Фильтры "спин он"

ФИЛЬТРЫ «СПИН ОН»

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

ФИЛЬТРЫ «СПИН ОН»

Весь мир масляных фильтров в уникальной супертаблице, и только в ЗР!

Антон УТКИН

Обзор масляных фильтров мы начали в предыдущем номере с картриджей — бескорпусных элементов. Гораздо более распространены корпусные, или, как их называют по-английски, «спин он» (spin on), то есть буквально — «приворачиваемые». Свыше 90% двигателей легковых автомобилей в мире оснащены именно такими. В отличие от сменных картриджей, в них все одноразовое: фильтрующая штора, каркас, уплотнения, клапаны да и сам корпус. Отсюда — ощутимое снижение трудоемкости обслуживания: отвернул старый фильтр, привернул новый — и порядок!

Большинство выпускаемых в мире фильтров по устройству похожи на наш «жигулевский» (разумеется, речь не о качестве!), то есть содержат два клапана — перепускной и противодренажный (рис. 1). Первый иногда может стоять на входе фильтра (так делает фирма «Пюролатор», см. ЗР, 1996, № 9), накапливая крупные частицы износа в корпусе и не пропуская их обратно в двигатель. На некоторых двигателях конструкторы обходятся без противодренажного клапана — его надобность отпадает, если фильтр стоит колпаком вниз и масло не может вытечь в картер на стоянке. Или вместо перепускного клапана на входе ставят антивакуумный клапан на выходе — он открывается только давлением изнутри, препятствуя быстрому сливу масла из фильтра. По этой схеме выполнены фильтры всех бензиновых моторов «Ауди» и «Фольксвагена». Иногда, для надежности, применяют и противодренажный, и антивакуумный клапаны — так устроены фильтры вседорожников «Ленд-Ровер», а также некоторых моторов «Мазды» и ФИАТа (рис. 2). А в фильтрах многих двигателей «Ниссана», «Опеля» и «Джи-Эм» вообще нет клапанов, даже самого главного, перепускного. Конструкторы разместили их стационарно в специальных проставках — подпружиненный шарик или плунжер надежнее одноразовых манжет.

А теперь перейдем к практике: какой фильтр подойдет к вашей конкретной машине? Во-первых, его резьба должна соответствовать той, что на штуцере двигателя. Во-вторых, наружный диаметр прокладки должен быть близок к диаметру кольцевого выступа вокруг штуцера, так называемой розетки. В-третьих, основание фильтра должно быть так же вогнуто, как и у штатного, иначе не хватит места шестиграннику штуцера и прокладка неплотно прижмется к розетке. В-четвертых, фильтр должен быть близок по размеру к штатному. Слишком большой может не уместиться в отведенном ему пространстве под капотом. Еще хуже — если уместится, но сомнется при срабатывании подвески или перемещении двигателя на упругих опорах. Но и тот, что намного меньше штатного, ставить нежелательно, ведь конструкторы специально рассчитывали необходимую минимальную площадь шторы. Например, фильтры дизелей всегда крупнее, чем у равных по мощности бензиновых моторов. Тяжелонагруженные детали требуют дополнительного охлаждения маслом (у «дизельных» маслонасосов более высокая производительность), и штора «дизельного» фильтра способна пропускать дополнительное его количество. То же самое — на форсированных моторах модификаций GTi. Самый яркий пример — «воздушники» «Порше», на которых применяют огромный фильтр от «грузовых» дизелей «Катерпиллер» и ИВЕКО.

И, наконец, в-пятых, комплект клапанов фильтра должен быть не меньше, чем у штатного. Например, при отсутствии положенного перепускного клапана штора порвется при первом же холодном пуске, а без противодренажного мотор каждый раз будет по полминуты работать «всухую» — в обоих случаях ускоренный износ неизбежен. А вот лишние, ненужные по штату клапаны не навредят — двигатель просто не заметит их присутствия.

Поговорим о присоединительных размерах. Около 75% всех корпусных фильтров для легковых автомобилей, в основном европейских и американских, рассчитаны на «европейскую» розетку номинальным диаметром 71,5 мм. Фильтры моторов японского происхождения (неважно, где сделанных: в Японии, Европе, Америке или Корее) согласуются с «японской» розеткой диаметром 63 мм, и таких около 20%. Оставшиеся несколько моделей предназначены для дизелей с «грузовыми» розетками. Например, у «Форда-Транзит 2,5D» ее диаметр 92 мм. Сложнее с резьбами под штуцер — их для фильтров только легковых автомобилей предусмотрено двенадцать: пять дюймовых и семь метрических. Самая распространенная резьба — дюймовая 3/4"-16UNF, то есть диаметром 19,05 мм и шагом 16 ниток на дюйм (1,59 мм) — такие штуцеры на моторах большинства фирм Европы, Америки и Японии. Затем идет М20х1,5МВ — ее применяют, в основном, во Франции и Японии. М18х1,5МВ — традиционно французская, но с 1984 года стала визитной карточкой фильтров для "Опеля", а затем и "Джи-Эм", и, конечно, корейских "дэу".

Другие резьбы фильтров специфичны для узких групп автомобилей определенных марок. Например, М22х1,5МВ применяется только на грузовичках «Форд-Транзит» и старых «хондах». А резьбы М24х1,5МВ и М26х1,5МВ — только на дизелях: первая — «Тойоты», вторая — «Мицубиси» и «Мазды». Для фильтров больших дизелей вседорожников «Ленд-Крюйзер» предусмотрена даже М30х1,5МВ. Самую редкую из «фильтровых» метрических резьб, М16х1,5МВ, увидишь только на микролитражках «Пежо» и «Ситроена», начиная от горбатого «Де шво».

Из дюймовых резьб вторая по распространению — 1"-12UNF (диаметр 25,4, шаг 2,12 мм). Кроме дизелей, применяется на фильтрах мощных бензиновых моторов "ягуаров" и "порше". Остальные три: 13/16"-16 UNF (20,64х1,59 мм), 1 1/8"-16UNF (28,58х1,59 мм) и 5/8"-18UNF (15,88х1,41 мм) — только на фильтрах американских и английских автомобилей.

В таблице представлен почти весь спектр корпусных масляных фильтров, которые могут понадобиться российским автовладельцам. За ее пределами остались совсем редкие у нас — для автомобилей внутренних рынков Америки и Японии, а также компактных европейских микролитражек. Номера фильтров — из каталогов пяти наиболее активных в России западных фирм, прочерк означает отсутствие данного типоразмера в производственной программе. Кроме того, таблица позволяет быстро подобрать оригинальный фильтр от другой марки автомобиля — таких сведений в каталогах не найти. Например, некий житель уездного города N ищет фильтр к подержанному " Peugeot 405". Рад бы и задорого купить, ведь тащиться за тридевять земель, в Москву — еще дороже выйдет. Смотрит в таблицу: "Надо же, от " КИА Кларус" — почти такой же! А я и не знал!". И пулей в область — там недавно фирменный сервис КИА открылся...

Для удобства пользования фильтры в таблице расположены не по маркам автомобилей, а по группам взаимозаменяемости. Первая, назовем ее группа «Форд», объединяет те, что с резьбой 3/4"-16 и под "европейскую" розетку (номера с 1 по 14). Вторая (с 15 по 22) — "Мицубиси- Мазда" — с резьбой М20х1,5 и под "японскую" розетку. Фильтры группы "Сузуки-Тойота" (номера с 23 по 28) — с "американской" резьбой, но "японской" прокладкой, а группы "Рено" (с 29 по 34) — наоборот: резьба М20х1,5, а прокладка диаметром 71,5 мм.

Фильтры всех четырех групп обязательно оснащены перепускным и противодренажным клапанами. У остальных (номера с 35 по 53) набор клапанов неполный (или резьба редкая), поэтому взаимозаменяемость ограничена. Например, к «Фольксвагену-Пассат» подойдут фильтры 3, 7 и 11 от «Форда», ФИАТа и «Опеля», а вот 36-й «фольксвагеновский» на ФИАТ ставить нельзя — в нем нет противодренажного клапана. Или, скажем, к «Ниссану-Алмера» отлично подойдут фильтры от многих моделей «Тойоты» и «Сузуки» и даже необычайно дешевый ($3) от " Дэу Дамас". А наоборот — ни в коем случае!

И в заключение — об отечественных машинах. Если раньше к иномаркам приспосабливали «жигулевский» фильтр, то теперь владельцы «жигулей» с удовольствием ставят «чемпионовский» или «фрамовский» от «Вольво» и ФИАТов, уже не тревожась, что масло пойдет через щели в обход шторы или кончится противодренажный клапан.

Итак, фильтры группы «Форд». Для «Жигулей» всех моделей: 1, 2, 4, 9, 13. Семейство «Самары» и VAZ 2110: только 9. «Нива»: 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 13. «Волга», «Соболь», «Газель» (мотор ЗМЗ-406): 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 13. " Moskvich 2141" (моторы ВАЗ и УЗАМ): 1, 2, 4, 9, 13.

А владельцев «святогоров» с французскими моторами частенько обдирают как липку алчные торговцы с рынков. Наслушавшись рассказов о том, что к его двигателю «ничего нет», растяпа легко выкладывает шестьсот рублей за «дефицитный» фильтр, не подозревая, что в соседнем (специализированном, а не «москвичовском») павильоне точно такой же «Чемпион-F103» лежит за двести, поскольку продавцу безразлично, куда его поставят: на «Москвич», «Рено» или «Вольво»...

Рис. 1. Масляный фильтр с двумя клапанами: 1 — корпус; 2 — фильтрующий элемент; 3 — противодренажный клапан; 4 — основание корпуса; 5 — прокладка; 6 — перепускной клапан.

Рис. 2. Масляный фильтр с тремя клапанами: 1 — блок двигателя; 2 — уплотнительная прокладка; 3 — корпус; 4 — противодренажный клапан; 5 — фильтрующий элемент; 6 — перепускной клапан; 7 — антивакуумный клапан; 8 — резьбовой штуцер.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии