На площадке молодняка

НА ПЛОЩАДКЕ МОЛОДНЯКА

ИСПЫТАНИЯ

Первоклассники

НА ПЛОЩАДКЕ МОЛОДНЯКА

Все, что короче 3,6 м и уже 1,6 м, обладает четырьмя колесами

и мотором, в Европе относят к первому, или А-классу.

Сергей КАНУННИКОВ, Анатолий КАРПЕНКОВ

НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

Идея маленького автомобиля стара, как сам автомобиль. Слабенький мотор, немудреная механика, простенький кузов обходились производителям и покупателям весьма дешево. Кроме того, обладатель малютки мог экономить на налогах и топливе. Еще одно преимущество появилось, когда в больших городах стали возникать проблемы парковки. Впрочем, и недостатков у малышей хватало: при первой возможности их владельцы пересаживались на что-нибудь помощнее, попросторнее, покомфортабельнее.

Современные первоклассники в абсолютном большинстве своем далеко ушли от примитивных предков. Они по-взрослому комфортабельны и оснащены достаточно мощными 1,1–1,3-литровыми моторами. Правда, в европейском первом классе есть еще и дошколята — длиной менее 3 метров с моторчиками 4,5–5,5 л. с. Во Франции ими можно управлять без водительского удостоверения, но выпуск невелик, да и цена «не совсем автомобиля» вполне автомобильная — примерно 10 тысяч (!) долларов.

На российском горизонте из отечественных малышей в гордом одиночестве «Ока». Остальные или в штучном производстве, или в проектах. Тем не менее разговоры о народной микролитражке не утихают. Собрав несколько совершенно разных машин, мы попытались оценить жизнеспособность отраженных в них концепций применительно к специфике российского рынка. Точкой отсчета служила наша «Ока».

«СОЛДАТСКИЙ ХЛЕБ»

Угловатый кузов, над головой — тент, под... телом плоский стул, обитый дерматином, сзади стрекочет 13-сильный «воздушник». Подобные машины немцы еще в двадцатых прозвали «Комиссброт» — «солдатский хлеб», то есть паек, меньше которого — уже голод. На «пайковых» мотоколясках Европа выезжала из кризисов и послевоенной разрухи. В качестве примера из постперестроечной России мы взяли «Кинешму» завода «Автоагрегат».

Создатели умудрились сделать ее четырехместной, но нагружать машину пассажирами и поклажей боязно — тяжеловато придется слабенькому, даром что от американской садовой техники, моторчику «Бриггс энд Страттон». По той же причине снижены внедорожные возможности экипажа. Между тем длинноходная подвеска, хорошая геометрическая проходимость, колеса с грунтозацепами и большой дорожный просвет провоцируют безбоязненно съезжать с асфальта.

Если мотор «Кинешмы» станет заметно мощнее, появятся другие проблемы. Сейчас машина все-таки гармонична. Мотоциклетная коробка с нечетким переключением передач и «ловлей» нейтрали, неинформативная педаль газа, зависимая подвеска, тормоза и рулевое соответствуют именно такому двигателю.

«Кинешму» прочат инвалидам. Но людям с ограниченными физическими способностями тем более нужна машина с легким понятным управлением, простая в обслуживании. Здесь же, чтобы выполнить один из пунктов инструкции при ежедневном осмотре — проверить уровень масла в двигателе, потребуется вынуть запаску и снять заднее сиденье. Ничего себе! Впрочем, даже совершенно здоровому в «Кинешме» неуютно. На современных улицах и шоссе тихоход — инородный элемент, опасная помеха динамичному потоку транспорта.

Мотоколяска (а именно так следует величать «Кинешму») — транспортное средство «местного значения». На ней можно съездить в магазин или на рыбалку, привезти груз, не боясь испачкать салон, в крайнем случае, добраться от одной деревни до другой или «протрусить» по маленькому провинциальному городку. Кстати, французские и итальянские микро используют как раз в подобных целях.

Машине, сохранившей концепцию послевоенных времен, сегодня стать действительно массовой никак не суждено, даже с учетом низкой, около 1000 долларов, цены.

КИНДЕР-СЮРПРИЗ

На противоположном от аскетичных мотоколясок полюсе — суперсовременные технологии, утрамбованные, на зависть Фаберже, в яичко длиной (или радиусом?) всего 2,5 метра. Пример того, сколь совершенным и... дорогим можно сделать городской микроавтомобиль — щеголь «Смарт» из богатой Европы. Удобная посадка двоих ездоков, на удивление просторный багажный отсек, мощный двигатель, цепкие тормоза с АБС, высокая активная и пассивная безопасность. Электроника, сберегая сцепление и шестерни, перебирает передачи что в ручном, что в автоматическом режиме с невозмутимой задумчивостью.

В придачу — внешность и салон, созданные, кажется, чтобы вызывать добродушную улыбку. Вот только веселье любопытных быстро пропадает, когда узнают о цене в России — около 11 тысяч долларов. Обслуживание и ремонт «золотого яичка» тоже обойдется в копеечку. Но деньги не единственная плата за одаренного первоклассника. Устойчивость и управляемость оплачены чрезмерно жесткой, даже для московского асфальта, подвеской, маленьким дорожным просветом, разными по ширине передними и задними колесами. «Смарт» — для зажиточных европейцев, оставивших дома одну (или две) полноценные машины, чтобы отправиться по гладким, порой узким улицам за покупками или по делам. У нас «вундеркинд» может рассчитывать разве что на симпатии очень богатых — купят «кусочек» «Мерседеса» как игрушку — обаятельную, еще и заводную.

«МИШКА» И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ

Проект нового народного автомобиля, задуманного АСМ-холдингом, воплотили в НТЦ НАМИ и показали на прошлогоднем автосалоне в Москве. Золотистый «Мишка» представляет — чтобы вы думали? — тюнинговую «Оку», не более и не менее. От концепции супермаленького автомобильчика с какой-нибудь мотоциклетной «стрекоталкой» под капотом отказались еще на стадии разработки первого прототипа. И правильно сделали — «солдатским хлебом» сегодня не насытишься.

«Мишка» всего лишь макетный образец, но при этом он иллюстрирует причудливость отечественных изысканий в области народного автомобиля. Симпатичный дизайн, тринадцатидюймовые колеса, лучше, чем штатные «оковские» двенадцатидюймовые, приспособленные к рель ефу наших дорог, высокая крыша над задними сиденьями, ровный пол багажника, отдельно открывающееся стекло задней багажной двери — все это малышу во благо. Вряд ли только к месту богатые панель приборов и обивки дверей.

Конечно, у нас, как нигде, ценят универсальность: машина у подавляющего большинства российских семей одна, а значит, на ней и на работу, и на дачу с весомой поклажей, и за покупками, и в отпуск всей семьей. Минимальный российский автомобиль для этой жизни — «Жигули». Но если на новую «пятерку» еще не хватает, а старую брать боязно, если расходы на бензин накладны для семейного бюджета, а ездить приходится в основном по городу — «Мишка» (пардон, «Ока») вполне приемлемый вариант. Пусть двигатель не слишком силен, приборы выглядят немодно, сиденья и обивка из дешевого материала, в салоне неприкрытое железо. Главное — все это не должно протекать, громыхать, отваливаться. За полторы-две тысячи долларов потребитель вправе требовать пусть и простой, но добротный автомобиль.

Может, это кого-то и разочарует, но доведенная до ума «Ока» — первый и, увы, пока единственный у нас реальный претендент на звание российского «народного» в классе мини.

Вряд ли первоклассники в России когда-нибудь станут массовыми в полном смысле слова. На Западе от них отказываются, потому что разбогатели, мы же относимся к малюткам скептически, поскольку они не удовлетворяют нашим требованиям по универсальности. Место «Таврии» пока пустует. А ведь этот автомобиль не устраивал нас качеством изготовления, а не конструкцией. В класс В нацелена вазовская «Калина», да и новый «Мишка» подрос до почти предельных для первоклашек размеров. Не перемудрить бы только с «богатой» дребезжащей отделкой да как следует отработать технологию.

Редакция благодарит АСМ-холдинг, АО «Автоагрегат», ЗАО «Даймлер-Крайслер Автомобили РУС», НТЦ НАМИ за помощь в подготовке материала.

«Кинешма»

«Смарт»

«Мишка»

«Ока» СеАЗ-11113 

Фото Владимира КНЯЗЕВА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии