Этот удивительный транспорт: самоходные троллейбусы и подсветка луж

Очередную «горячую» пятерку технических необычностей представляет Михаил Колодочкин. Знакомьтесь: микрооптическая система подсветки лужи перед машиной, предложенная BMW, инновационная электронная муфта Volvo eТwinster, супершустрые трициклы, электромотоцикл и самостоятельный троллейбус.

01

01

Троллейбусы и скорпионы

Привычные троллейбусы… вымирают у нас на глазах! Основная претензия к экологически чистому транспорту — постоянная привязка к контактной сети, которая, честно говоря, сильно уродует городские пейзажи. Попробуйте сделать хороший фотокадр в центре — все затянуто паутиной проводов… Кроме того, есть еще одна напасть — весьма сложные и требующие ухода перекрестки и стрелки на проводах. В той же Германии троллейбусы еще совсем недавно трудились в 74 городах, а сегодня — только в трех: Эберсвальде, Эсслингене и Золингене. В мире, правда, таких городов 305, из них в Европе — 149.

В общем, именно немцы решили исправить ситуацию. Речь о проекте университета в Цвиккау под названием eBus Skorpion. Исследователи намерены сделать троллейбусы более гибким видом транспорта благодаря аккумуляторам большой емкости. Но для этого нужно научить их автоматически подключаться к контактной сети там, где она есть. Ведь если бы троллейбусы на ходу сами опускали и, главное, поднимали свои токоприемники — это могло бы возродить к ним интерес. Тем более что на батареях они нынче спокойно могут проехать в автономном режиме километров двадцать!

Но попасть «дугой» точно в провод с дистанции в 6 метров, да еще если под углом, довольно тяжело. Поэтому и построили такого Скорпиона с «искрящим хвостом», системой управления троллями и видеокамерами для прицела. На троллейбус пока что не очень похоже, но если техника заработает…

С чем едят eТwinster?

02

02

Ну, например, вместе с Volvo XC90 T8 Twin Engine. Этот автомобиль имеет два мотора — ДВС и электродвигатель. И вопрос с полным приводом здесь решен без карданного вала. Электромотор мощностью 60 кВт посылает крутящий момент аж в 2400 Н∙м на электрифицированную заднюю ось. При этом сам электродвигатель выдает лишь 240 ньютонометров, но дальше стоит понижающая передача 1:10. А вот уже там и установлена новая электронная муфта eТwinster с двумя сцеплениями для распределения тяги между колесами.

Эффективность ее работы показали заезды по льду озера в Швеции. Если в обычном ХС90 уже срабатывала система стабилизации ESP, намертво блокирующая все попытки водителя поддать газу, то на экспериментальном Volvo XC90 T8 Twin Engine с новой муфтой от GKN до этого было еще далеко. Разгоняйся — не хочу!

Не ступить в лужу

03

03

Согласитесь: такое частенько случается. Причалили к тротуару ночью, в дождь или после дождя, открыли дверь, и… полные ботинки воды! А все потому, что в темноте лужи не видно. Решение напрашивается само собой: поставить где-то внизу автоматические лампочки подсветки. Но это — неэффектный вариант: для «семерки» БМВ он не пойдет. Да и какую надбавку потребуешь за такую опцию?

В общем, баварцы пошли другим путем. С помощью ученых фраунгофферовского института они создали целую микрооптическую систему с объективами. Разумеется, не на дверях: иначе ведь ничего не подсветишь при подходе к автомобилю. Так что — только под порог. А там — грязь, камешки летят… Именно поэтому световые модули размером 10х10 мм установлены перед дверьми сразу за брызговиками и развернуты объективами назад.

Насколько это поможет на российских дорогах — вопрос. Но тамошние ученые его явно не исследовали. Да и с грязью они, в общем-то, незнакомы: немцы заливают незамерзайку в бачок дай бог если раз в году. Скучища…

Остров еВезения

Sarolea_511_3.jpg

Sarolea_511_3.jpg

Есть такой оффшор — острова Мэн, слыхали? Говорят, что олигархи вывозят туда капиталы. А вот что с ними делать?

Можно, например, замутить выпуск необычных мотоциклов Saroléa Manx 7, разгоняющихся, причем на электротяге, аж до 320 км/ч. Мотор этого мотоцикла развивает 163 л.с. и выдает на заднее колесо крутящий момент, какой редко встретишь и среди автомобилей: целых 900 Н∙м! Благодаря шасси из карбона общая масса оффшорного монстра не превышает 198 кг, включая литий-ионную батарею напряжением 370 В. Ее энергоемкости хватит на 300 км пробега! В общем, можно пересечь остров вдоль и поперек, и еще останется. А уж догонять олигарха на таком суперэлектробайке — воистину замучаешься пыль глотать…

У меня всё  — «Поларис»!

05–1 (3)

05-1 (3)

Была некогда такая реклама на нашем ТВ. Правда, там речь шла о холодильниках, пылесосах и тому подобной технике. А вот теперь Поларис можно и в гараже поставить, а не только в квартире! Причем на зависть многим: трицикл Polaris Slingshot ценою под 30 000 евро унесет вас со скоростью… А кто его знает, с какой: почему-то на сайте производителя указаны даже такие подробности, как передаточные отношения каждой ступени коробки, но не максималка и не динамика! Но можно себе их представить, если соотнести массу машины в 768 кг и мощность 2,4-литровой «четверки» в 175 л.с., а также крутящий момент в 175 Н∙м. Главное не запнуться о трицикл нечаянно: его высота всего 1318 мм. А вот длина и ширина (3800 и 1971 мм соответственно) вполне пристойны для взрослого четырехколесного спорткара. Другое дело, что единственное ведущее заднее колесо приводится ремнем, армированным стекловолокном. Это уже ближе к мототехнике.

Фото: компании-производители

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (9)

Самые новые

«Насколько это поможет на российских дорогах — вопрос. Но тамошние ученые его явно не исследовали.»
Да уж, для наших дорог нужно изобретать выдвижной трап. Ну или хотя бы к световым модулям добавить эхолот, чтобы водитель заранее определил, нужно ли переобуться в резиновые сапоги, если, конечно, он заранее положил их под сиденье! ))))

Ответить#
0

Рисунок, спроецированный на дорогу задними фонарями, был показан на стенде Magneti Marelli на Международной выставке потребительской электроники (CES) в Лас-Вегасе.
В интернете есть картинка.

Ответить#
0

может я плохо физику в школе учил, но что мешает использовать токосъёмник как на трамваях с одним контактным проводом?

Ответить#
0

тут же нагуглил, и не удалить никак комментарий :(

Ответить#
0

я не стал гуглить,а вот память подсказала —в 85–90 г.г. по ЦТ в программе «ВРЕМЯ» показали сюжет про болгарского студента и его разработку. ШТАНГА была одна и башмак был такой конструкции, что один «рогатый» мог обогнать другого....
Был показан действующий стенд...

Ответить#
0

Мешает отсутствие рельсов, являющихся вторым «контактным проводом» и «рулящих» трамваем ))

Ответить#
0

Сделать коннект троллей на самом деле несложно. Датчик, показывающий близость к проводу — штука не слишком хитрая. Особенно, если пустить по проводам слабенький сигнал на уровне блютуса.

чисто параллельный гибрид — штука не новая. Делали уже не раз, те же пыжи. И — не срослось, хотя показательные покатушки у них тоже были красивые. Проблема согласовать тягу и, главное, тормозное усилие. Вот на Ф1 это отладят окончательно — и пойдёт в массы.

Трицикл — хорошо, но одно ведущее колесо создаст проблему с реализацией момента. Так что решение весьма ограниченное.

Ответить#
+1

Насчет троллей я не так оптимистичен. Водном экземпляре все заработает, а вот в серии —- черт ее знает. И с ценой вопрос, конечно же.

Ответить#
0

Да, с ценой, как всегда, проблемы...
Впрочем, с таким аккумулятором добавка к цене будет уже небольшой. Проблема в другом — аккумуляторный бизнес сейчас на спаде. Наша гиперфабрика в Новосибирске накрылась медным тазом как раз из-за «неожиданного» исчезновения потребителей.

Ответить#
0