Шалун уж отморозил пальчик...

ШАЛУН УЖ ОТМОРОЗИЛ ПАЛЬЧИК...

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ЗИМНЯЯ АЗБУКА

ШАЛУН УЖ ОТМОРОЗИЛ ПАЛЬЧИК...

«Готовь сани летом, а телегу — зимой», — гласит пословица. Но многие ли из нас следуют мудрому совету предков?

Анатолий СУХОВ, Виктор СЛЕСАРЕВ

Для опытного автомобилиста зимняя эксплуатация машины мало чем отличается от летней — надежные тормоза, рулевое управление, исправный двигатель одинаково нужны в любое время года. Но зима вносит в наш девиз свои коррективы: нечасто встретишь энтузиаста, который на трескучем морозе прокачивал бы тормоза или чистил карбюратор! Поэтому каждый думающий водитель в преддверии зимы старается максимально избавить машину от болячек, способных проявиться тогда, когда их меньше всего ждешь. Но все ли у нас «думающие»?

Элементарный пример. В теплые осенние дни немногих заботит состав жидкости, булькающей в омывателе стекла. А состав ее простого проще — водопроводная «аш-два-о», приправленная накопившейся грязью. В лучшем случае — со следами прошлогоднего шампуня. При морозце в минус один этот коктейль булькать перестанет — омыватель откажет. Значит, не позже поры листопада нужно залить в систему незамерзающую жидкость. Здесь лучше не скупиться и не спешить разбавлять ее водой — дескать, на морозе градусов в десять сойдет и так. В последние годы, особенно в городах, рассол на дорогах так крепок, что не замерзает и при минус двадцати. Без омывателя тут — не езда, а сплошные рыдания...

Где бы в автомобиле ни присутствовала вода (независимо от того, как она сюда попала), факт перехода «от плюса к минусу» играет решающую роль. Летним днем несколько капель воды в топливопроводе и затем в карбюраторе вызовут всего лишь несколько сбоев в работе двигателя. Зимой, замерзнув, они могут воспрепятствовать и его приемлемой работе, и пуску.

Заметим: вода в бензобак попадает не только простейшим путем — при заправке от «леваков» или на запущенной АЗС. Даже у самого аккуратного владельца она может постепенно накопиться, если машина эксплуатируется при резких колебаниях температуры и влажности воздуха. Часто повторяется одна и та же картина: в холодные дни бензин основательно остыл, а потом погода резко переменилась, стало тепло и влажно. Содержащиеся в воздухе водяные пары в холодном баке конденсируются, водичка скапливается на дне... Это происходит в любое время года, но особенно — зимой. Если бак полон — поверхность конденсации меньше. Отсюда мораль: лучше начинать зимний сезон с баком, в котором воды нет. Точнее — почти нет, поскольку в самой нижней части, куда не достает топливоприемник, вода — пусть в небольшом объеме — как правило, присутствует. Кстати, замерзнув на дне бака, она никому не мешает... Плохо, если воды столько, что ее засосет в топливоприемник. Замерзнув в бензопроводе, насосе или карбюраторе, она вполне способна сорвать вашу поездку. Случается, вода замерзает и в устройстве для вентиляции. Например, на «жигулях» — в нижней точке «петли» вентиляционного шланга. А результат — тот же...

Как удалить из бака воду? Современные баки часто не имеют сливной пробки, поэтому самое верное решение — снять его и слить «отстой». Так называемые «химические» способы не всегда надежны. Например, если в бак залить немного спирта, чтобы связать воду, как делают многие, при испарении этой смеси (скажем, в бензонасосе) первым улетучивается спирт (истинный знаток не оставит бутылку водки незакрытой!). Высвободившаяся вода начинает собираться уже здесь — и вскоре могут начаться перебои в работе двигателя. Когда же машина заночует на морозе, вода замерзнет...

Дело не ограничивается «изменением фазового состояния воды». Зима экзаменует все системы автомобиля, а заодно и самого автомобилиста. Многим знакомо: пока благополучно едешь по морозцу — тебе вроде все нипочем. А случись хотя бы прокол колеса — сразу почувствуешь, что за бортом — не май месяц! Зимой, особенно в загородных поездках, опытные автомобилисты возят в багажнике не только лопату, крепкий трос и небольшой топорик, но и пакет с песком — на льду может пригодиться...

Все это, вроде бы, азбучные истины, но сколько людей о них забывает. Есть вещи и посерьезнее, на которые надо обратить внимание при подготовке к зиме самой машины. Бывалые предпочитают те системы зажигания (обычно — электронные, бесконтактные), которые уверенно работают даже при «подсадке» аккумулятора стартером до 6–7 вольт. А это в морозные дни обычное дело, особенно если батарея неновая. Попробуй-ка тут пустить мотор с обычной контактной системой...

Осенью, загодя, надо устранить, по крайней мере, те дефекты, о которых мы так или иначе уже знаем! Что греха таить, многие ездят почти на авось, мирясь с тем, что давно не чищен карбюратор, временами отказывает стартер, а сцепление, того гляди, начнет пробуксовывать... Да и в рулевом управлении, и в подвеске не все благополучно, не говоря о ветхом аккумуляторе...

Важно знать и помнить, что некоторые отказы машины провоцирует именно мороз — например, течи через уплотнения, поломки амортизаторов, отказ аккумулятора и стартера и т. д. Каково устранять дефект на холоде! Зубы клацают, пальцы не гнутся — разве тут «сработаешь»? Поэтому тот, кто готовит машину к зиме еще осенью или летом, в первую очередь бережет собственное здоровье!

Но сегодня нас интересует не собственный организм, а автомобильный. Есть ведь «гнилые» теории насчет того, что зимой мотор перегреться не может. Почему бы, скажем, не снять крыльчатку вентилятора — это сделает двигатель более экономичным.

Экономия выйдет копеечная, поскольку вентилятор потребляет совсем небольшую мощность. А вот в случае перегрева двигателя придется платить за его ремонт. И мало не покажется!

Когда-то один из нас тоже попался на эту удочку — и в морозы довольно долго, с неделю, катался без крыльчатки. Действительно, пока «жигуль» ездил по очищенным от снега улицам, мотор не перегревался. Даже в пробках, не слишком продолжительных. Но однажды после снегопада застрял в собственном дворе: погазовал минутку — и тут же появились стуки. Детонирует — и стрелка в красной зоне! После этого случая крыльчатку вернули на место. Без нее можно обойтись только при условии, что от мотора не требуется существенной мощности. Иначе — беда!

Кстати, любителям закрывать радиатор — картонками, фанерками, специальными чехлами — о возможности перегреть мотор тоже стоит помнить. Как это бывает? С утра — мороз, а к обеду — оттепель... И — извольте кипяточку!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые