом не больше 70 тыс. км, у которого был один хозяин. На такую машину нетрудно найти покупателя, а значит, и «в зачет» ее охотно возьмут.

Знать бы заранее! Продолжаю эксперимент: беру тот самый «желанный вариант» — редакционную «пятерку» по прозвищу «Кощей» — пробег 57 тысяч, 1996 года выпуска, один хозяин. (Подробнее о ней см. ЗР, 1999, № 6) — и еду уже по другим адресам. Первым делом — на улицу Адмирала Макарова. Небольшой салон — огороженная площадка под открытым небом. Посреди новеньких автомобилей — белый пластмассовый столик (из тех, что прижились в уличных кафе) и несколько кресел. «Хозяев» не видно. Через некоторое время появляется один с приветливой улыбкой. Узнает цель моего визита и идет смотреть на «пятерку». Сказав «смотреть», я не оговорился. Он «обследовал» редакционную машину лишь глазами. Просил, правда, завести, но так, формы ради. Когда визуальная экспертиза окончилась, меня пригласили за тот самый кафешный столик. «Чего хочешь?» — спросил продавец (все это время любезная улыбка не сходила с его лица). «Полторы тысячи долларов», — не моргнув, ответил я. «Ну, это много. — А сколько? — Ну, 1200–1300... — Согласен. Снимаю с учета? — Зачем? Пиши доверенность...»

«Вот это сервис!» — восхищался я по дороге на следующую точку, что на Ленинградском проспекте. Здесь к редакционной «пятерке» вышли трое (менеджеров?). С некоторого расстояния они посмотрели на «Кощея». Затем, подойдя поближе, задумчиво побродили вокруг. Вскоре один с характерным южным акцентом произнес: «Салон дерматин». Я насторожился... К чему бы это? Наверное, цену опускать будут. Так и вышло. «Тысячу долларов дадим», — сказал другой. «Подумаю», — ответил я и покатил дальше с хорошим настроением. Вот это «оценка» — даже не посмотрели на цвет выхлопа!

В салоне на Огородном проезде двое играли в нарды. «Пятерку» инспектировал третий. Первым делом спросил: «Машина битая?» Затем принялся искать следы возможных аварий. И нашел-таки! На переднем левом крыле, на заднем левом и на задней правой двери. Но это не все. Он обнаружил и дефект сцепления (диск и в самом деле давно нуждалcя в замене), и сильный люфт рычага коробки передач (тоже справедливо). Мимо его зоркого ока не прошел и «жесткий салон» (дался им этот салон, кто ж на него в подержанных «Жигулях» смотрит!). И... «дал» 800 долларов. Обидно!

На Щелковском шоссе с меня почему-то взяли за оценку пятьдесят рублей. Наверное, за дотошность — здешний эксперт облазил автомобиль вдоль и поперек. Единственный из всех, заглянул под коврик салона... Очень долго дергал руками двери, осмотрел багажник. Проверил амортизаторы, покачав «зад». В конце концов сказал, что берет ее за 1200 долларов.

Последний визит был на улицу Перерва. Специалист по комиссионной торговле местного салона, оценив колер выхлопа (наконец), со словами «ох, переливает» дал 800 «зеленых». Впрочем, как и один из предыдущих экспертов, согласился на «зачет» по доверенности.

Итак, наша «пятерка» может быть зачтена за 800–1300 долларов. Ставим точку. Ну, а что посоветовать тому, кто пойдет по такому пути? Прежде всего, не торопиться и не принимать первое же предложение — обойдите несколько точек: в каждой свой подход к оценке, свои «тарифы». В небольших фирмах, «бэ-ушные» машины осматривают, как правило, поверхностно. В крупных, напротив, обязательно проедут за рулем, а то и загонят на подъемник. Между прочим, «большие» салоны часто занимаются обменом только для того, чтобы продать больше новых машин (мировая практика), а не заработать на перепродаже старых. Поэтому не надейтесь загнать им «бэ-ушный» товар по приличной цене.

Для обмена годится не только то, что на ходу. Развалюхи, хоть не везде, но тоже берут. Например, «Тандем» взял как-то в зачет почти полностью сгнившие «Жигули» за 50 долларов — их приволокли на буксире. Владелец был страшно рад. Спросите, зачем эта рухлядь салону? Там была почти новая газовая аппаратура и движок после разборки годился на запчасти. Подобные древности обычно меняют в салонах, где есть свой сервис.

А вот почти новые машины (максимум год в эксплуатации) меняют с радостью. У владельцев бывают разные причины для этого. Кто-то хочет вместо заднего привода передний, кто-то желает отдать «Самару» и получить «Ниву», поскольку недавно купил дачу, а кому-то просто приятно ездить на новой машине с гарантией.

Как заранее представить цену своей подержанной машины? Вот примерный ориентир: каждый год автомобиль теряет приблизительно 10 процентов от первоначальной цены. То есть через пять лет он будет стоить ровно половину. Но это в идеале. За каждый «грешок», сами понимаете, последует уценка. А что после десяти лет? — остаточная стоимость... Так что прикидывайте.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии