Дублеры готовят роли

ДУБЛЕРЫ ГОТОВЯТ РОЛИ

АКТУАЛЬНО

Новые дороги

ДУБЛЕРЫ ГОТОВЯТ РОЛИ

В ближайшее десятилетие у столичных проспектов и шоссе, ведущих к МКАД, должны появиться «двойники». Сбудется ли?

Игорь МОРЖАРЕТТО

ПРОБКА ПО ИМЕНИ МОСКВА

«Одной из самых серьезнейших язв больших столиц европейских, азиатских и американских стран является наличие трущоб, где миллионы обнищавших трудящихся обречены на прозябание и медленную мучительную смерть. Заслуга Москвы состоит в том, что она полностью ликвидировала эти трущобы...»

Об этом заявил И. В. Сталин, подписывая в 1935 году первый (Сталинский) генеральный план реконструкции Москвы. Хорошо ему было! Одним росчерком пера он мог прорубить через исторический центр новый проспект — и попробовали бы возразить какие-нибудь ученые, архитекторы или экологи — где бы их потом искали? Трущоб, правда, меньше тогда не стало. Более того, несмотря на революционную решительность, в советские времена недосчитали и недорубили в столице широких улиц — и с приходом новой исторической эпохи Москва чуть не превратилась в одну огромную чадящую пробку.

Вот что рассказал об особенностях столичного автомобильного движения начальник отдела дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУВД столицы Александр Борисов. По дорогам Москвы ежедневно передвигаются более 3,5 млн. автомобилей (темпы прироста в 90-х годах превысили темпы 80-х в 5,5 раза!), протяженность дорожной сети города составляет 4718 километров, в том числе магистральной — 1275. Дефицит автомагистралей в столице оценивается в 300–400 километров! В центральной части города практически все улицы уже исчерпали пропускную способность или работают на ее пределе. А кольцевые и поперечные связки, разгружающие центр, составляют всего лишь 35–40% от потребностей города. Именно поэтому начало строительства третьего транспортного кольца стало насущной необходимостью. Оно и только оно сможет обеспечить перераспределение транспортных потоков по радиальным магистралям и позволит значительно разгрузить Садовое кольцо и центр столицы от транзитного движения.

Но в новом генплане Москвы (в прошлом году он был принят правительством города и одобрен городской думой) есть и другие решения, не менее важные для москвичей и гостей столицы, передвигающихся на автомобилях. Одни из них уже воплощаются в мосты, тоннели и километры дорог, другие — существуют пока на бумаге. О них мы попросили рассказать Юрия Васильевича Короткова, главного инженера НИИ генплана Москвы.

— Старый генплан развития столицы 1971 года был рассчитан на уровень 150 автомобилей на 1000 жителей, новый — на 300–350 автомобилей. Поэтому перед нами стояла задача повысить плотность улично-дорожной сети в 1,5–2 раза. Сейчас в районах реконструкции пятиэтажек мы стараемся пробивать местные, «жилые» улицы, чтобы автомобиль мог свободно продвигаться по микрорайону. Но не только это.

Каждый житель Москвы уже давно на себе почувствовал (особенно вечером в пятницу и воскресенье!), как перегружены все проспекты и шоссе, ведущие к Московской кольцевой автодороге (МКАД). Вопрос о строительстве дорог-дублеров стоит давно, были предусмотрены такие работы и в прошлом генплане, но... Теперь, как говорится, откладывать — дальше некуда. И в новом генплане определено строительство дублеров практически на всех радиальных направлениях. Пройдут они от МКАД до третьего кольца, причем сооружение магистралей будет идти в основном вдоль линий железных дорог и промзонам, иными словами, по свободным территориям. А это во многом упрощает и удешевляет строительство.

ЧТО, ГДЕ, КОГДА

Начнем с будущего дублера Кутузовского проспекта и Можайского шоссе, не имеющего пока имени собственного (номер 9 на нашей карте). Он начнется как ответвление Минского шоссе, в районе подмосковного города Одинцово, а войдет в столицу возле Троекуровского кладбища (развязка уже готова). Потом протянется вдоль зоны отчуждения Киевского направления Московской железной дороги и выйдет на Кутузовский в районе пересечения с третьим кольцом.

Дублер обязательно будет и у Варшавского шоссе, причем в плане предусмотрено строительство даже не одного, а двух — восточного (6) и западного (7). Западный, помимо всего прочего, обеспечивает возможность прямого въезда в город жителям московских микрорайонов Северное и Южное Бутово, но в любом случае он должен проходить по окраине Битцевского лесопарка, против чего выступают природоохранные и некоторые другие общественные организации. Ныне разработки по этому проекту временно прекращены, и все же рано или поздно к ним придется вернуться — не может район с населением свыше 200 тыс. человек (это сегодня!) нормально существовать без прямого въезда в город.

Пока основные усилия проектировщиков и строителей сконцентрированы на восточном дублере Варшавки. Он пройдет вдоль полотна Павелецкой железной дороги, а далее через промзоны выйдет к третьему кольцу в районе Большой Тульской улицы. Кроме того, в ближайшее время строители наконец-то сдадут развязку на пересечении МКАД и Липецкой улицы, и часть транспорта отправится в Москву по этому пути. Правда, дорога эта пока упирается в Кавказский бульвар, но, по всей видимости, довольно скоро продлится до Кантемировской улицы, а далее — до участка задуманного на будущее пятого кольца (5).

Сейчас разрабатывается и несколько проектов дублера Волгоградского и Рязанского проспектов; правда, опять не без больших проблем. Частично дорога должна пройти через территорию Кузьминского парка, и архитекторы ломают головы над тем, чтобы сделать это с минимальным ущербом для зеленого массива. Экологи же выступают против этой трассы вообще. Тем не менее уже активно работают над так называемым южным вариантом (4): дублер начнется у МКАД, возле деревни Беседы и выйдет к третьему кольцу в районе Шарикоподшипниковской улицы. Севернее Рязанки проектируется новый проспект, который свяжет с городом микрорайоны Жулебино и Ново-Косино (3), — он пройдет вдоль полотна Рязанской железной дороги. Но проект получается очень сложным и дорогим — дорога неминуемо должна пройти через водостоки, идущие к Люберецкой станции аэрации. И все же первые участки нового шоссе уже начинают строить.

К сожалению, новых автомагистралей между Рязанским проспектом и Ярославским шоссе пока не будет — здесь очень сложная жилая и промышленная застройка. К тому же в районе Измайловского парка и национального парка «Лосиный остров» на пути строителей неминуемо встанут экологи и общественность.

Дублер Ярославского шоссе (1), согласно плану, пройдет опять же вдоль одноименного направления Московской железной дороги. Кроме того, архитекторы предлагают частично разгрузить Ярославку, расширив Осташковское шоссе и Енисейскую улицу. Не будет пока дублера у Дмитровского шоссе — он неминуемо должен будет пройти по территории заказников и заповедников, а это здесь неприемлемо.

Готовится дублер Ленинградского шоссе (13). От нового Международного шоссе он с востока обходит Химки (участок уже строится) и выходит к МКАД у пересечения с улицей Дыбенко, а потом через Ховрино, вдоль Октябрьской железной дороги попадает к третьему кольцу. Еще один, «городской» дублер Ленинградки идет через улицы Лавочкина и Клары Цеткин. С вводом многоуровневой развязки на пересечении Волоколамского шоссе и канала имени Москвы миновать пробки на въезде в город можно будет также через Куркино (12) и улицу Свободы. Ее в ближайшем будущем планируют соединить новым мостом (11) с Живописной улицей и Нижними Мневниками.

Много споров вокруг судьбы проектируемого Краснопресненского проспекта (10). Небольшой участок — от малого (2) до большого (8) третьего кольца — уже строится. А дальше еще не найден вариант, как проложить новый проспект через Серебряный бор (или Крылатское?) и где дать ему выход на МКАД.

Кроме радиальных направлений-дублеров, в недрах НИИ генплана разрабатывается проект еще одной внутригородской кольцевой магистрали — пятого кольца. Напомним, что первое кольцо — Бульварное, второе — Садовое, третье строится, а часть четвертого, оказывается, уже существует (улица Королева, Ростокинский и Краснобогатырский проезды на севере; Минская улица, Ломоносовский и Нахимовский проспекты на западе и юге). Скоро на юге появится первая дуга пятого кольца (в районе развилки Варшавского и Каширского шоссе). Словом, в городе наконец-то складывается пусть и сложная, но современная система, способная обеспечить распределение транспортных потоков в столице.

ПЛАН — НЕ ДОГМА...

Итак, планов у московского правительства — громадье. И все мы, сидящие за рулем, как говорится, голосуем двумя руками «за». А также — своими деньгами, потому что новые дороги Москвы (как и новые дороги Кубани, Сибири, Дальнего Востока — далее везде) строятся на деньги федерального дорожного фонда, куда каждый из нас честно вносит свою лепту. Все бы хорошо, но с принятием нового Налогового кодекса денежные потоки фонда могут частично изменить направление и несколько иссякнуть (ЗР уже неоднократно писал об этом). Прогноз по Москве в этом смысле самый грустный: финансирование дорожного строительства может сократиться раза в два, соответственно в два раза удлинятся его сроки.

— Есть несколько приоритетных объектов, — заключил свой рассказ главный инженер Коротков. — Например, мост, который должен соединить улицу Свободы и Живописную, или другой, через Москву-реку — в Печатниках, по трассе пятого кольца. Если бы деньги выделялись в прежнем объеме, мы могли бы уже сегодня приступить к разработке проектной документации и открыть оба моста в ближайшие годы. Да и сама программа строительства дублеров рассчитывалась на 10 лет, в прежних объемах финансирования. Теперь понятно, все эти планы могут остаться только на бумаге. Или задержатся — на несколько лет или десятилетий.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии