Дует, но не греет

ДУЕТ, НО НЕ ГРЕЕТ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ВРОЖДЕННЫЙ ДЕФЕКТ

ДУЕТ, НО НЕ ГРЕЕТ

О том, что в системе отопления и вентиляции переднеприводных «самар» с «высокой» панелью что-то неладно, — известно давно. С самого начала владельцы таких машин жаловались: в салоне холодно, обмерзает ветровое стекло, горячий воздух греет... магнитолу. Попробуем все-таки разобраться, отчего такое происходит.

Геннадий ЛЕБЕДЕВ, Анатолий КАРПЕНКОВ

Для начала провели эксперимент: в трех автомобилях (VAZ 21093 с «высокой» и «низкой» панелями, а также, для сравнения, «Шкоде-Фелиция») измерили скорость воздуха, выходящего из сопел системы вентиляции, причем у каждого сопла в нескольких точках и при разных режимах. Чтобы не «громоздить» цифры, в таблице приведем средние значения только для второй скорости вентилятора. «Высокую» панель после замеров разобрали и постарались устранить самые заметные дефекты. Затем измерения повторили.

Вентиляция на подопытных автомобилях работала в трех режимах:

1. «Отогреваем стекло» — весь воздух направлен вверх, центральные сопла на панели закрыты.

2. «Греем салон» — воздух вверх, центральные сопла открыты.

3. «Едем зимой» — воздух вверх и вниз, все сопла открыты.

Схема подачи воздуха в салон «Самары» с «высокой» панелью показана на рисунке, а результаты измерений — в таблице. У «Фелиции» сопла расположены так же, а на «девяточной» «низкой» панели нет маленьких боковых дефлекторов, через которые обдуваются боковые стекла.

Режим № 1. ВАЗ с «высокой» панелью уверенно «дует» в боковые сопла и довольно вяло на стекло. При этом перед пассажиром стекло обдувается лучше, чем перед водителем! Центральные сопла, даже закрытые, воздух все же пропускают. Панель разобрали (см. раздел «Своими силами») и проклеили все щели в воздуховодах. После такой «модернизации» воздух стал лучше поступать на стекло, а вот «уклон» вправо сохранился.

На «Самаре» с «низкой» панелью воздух лучше идет к стеклу (что от него и требуется), чем в боковые сопла. В распределении потоков также заметен легкий «правый уклон». «Фелиция» в этом режиме подает весь воздух только на стекло.

Как уже было сказано, скорость воздуха измеряли во многих точках. По этим данным построили график, который характеризует распределение воздуха, поступающего на ветровое стекло.

Режим № 2. На «девятке» с «высокой» панелью ситуация почти не изменилась. Воздух идет через боковые и открытые на этот раз центральные сопла и еще менее охотно обдувает стекло. «Модернизация» побуждает дуть на стекло более активно, но в корне картины не меняет.

На машине с «низкой» панелью потоки распределены достаточно равномерно, как и на «Шкоде».

Режим № 3. «Высокая» панель вновь «прославилась». Воздух в ноги задних пассажиров почти не поступает, к передним идет слабо, как и на стекло. Опять все «выдувает» через центральные и боковые сопла на панели. «Модернизация» несколько улучшает подачу воздуха к ногам.

«Низкая» панель: те же «ножные» проблемы, но лучший, чем в первом случае, обдув стекла.

В «Фелиции» воздух лучше всего поступает к ногам сидящих спереди и через боковые сопла на панели, чуть хуже через центральные сопла и на стекло и совсем слабо дует назад.

Итак, что мы намерили? А вот что: на «самарах» с «высокой» панелью во всех режимах недостаточно активно обдувается ветровое стекло. При этом лучше дует справа, перед пассажиром, хотя по логике должно быть наоборот. Все исследуемые автомобили «морозят» сидящих сзади, а отечественные не жалуют и ноги передних седоков. Сопла на «высокой» панели у ВАЗов закрываются негерметично.

Теперь вскроем пресловутую «высокую» панель и попробуем разобраться, отчего это происходит. С негерметичностью заслонок все ясно — по-другому и быть не может. Заслонка перекрывает воздуховод, но оставляет открытыми небольшие щели, будто специально для этого сделанные. «Несимметричный» забор воздуха к вентилятору (справа), судя по всему, и есть причина того, что через правые сопла воздух лучше поступает в салон. Нередко в системе отопления и вентиляции автомобилей используют две крыльчатки, помещаемые на обоих концах вала электродвигателя. За примерами далеко ходить не надо — «сорок первый» «Москвич». Но в «Самаре», увы, крыльчатка одна...

Ноги задних пассажиров не могут не мерзнуть. Выходной патрубок отопителя и лежащий на тоннеле пола воздуховод не стыкуются ни по высоте, ни по периметру. Попробуйте подуть в трубу большого диаметра, не прижимая к ней губы, а лучше с некоторого расстояния — эффект примерно тот же.

А теперь о слабом обдуве ветрового стекла. В «Самаре» с «низкой» панелью и «Шкоде» короба воздуховодов — это, по сути, отдельные детали, спрятанные под панелью. В «высокой» же панели короб образуют детали самой панели: одна — нижняя часть короба, другая — верхняя. Получается, что разъем идет по всей длине воздуховода. И это при известном качестве наших пластмассовых деталей! Щелей более чем достаточно, а заводской уплотнитель — поролон — в нашей «девяносто третьей» местами смялся, местами выпал внутрь короба. Вот и гуляет ветер в панели.

Кстати, об упомянутом подогреве магнитолы. В воздуховоде, который идет к центральным соплам на панели, есть ничем не закрытая щель шириной в палец. Через нее, похоже, и идет подогрев «музыки», а кроме этого, раздуваются по «нутру» панели пепел и окурки из закрытой пепельницы.

Еще несколько интересных наблюдений. Заслонка, распределяющая потоки воздуха, на нашей машине была покороблена и закрывалась неплотно. Но привод ее, в любом случае, сделан так, что она либо до конца открывается (но тогда не полностью закрывается), либо наоборот...

Может быть, «высокая» панель красивая, модная и технологичная. Возможно даже, что при должном качестве изготовления она не так и плоха. Но в том виде, в каком есть, критики не выдерживает. Система отопления и вентиляции даже в сравнении с «низкой» панелью работает отвратительно. Ладно была бы новая конструкция, так ведь выпускается она уже много лет. А потому известно немало способов ее самостоятельного «лечения». Самым простым способом — проклеив оконным уплотнителем все стыки и щели, — мы несколько улучшили обдув стекла, и воздух стал поступать в ноги. Но «глобально» повлиять на распределение его потоков нам так и не удалось.

СХЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ ПОТОКОВ

Скорости воздуха на выходе из соответствующих сопел даны в таблицах.

Заводские поролоновые уплотнители выглядят плачевно.

Хорошо видна нижняя «половинка» воздуховода с направляющими ребрами хитрой конфигурации.

Деталь панели доработана с помощью... оконного уплотнителя из хозяйственного магазина.

ГРАФИК ПРИМЕРНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТОКА ВОЗДУХА ПО ВЕТРОВОМУ СТЕКЛУ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые