Армейский уаз — на "гражданке"

АРМЕЙСКИЙ УАЗ — НА «ГРАЖДАНКЕ»

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ПРОЙДЕТ ВЕЗДЕ

АРМЕЙСКИЙ УАЗ — НА «ГРАЖДАНКЕ»

Машина с колесными редукторами или обычный «козлик»?

Сергей ФОМИН, Пенза

При разработке техзадания на UAZ 469 военные потребовали независимую подвеску и колесные редукторы. Такая машина получилась бы очень сложной. Пришлось остановиться на зависимой рессорной подвеске — простой и надежной. Редукторными мостами собирались оснащать все вездеходы, причем мосты предполагалось освоить раньше самого автомобиля. Увы, первая партия новых УАЗов появилась в конце 1972 года с модернизированными мостами ГАЗ-69. Эта модификация получила обозначение

UAZ 469Б (сегодня — UAZ 31512) и стала основной. Перешедшие со старой конструкции болезни проявились здесь в полной мере — ходимость до ремонта составляла примерно 70 тыс. км. Но чтобы достичь даже этого результата, состояние моста и редуктора необходимо было регулярно контролировать. Передаточное отношение этих мостов составляло 5,125.

Лишь в конце 80-х появилась модернизированная главная пара с передаточным числом 4,625. Зубья шестерен стали «посолиднее». Испытания на автополигоне подтверждают — ныне ресурс «нередукторных» мостов не ниже 200 тыс. км.

Модель UAZ 469 (теперь 3151) с бортовыми передачами внутреннего зацепления пошла с конвейера в 1973 году. (Из-за конструктивных особенностей моста и кинематики рулевого привода и передней подвески на грузовом семействе УАЗа они никогда не применялись.) Никаких блокировок и других «чудес» у него в трансмиссии нет.

UAZ 469 поначалу шел только в армию. Разгруженная, благодаря колесным редукторам, главная передача, заложенный конструктивно четырехкратный запас прочности (бросается в глаза крупномодульная нарезка зубьев) позволили довести ходимость до 300 тыс. км. Передаточное отношение главной пары — 5,38. Сегодня такая комплектация доступна каждому желающему.

Какими еще достоинствами обладает «уазик» с бортовыми редукторами? Увеличенный дорожный просвет (с 220 до 300 мм) обеспечивает еще более высокую проходимость, особенно по твердой колее и скалистому грунту. Хорошие тягово-динамические качества позволяют буксировать прицеп (или орудие), преодолевать подъемы крутизной 60%.

Мосты с колесными редукторами увеличивают не только дорожный просвет, но и габаритную высоту автомобиля на 55 мм, а также углы въезда и съезда. Колея редукторных мостов шире на 8 мм.

Однако на обычных дорогах автомобиль с редукторными мостами более прожорлив (контрольный расход топлива на скорости 90 км/ч составляет для UAZ 3151 — 17,2 л, в среднем на литр больше, чем у «31512»). На скорости 110 км/ч двигатель машины с обычными мостами развивает 3680 об/мин, с редукторными — 4270. Это многовато для двигателя, да и в автомобиле возрастают шумы и вибрации. Редукторные мосты (масса переднего — 145 кг, заднего — 125) тяжелее обычных (122 и 100 кг соответственно). Почти полцентнера лишних неподрессоренных масс — согласитесь, немало. У редукторного переднего моста расстояние от оси шкворня до колеса почти вдвое больше по сравнению с обычным мостом, и нагрузки на детали рулевого управления выше.

Может сложиться впечатление, что редукторные мосты годятся только для военных, которым «война все спишет». Оказывается, это не так. Автомобили с бортовыми редукторами пользуются устойчивым «гражданским» спросом. Более того, когда на УАЗах появилась пружинная передняя подвеска — а она «не стыкуется» с редукторным мостом, — завод буквально забросали упреками. На модели «Барс» (ЗР, 1998, № 12) удалось совместить редукторный передний мост с пружинной подвеской путем уширения колеи.

Так что же выбрать? Для многих более сложная в обслуживании конструкция может себя не оправдать. Для тех, кто, не считаясь с расходами, подвергает свой автомобиль предельным нагрузкам, редукторные мосты — интересная альтернатива.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые