Кому ростов папа

КОМУ РОСТОВ ПАПА

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

ГОРОДА И ВЕСИ

КОМУ РОСТОВ ПАПА

Дмитрий ЩЕГЛОВ

Город-"миллионер" отмечает 250-летний юбилей.

Хлебосольный и торговый Ростов-на-Дону похож на гигантский постоялый двор. Здесь с давних пор процветает коммерция и хмельное веселье. Любимое место отдыха ростовчан и приезжих — левый берег Дона, местные называют его Левбердон, — знаменит на всю Россию. А центральный рынок, раскинувшийся на трех гектарах, покрывает весь центр города. Кругом торговые палатки, разноцветные коробки, утомленные солнцем и пылью люди.

Пожалуй, больше нигде в России нет такой крутой смеси национальностей. По указу Екатерины Второй с 1782 года в этих краях разрешалось беспаспортное поселение, обучение и занятие ремеслом. Непроизвольная генная инженерия за века сформировала тип современного ростовчанина. Местные психологи распознают у него синдром кошки — способность выжить в любых условиях.

К концу прошлого века Ростов стал крупным промышленным и торговым центром. Через руки местных купцов проходило 65% металла, 45% мяса, 70% зерна дореволюционной России.

Город особенно впечатляет, если въезжать с южной стороны — он панорамно растянулся с запада на восток на правом берегу Дона, насколько хватает зрения. Ворошиловский мост ведет прямо в исторический центр.

Передвижение по близлежащим улочкам напоминает здесь национальную испанскую забаву, когда по жилым кварталам носится разъяренный бык. Автомобили и пешеходы проворно лавируют, стараясь избегать встреч. Удивительно, но наезд на пешеходов в этом районе — явление исключительное. Куда хуже ситуация на скоростных магистралях. Там ростовчане также не особо щепетильны, переходя дорогу. Статистика удручает. Ежемесячно гибнут или получают травмы более 40 человек.

Инспекторы ГИБДД активно противостоят нарушителям. Раз в году каждый пятидесятый ростовчанин подвергается штрафу в 25 рублей или воспитательной беседе в специальном передвижном агитационном пункте. Но тот самый синдром кошки позволяет «рецидивистам» успешно бороться и с ГИБДД за право переходить дорогу, где вздумается.

Водители, вскормленные Ростовом-папой, не признают моральных мер воздействия на «чайников». Чем попусту сигналить, они в горячем порыве подрезают неловкого собрата и ставят под удар свою корму. Пускай хлопотно, зато куда действеннее! Отсюда печальный результат: 280 ДТП за пять первых месяцев этого года. Погибло 38 человек.

...Вспоминается прошлогодний случай. В самый пик июльской жары один из пешеходных переходов оказался плотно усеян одиночными и парными сандалиями: обувь просто прилипла к расплавленной жиже свежего битума. Незадолго перед этим, в канун местных выборов, городские власти активно взялись за дороги. За год привели в порядок основные магистрали. Сегодня в нормальном состоянии поддерживается лишь 40% дорог. Заплатки, конечно, улучшают положение, но не кардинально. Большая часть их сходит по весне с талым снегом.

Перед центральными и местными властями стоит задача капитального ремонта дорог с учетом новых маршрутов автотранспорта. Пока город «переваривает» 214 000 транспортных средств, активно используя лишь 277 из 1124 километров общей протяженности автодорог. Специалисты говорят, что это критическая точка. Нужно уже сегодня вводить в строй новые объездные маршруты. Генеральный план разработан, дело — за реализацией.

Характерная особенность Ростова — повальная мода на донельзя «накрученные» «самары». Инструкция по доводке машин проста. Поднятые на 15–20 сантиметров задние пружины, легкосплавные диски преимущественно турецкого производства, пара-тройка антенн. Дальше — по желанию — можно тонировать стекла, фары или задние фонари. Ощущения за рулем отдаленно напоминают джиповые. Ямки и бордюры не страшны. Но главный результат масштабных переделок — устрашающая внешность. Местные острословы выводят на пыльных стеклах этих машин «Вперед! На Берлин!».

Те, кому финансовое положение позволяет свысока смотреть на подобную самодеятельность, предпочитают «Гран-Чероки», джипы «Тойота» или «Мерседес» S-класса («шестисотый»). Ростовчане любят показать себя во всем блеске. А чтобы не так накладно было, предпочитают покупать подержанные автомобили высокого класса за рубежом. Поэтому в самом крупном городе на юге России всего-то официальных дилеров (не считая нескольких субдилеров): «Форд», «Фольксваген» и «Донинвест». Корифеи автомобильного рынка замечают изменение спроса в сторону новых, не столь престижных машин. Увеличивается интерес к авторизованным техстанциям. Нормо-час на них стоит около 600 рублей.

Сборочное предприятие «Донинвест» сильно влияет на состав автопарка. Количество машин марок «Дэу» и «Донинвест» приближается к числу отечественных «волг». Даже в муниципальном таксопарке — 98 желтых " Дэу Нексия".

Путь внедрения новых такси был тернистым. Матерые таксисты уверяли, что, кроме «Волги», никто не справится с этим тяжелым ремеслом. Но... «нексии» прошли уже по 2–3 круга на одометре и вполне устраивают водителей и пассажиров.

Исторически сложилось, что Ростов-на-Дону — крупнейший производитель сельскохозяйственной техники и комплектующих: «Ростсельмаш», размером с небольшой город; «Красный Аксай», на котором в 1913 году выпускалось каждое второе прицепное сельхозорудие в России; подшипниковый завод. Сегодня эти гиганты мало-помалу выздоравливают. «Ростсельмаш» получил от государственного лизингового фонда заказ на 1400 комбайнов и вышел в мае-июне этого года на рентабельное производство: рубль прибыли на 80 копеек затрат. Подшипниковый завод наладил выпуск новой продукции — цепей и поршневых пальцев для отечественных автомобилей.

...По средам и четвергам в западной части Ростова образуются невероятные заторы. В эти дни здесь работает оптовый автомобильный рынок. С 3 часов утра в надежде на выгодное приобретение сюда стекается до ста тысяч человек! Авторынок «Фортуна» самый крупный на Северном Кавказе. Две тысячи продавцов, среди которых прямые поставщики запчастей Волжского и Горьковского заводов, привлекают покупателей с Украины, из Краснодарского и Ставропольского краев. Среди 2–3 тысяч продаваемых здесь машин есть и новые. Частные перегонщики отбивают клиентов у официальных продавцов: разница в цене в тысячу рублей для многих важнее отсутствия гарантии.

Неподалеку от Ростова — село Чалтырь. По неофициальным данным, тамошние неуловимые «предприниматели» вот уже несколько лет наводняют рынок маслами собственного производства. Ассортимент исключительно широк — от отечественной «всесезонки» до «Мобил-1» и «Шелл».

Хозяева трех окрестных «маслобоен» отлично знают друг друга. Конкуренция не выходит за рамки спортивного интереса. Рынка хватает на всех.

В сентябре Ростов отметил 250-летие. Ко дню рождения власти достраивали колокольню на рыночной площади, грандиозное здание музыкального театра. Тротуары на центральной улице — Большой Садовой — выкладывались плиткой. Ростовские меценаты, как говорится, голосовали рублем за инициативу администрации улучшить город перед юбилеем.

Чем еще интересен Ростов?

Любознательным путешественникам краеведческий музей расскажет об истории края, начиная с каменного века. «Золотые сокровища донских степей» успешно экспонировались в Японии и Швейцарии.

Вдоль дорог по-над Доном можно встретить сынов донских казаков, предлагающих рыбные разносолы.

Еще говорят, что в Ростове самые красивые девушки. Приезжайте и убедитесь сами.

Ростовский кафедральный собор по величине поспорит со столичным храмом Христа Спасителя.

Самый красивый дом в Ростове — конечно, мэрия.

В Ростове понятия «проезжая часть» и «тротуар» относительны.

Мэр Чернышев уверен: краше ростовчанок женщин нет.

Вот она, автомобилизация, в действии.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые