Прокачай... стеклоподъемники

ПРОКАЧАЙ... СТЕКЛОПОДЪЕМНИКИ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

СТРАНИЧКА ИСТОРИИ

ПРОКАЧАЙ... СТЕКЛОПОДЪЕМНИКИ

Конечно, ведь работают они на тормозной жидкости.

Сергей КАНУННИКОВ

Семиместный представительский автомобиль ЗИС-110 (его производство началось в 1945 году) повторял конструкцию «Паккарда». Рядный восьмицилиндровый двигатель рабочим объемом 6 л развивал 140 л. с. Машина достигала 140 км/ч и в «экономичном» режиме на шоссе расходовала 23 л бензина на 100 км.

Отделка и оборудование салона соответствовали американским стандартам. Автоматические стеклоподъемники (для европейских моделей того времени — редкость) были не электрическими, как на современных автомобилях, а гидроэлектрическими; их устройство мы и рассмотрим сегодня.

Шестеренчатый насос (он работал от реверсивного электродвигателя) качал тормозную жидкость, заливаемую в специальный бачок, стоявший на раме под сиденьем водителя. По медным трубкам и шлангам жидкость шла к рабочим цилиндрам, установленным под стеклами. Водитель или пассажир управляли электромагнитными клапанами с помощью переключателей на дверях. Клапаны открывали путь жидкости, одновременно включался двигатель насоса.

При подъеме стекла электромотор потреблял 100 (!) ампер, а давление в системе достигало 7,5 кгс/см2. Насос нагнетал «тормозуху» в цилиндр, поршень которого через амортизирующую пружину и шток давил на шарнирно соединенные между собой рычаги, похожие на ножницы. Ведущий вращался на неподвижной оси, а ведомый шел по специальной направляющей, укрепленной на внутренней панели двери. Когда окно закрывали, насос возвращал жидкость в бачок, а стекло опускалось под действием мощной пружины.

Механизм перегородки в салоне лимузина был несколько иным. Стекло поднимали рычаги, соединенные с зубчатыми секторами. За опускание отвечали укрепленные на секторах спиральные пружины. Они же давили на поршень, выталкивая жидкость из цилиндра.

Сложная и громоздкая конструкция требовала деликатного обращения. Рекомендовали опускать или поднимать не более двух стекол одновременно. Кроме того, нельзя было открывать одно окно и в то же время закрывать другое: насос не мог качать жидкость сразу в двух направлениях.

Комфортабельный ЗИС-110 служил не только «членовозом». Машины работали в скорой помощи и маршрутными такси.

Устройство стеклоподъемников: 1 — электромагнитные клапаны; 2 — рабочие цилиндры; 3 — пружина; 4 — кронштейн стекла двери; 5 — кронштейн стекла перегородки; 6 — зубчатые секторы; 7 — спиральные пружины.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые