Наука — ленивым

НАУКА — ЛЕНИВЫМ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ЧЕЛОВЕК — МАШИНА

НАУКА — ЛЕНИВЫМ

Слова «эргономика», «эргономичный» встречаются все чаще на страницах газет и журналов — не только автомобильных. Подчас их используют в обиходе, не слишком задумываясь о конкретном значении.

Сергей МИШИН

В переводе с греческого эргономика означает «закон работы». Эта наука рассматривает взаимоотношения человека и машины, помогая сделать управление ею наиболее удобным и надежным.

Путь развития автомобильной эргономики в нашей стране был тернист — считалось, что шофер должен за рулем работать, а не расслабляться. Отсюда и досадные просчеты в конструкции автомобилей. Классический пример — вынесенный далеко в салон руль «Самары», удобный только для людей с короткими руками. А ведь классные эргономисты в стране были всегда — в военной авиации. Оно и понятно — один маленький тумблер, до которого не успеет дотянуться пилот истребителя, может решить судьбу не только его самого и боевой машины, но и жителей того города, к которому прорвется вражеский бомбардировщик...

Итак, представьте, что вы сели за руль идеально эргономичного автомобиля. Первое же ощущение — все органы управления доступны: тянуться к чему-либо, напрягая мышцы или неестественно выворачивая суставы, не приходится. А еще через несколько минут вы вдруг понимаете, что способны сидеть в такой позе сколь угодно долго, не испытывая ни малейшего желания ее изменить. Но это, увы, идеал...

Что обычно делает человек, оказавшись за рулем незнакомого автомобиля? Выбирает удобную посадку: выжимает сцепление до пола и находит такое положение сиденья, при котором нога оставалась бы слегка согнутой. Затем берется за верхнюю часть руля, вытянув одну из рук, другой регулирует наклон спинки таким образом, чтобы не пришлось при рулении отрывать от нее спину. Искусство эргономиста — в ограниченном пространстве обеспечить максимально широкий диапазон перемещений сиденья и соответственно положения за рулем людям разного роста и телосложения. Чтобы объяснить, как это делается, не обойтись без специальных терминов. И главный из них — перцентиль.

Не стану морочить вам голову научным определением этого слова. Замечу лишь, что значение перцентиля — процент людей нашей страны, у которых рост и длина конечностей не больше установленных. Существует три стандартных перцентиля — 5-й, 50-й и 95-й, при этом каждый из них еще женский и мужской (см. табл. 1 и 2).

Как видим, 5% нашего мужского населения не выше 161,4 см, 50% — 172,3 см, а 95% имеет рост не больше 183,5 см. Дополнительно для каждого перцентиля предусмотрено и предельное значение массы тела. Подбирали стандартные перцентили, анализируя статистические данные роста, размеров конечностей и веса выборочно взятых людей в возрасте от 16 до 60 лет. Эти цифры приходится периодически уточнять — от поколения к поколению антропометрические данные населения меняются. Все меньше становится коренастых крепышей и все больше «фитилей». Российские «перцентильные» цифры ныне соответствуют 1985 году и населению тогдашнего Советского Союза.

Автомобиль невозможно сделать одинаково удобным для всех — в любой стране можно встретить и малорослых людей, и двухметрового верзилу. Например, передние сиденья «Самары» удобны для 90% населения — от 95-го перцентиля до 5-го (95–5=90). Если перевести это в сантиметры, то получится: от женщин ростом 151 см до мужчин ростом 184 см. Заднее сиденье — без регулировок и поэтому рассчитывалось на 50-й перцентиль («Самара» и VAZ 2110) или даже на 5-й («Ока»).

Сегодня эти показатели меняются — машины становятся более гостеприимными к высоким людям. Никого уже не удивишь вертикальной регулировкой подушки водительского сиденья и наклона рулевой колонки. Они позволяют подобрать удобную посадку людям «нестандартных» размеров.

Теперь — об органах управления машиной. Эргономика подразделяет их на три группы. Наиболее важная — «постоянно действующие». Это рулевое колесо, педали (газ, тормоз, сцепление) и рычаг переключения передач. В обычном автомобиле таких органов пять; если сцепление автоматическое (одна педаль исчезает) — четыре, а с автоматической коробкой передач (исключается и рычаг КП) — всего три.

Далее — «часто действующие»: замок зажигания, переключатели света, указателей поворота, включатели звукового сигнала, стеклоочистителей и аварийной сигнализации, рычаги стояночного тормоза, управления раздаточной коробкой и... Все остальные включатели относятся к категории «редко действующих». По мере снижения их важности и частоты пользования становятся скромнее и такие эргономические требования, как досягаемость, величины ходов и усилий и т.д. Органы первых двух групп расположены в непосредственной близости от водителя, чтобы ему не приходилось тянуться к ним и изменять рабочую позу. «Редко действующие» могут располагаться подальше и даже не быть видными с места водителя (скажем, рычаг привода замка капота).

Отдельная тема — выбор величины усилия при управлении. Казалось бы, проще простого задать предельно допустимое значение по принципу «чем меньше, тем лучше». Увы, он не всегда приемлем. Пример: вакуумный усилитель тормозов на первых выпусках VAZ 2103. Усилие на педали было настолько мало, что водитель с трудом дозировал интенсивность торможения даже на сухом асфальте, не говоря о гололеде. Колеса мгновенно блокировались, и машина становилась неуправляемой. Пришлось корректировать характеристики узла — увеличивать усилие его срабатывания. Любопытно, что заданные величины усилий часто зависят от привычек населения той или иной страны. Например, европеец, управляя американской машиной, порой испытывает дискомфорт от излишне мощного усилителя руля — баранка вращается так легко, словно колеса вывешены, и реакция от дороги практически неощутима.

Учитывают еще и то, что усилие, подаваемое на орган управления, зависит от места и направления его приложения. Сравним два положения рулевого колеса — горизонтальное и вертикальное. В первом случае водитель способен приложить усилие при рулении гораздо большее, чем во втором. Но последний вариант выигрышнее с точки зрения точности и быстроты управления: они наиболее высоки у вертикальной баранки. Именно поэтому на спортивных и гоночных автомобилях она расположена в плоскости, близкой к вертикальной. На тяжелых грузовиках и автобусах руль почти горизонтальный — здесь важно максимальное усилие.

Обширно поле деятельности эргономистов при выборе расположения контрольно-измерительных приборов. Важнейшее требование: рулевое колесо не должно перекрывать ни один из них водителю любого роста. Наиболее значимые приборы (спидометр, тахометр, манометр пневмотормозов) делают более крупными и размещают в центральной части комбинации или щитка. Если приборов нечетное количество, то самый главный должен быть посредине, а если их всего два, то более важный располагают левее. Это связано с привычкой человека читать слева направо и рефлекторно бросать взгляд на левую верхнюю часть информативного поля.

Кстати, а какой прибор важнее — тахометр или спидометр? И это подскажет эргономика. На автомобилях общего назначения левее следует расположить спидометр (для «чайника» главное — скоростной режим), а на спортивных машинах — тахометр (гонщику гораздо важнее следить за работой двигателя).

Оптимальное для восприятия человека положение стрелок — вверх или прямо, их движение — слева направо. К этому человечество привыкло за 350 лет существования стрелочных часов. Поэтому отклонение стрелки влево мы воспринимаем как уменьшение или недобор, вправо — превышение, а в верхних зонах шкал приборов располагают оптимальные значения показаний. У спидометра — значение «крейсерской» скорости для данного автомобиля, на тахометре — число оборотов, соответствующее максимальному моменту или мощности двигателя.

Цвет подсветки приборов тоже играет немаловажную роль. Например, на автомобилях со спортивным характером она раздражающе красного цвета, чтобы привлекать внимание к циферблатам, держа водителя в напряжении: мол, не забывай нас, езжай по приборам. На современной комфортабельной машине подсветка всегда успокаивающе зеленая.

Посмотрим на сигнальные лампы — выбор их цвета тоже отвечает определенным законам. Красный цвет, например, сигнал опасности. Не случайно красные контрольные лампы сигнализируют о неисправностях, при которых дальнейшее движение невозможно, — падение давления масла, отказ тормозов, генератора и т. п. 

Желто-оранжевые лампы тоже дают водителю тревожные сигналы, привлекающие к себе внимание: недостаток топлива в баке, включены противотуманные фонари или фары, электрообогрев стекла, блокировка дифференциала (на автомобилях повышенной проходимости).

Словом, эргономика нацелена на то, чтобы любое действие было выполнено с минимальными психофизиологическими затратами и в кратчайший срок. Не зря человеческую лень кто-то метко окрестил двигателем прогресса.

«Мерседес-Бенц»: компоновщики уточняют, удобно ли будет водителю на рабочем месте.

Пробку бензобака «Ситроена» не надо закручивать, достаточно просто закрыть лючок. Такое могли придумать только настоящие лентяи.

Масляный щуп и пробки на «Опеле» выделены ярким цветом и обращают на себя внимание — это тоже эргономика.

Спидометр «Опеля-Вектра» расположен в центра комбинации, несмотря на то, что в ней четыре прибора.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии