Три сестры

ТРИ СЕСТРЫ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

СРАВНИМ

ТРИ СЕСТРЫ

В разное время на Волжском автозаводе появились схожие по характеристикам переднеприводные седаны. Но ни один последующий не вытеснил предыдущего — все выпускаются параллельно, все продаются. Неужто ВАЗ конкурирует сам с собой?

Сергей МИШИН

Речь идет о «Самаре» VAZ 21099/">VAZ 21099, "Самаре-2" VAZ 2115 и "десятке" VAZ 2110 — моделях, которые не сходят со страниц "За рулем". Тем не менее, учитывая большой спрос на эти машины сегодня, будет нелишне сопоставить их по чисто потребительским свойствам.

НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Дизайн «девяносто девятой» в свое время никого не оставил равнодушным. Одни называли ее красавицей, другие — «зубилом». Но, невзирая на это, автомобиль долгое время оставался самой престижной из массовых моделей завода.

«Самара-2» — удачная попытка освежить несколько устаревшую внешность своего предшественника. К сожалению, ее распространение по стране сдерживается небольшим объемом выпуска — машина дособирается в ОПП (см. ЗР, 1999, № 9).

«Десятку» — самую новую в этом ряду — отличают более «зализанные» обводы кузова и слегка увеличенная база (2490 против 2460 мм). Принципиальных же, коренных изменений в конструкции немного и все же... У VAZ 2110 отличный коэффициент аэродинамического сопротивления! Благодаря этому автомобиль более экономичен, особенно на высоких скоростях. Кроме того, его колеса утоплены в округлые боковины — и бока машины загрязняются значительно меньше, чем у «самар», которые за способность собирать всю грязь с дороги называют еще «поросятами».

Шестьдесят процентов кузовных деталей «десятки» оцинкованы, что увеличило их коррозионную стойкость. Ветровое, заднее и треугольные боковые стекла вклеены в кузов и, работая как силовые элементы, увеличивают его жесткость. Правда, такой вариант с позиций ремонтопригодности хуже. На «Самаре» поменять стекло с резиновым уплотнителем куда проще! Основные характеристики моделей — в табл. 1. 

ВЗГЛЯД ПОД КАПОТ

Различий между «пятнадцатой» и «девяносто девятой» найти не удалось — сказалось их близкое родство. Иное дело — «десятка».

Самое интересное, как водится, то, что скрыто от глаз, — вентилируемые передние тормозные диски. Масса и скорость «десятки» по сравнению с «Самарой» возросли — это потребовало более эффективных тормозов. Спереди нет привычных для «самар» хрупких кронштейнов растяжек, которые лопаются, когда «подбородок» машины входит в контакт с бордюрами или препятствиями на дороге.

Капот тяжелее «самарского» (заметно шире, да еще и шумоизоляцией обклеен), однако легок на подъем: стоит приподнять — сам идет вверх и фиксируется в открытом положении. Это срабатывают газовые упоры, более удобные и надежные, чем штыри на «самарах». Новшество оценит тот, у кого хотя бы раз капот захлопнулся на спине, сорвавшись с обычного упора при порыве ветра.

Силовой агрегат «десятки» установлен на оригинальных опорах. Конструкторы готовили для нового семейства гидравлические (они гасят вибрации гораздо лучше резинометаллических), однако из-за нехватки средств пришлось довольствоваться традиционными, но с отличными от «самарских» характеристиками и точками подвески.

В VAZ 2110 стоит «двенадцатый» генератор. Он мощнее «восьмого» на 350 Вт и приводится поликлиновым, более надежным и долговечным ремнем.

ВЗГЛЯД В САЛОН

В «Самару» практически невозможно сесть, не испачкавшись о грязный в плохую погоду порог. В «десятке» «вход» всегда чист — выручает специальный уплотнитель в нижней части двери.

Наклон рулевой колонки у «десятки» и «Самары-2» регулируется, да и рулевое колесо слегка сдвинуто вперед — в живот не упирается. Верхняя точка ремня безопасности регулируется по высоте. Сидеть за рулем в «десятке» и обновленной «Самаре» удобнее, чем в «девяносто девятой».

У панели приборов VAZ 2110 более плавные очертания, чем на «самарах», в комбинации появился тахометр. Есть и часы. Правда, чтобы узнать время, водителю придется оторвать взгляд от дороги — они расположены низко. В «десятке» имеется САУО (система автоматического управления отопителем — подробнее о ней в ЗР, 1997, № 10) и БСК (бортовая система контроля). Под ее всевидящим оком уровень омывающей и охлаждающей жидкостей, масла в картере двигателя, двери, износ передних колодок, лампочки габаритов или стоп-сигналов. Подобная система контроля предусмотрена и в VAZ 2115 с новой панелью.

На VAZ 2110 коленям задних пассажиров свободнее. Три дополнительных сантиметра «десятой» базы — как раз то, чего так недостает ее сестрам. Отличаются и сами сиденья. Если у «самар» спинка и подушка цельные, то у «десятки» в средней части спинки есть широкий откидной подлокотник. Под ним — лючок, через который можно проникнуть в багажник из салона и что-нибудь оттуда вынуть. Или просунуть лыжи либо лопату — кому что ближе.

ВЗГЛЯД

В БАГАЖНИК

Открывается он у всей троицы ключом, хотя среди «десяток» попадаются экземпляры с электрозамком. Объем багажников практически одинаков (430 литров), однако и у «2110», и у «2115» два отличия со знаком плюс. Это меньшая погрузочная высота и увеличенный в сравнении с «девяносто девятой» размер проема. Добавить грузового пространства на «самарах» можно, подняв подушку в вертикальное положение и откинув спинку заднего сиденья вперед. На «десятке» для этого откидываются части спинки. Зато подушку сиденья можно вообще вынуть из автомобиля, освободив еще больше места для груза.

У всех машин запаски спрятаны под полом в багажнике, но лежат по-разному. В «2110» колесо сдвинуто назад, почти вплотную к бамперу — для доступа к нему достаточно освободить только заднюю часть багажника. К тому же диск повернут лицом вниз — и его внутренний объем служит для укладки инструмента. По сторонам запаски два вместительных отсека для мелочей. У «самар» же колесо в нише смещено вперед да и лежит лицом вверх. Место для мелочевки пропадает, а доставая запаску, нужно полностью разгрузить багажник.

В ДВИЖЕНИИ

Мало кто знает, что в доводке «Самары» участвовала известная немецкая фирма «Порше». Неудивительно, что автомобили семейства, в том числе и «пятнадцатая» модель, сделанная на той же платформе, получились со спортивным уклоном. «Десятка» же столь благородным родством похвастаться не может. Но и вазовские мастера не лыком шиты...

Двигатели у сравниваемых нами машин одинаковые (были выбраны карбюраторные модели), поэтому ощущения от троганья и разгона до средних скоростей совпали до мелочей (табл. 2). А вот за «сотней» «2110», благодаря лучшей аэродинамике, набирает скорость заметно легче.

Переключение передач у «самар», как известно, соответствует стилю спортивного автомобиля (небольшие ходы, но повышенные усилия). На «десятке» ходы чуть больше, а переключать легче. Задний ход на машинах блокируется по-разному. Если на «самарах» для включения надо просто двинуть рычаг влево, преодолев усилие дополнительной пружины, то на «десятке» перед этим потребуется слегка его утопить (почти как на «жигулях»). Это исключает обычные для неопытного владельца «Самары» ошибки.

Эффективность тормозов в обычных условиях примерно одинакова. Но при высоких скоростях — спасибо вентилируемым дискам! — отказ тормозов «десятки» из-за перегрева колодок менее вероятен, чем на «самарах».

«Острый» руль «Самары» тоже давно известен. Таков же он и на VAZ 2115. Управление этими автомобилями в экстремальных режимах доставляет удовольствие, но требует повышенного мастерства: не дай Бог чуть-чуть отвлечься от дороги. Рулевое управление «2110» легче прощает мелкие ошибки водителя. Но для скоростного прохождения связки поворотов здесь, напротив, нужно больше поработать руками!

Еще один плюс «десятки» — плавность хода. «Самара» позволяет держать на средней российской дороге скорость 120–130 км/ч, ограниченную вертикальной раскачкой машины. Попав в ложбинку просевшего асфальта, часть пути машина проделает по воздуху. С «десяткой» такого не случится. Ее крейсерская скорость (по плавности хода) на этой же дороге километров на двадцать выше.

Различно и звуковое сопровождение. На «самарах» частенько «ворчат» элементы обивки салона, а при 120 км/ч появляются аэродинамические шумы. У «десятки» же этот порог заметно выше.

По вибрациям «десятка» ощутимо лучше «самар» — помогают новые опоры силового агрегата, более эффективно изолирующие кузов от вибраций, созданных двигателем. А то, что все-таки прорвалось к водителю, поглощают более мягкие сиденья и руль.

КОМУ ЧТО

Несмотря на схожесть конструкции, это далеко не одинаковые автомобили, поэтому и мирно сосуществуют.

VAZ 21099/">VAZ 21099 — для активного водителя, получающего удовольствие от самого процесса вождения: позволяет ездить быстро, но требует точной работы рулем и определенного мастерства.

«Самара-2» по характеру копия своей «старшей сестры», только выглядит более представительно и современно. Потому она и самая дорогая при покупке, да и в эксплуатации — попробуй разбить фару, фонарь или зацепить крыло — детали редкие и отнюдь не дешевые (табл. 3, 4).

«Десятка» более покладиста, комфортна, экономична. Больше подходит для тех, кого не интересует «активная езда».

Так каков же вывод? Он ясен: нет никакой конкуренции, есть естественное стремление производителя расширить модельный ряд для разных категорий потребителей.

Газовые упоры капота «десятки» гораздо удобнее «штыря» «Самары».

Мощный генератор 2112 и мягкие опоры силового агрегата — только на «десятках»! 

Регулируемая рулевая колонка «стандарт» на «2110» и «2115», но такую можно изредка встретить и на «девятке».

Запаска в «десятке» (фото внизу) лежит удобнее, чем в «самарах».

Уплотнитель в нижней части «десятых» дверей оберегает пороги машины от загрязнения.

У «2110» и «2115» погрузочная высота меньше, чем у «21099».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые