Злая "зебра"

ЗЛАЯ «ЗЕБРА»

Тест

ЗЛАЯ «ЗЕБРА»

Нанесенные ради нашей безопасности белые линии могут стать опасными! И надо для этого немного — всего-навсего чтобы прошел дождь.

Анатолий КАРПЕНКОВ, Антон ЧУЙКИН

Обычно весной, частенько летом, иногда осенью и круглый год перед праздниками городские улицы украшают свежей разметкой. В последнее время все больше применяют пластик — ровные гладкие линии всегда хорошо заметны, да и служат в два раза дольше привычной краски. Вот только...

ЕДУ, СКОЛЬЗЯ

Представьте — широкий проспект, размеченный белыми полосами, обильно поливает осенний дождь. Соблюдая все правила движения, мы катим по асфальту под мерное постукивание «дворников». Скоро перестраиваться — включаем «поворотник» и добавляем газку, чтобы без помех влиться в соседний ряд. Пересекаем прерывистую разметку... и вдруг несильный, но ощутимый рывок от ведущих колес — как будто на мгновение автомобиль вышел из-под контроля. Но мы уже перестроились, машина идет ровно... забудем.

Впереди светофор, а в нескольких метрах до стоп-линии пешеходная «зебра». Красный! Начинаем плавно, но энергично тормозить, переход все ближе, и вот уже передние колеса наезжают на белый пластик. Ого! Такое ощущение, что «зебра» ожила и пытается сбросить с себя ездока: заблокированные колеса уносят автомобиль вперед и вбок, с разметки на асфальт... Где мы уже спокойно завершаем торможение. Забудем? На этот раз нет.

Лучше попробуем объективно оценить, насколько ухудшается сцепление с дорогой, когда колеса попадают на пластиковое покрытие.

Заручившись поддержкой ГИБДД Юго-Западного округа столицы и вооружившись аппаратурой, мы оккупировали пешеходный переход на одной из окраинных пустынных улиц. Испытания буквально ошарашили (табл. 1). На сухой дороге коэффициенты сцепления колеса с асфальтом и пластиком «зебры» различаются очень незначительно — за рулем это практически не ощущается. Но стоит увлажнить покрытие, как разница возрастает до весьма заметных 27,4%! Такое уже не спишешь на погрешность, особенности методик и т.д. Впрочем, сами по себе коэффициенты мало что говорят водителю.

Продолжим испытания серией торможений. Перед каждым разгоняем автомобиль до 60 км/ч. Измерять будем усилие на педали тормоза, при котором колеса блокируются (табл. 2). Полутора-двукратная разница между сухим и увлажненным асфальтобетоном вполне понятна, объяснима и в общем-то безопасна. Каждый водитель, зная, что мокрая дорога более скользкая, в дождь снижает скорость, аккуратнее пользуется тормозами. К тому же участки «сухо-мокро» чередуются нечасто, то есть привыкать надо все же к какому-то одному виду покрытия.

По-настоящему опасно не плохое сцепление колеса с дорогой, а его резкое, неожиданное изменение. При наезде на пластиковую разметку усилие на педали, при котором колеса «берут на юз», падает в два-три раза! Водитель не готов к такому повороту событий — он привык к мокрому асфальту, оценил, как безопасно здесь тормозить, и вдруг... Несильно, как обычно, нажал на тормоз — и машину понесло. Если вспомнить, что линии разметки особенно густы у светофоров, имеющих обыкновение переключаться на красный, как раз когда к ним подлетаешь... страшно!

ЗАКОН СУРОВ... И НЕСПРАВЕДЛИВ

И самое плохое, что потеря управления, возможные заносы и сносы при интенсивном (но еще не экстренном!) замедлении и энергичном разгоне... запрограммированы ГОСТом! Оказывается, скользкая разметка — не вина конкретных дорожных рабочих, не брак материала, а норма, возведенная в этот ранг государственным стандартом (см. «Нашу справку»). Остается только подивиться «компетентности» составителей документа. Кстати, независимые представители дорожной науки, химики (даже не автомобилисты!) считают, что коэффициенты сцепления колеса с асфальтом и разметкой не должны отличаться вовсе. Более того, известно, как именно этого достичь. Увы, их мнение авторам опасного ГОСТа неинтересно...

С надеждой, что в очередную редакцию стандарта внесут необходимые изменения, мы все-таки напоминаем простые правила обращения с нынешней — скользкой — пластиковой разметкой:

— на мокрых шоссе, улице, проспекте с пластиковой разметкой вам придется иметь дело с двумя типами покрытий, резко отличающихся сцепными свойствами;

— по возможности осуществляйте поворот, торможение и разгон, не наезжая на разметку;

— попав на белую линию хотя бы одним колесом, ограничьте усилие на педали тормоза, постарайтесь плавно сместиться на асфальт;

— если вы теряете контроль над машиной, оказавшись на «густой» разметке (типа «зебры»), откажитесь от резких действий рулем и педалями — к счастью, пластик укрывает небольшой кусочек дороги, а, выскочив на асфальт, справиться с автомобилем вам будет легче.

Чтобы рассчитать коэффициент сцепления, мы заставили «четверку» на штатных шинах Бл-85 буксовать на разных видах покрытия. Даже немного протерли шкуру «зебры»...

Торможением на сухой и мокрой дороге определяли усилие на педали. Даже по клевку автомобиля видно, насколько интенсивнее замедление посуху. Обратите внимание — на влажной разметке колеса блокируются!

Те же упражнения повторили и на автомобиле с импортными шинами. Разница между коэффициентами сцепления на разных покрытиях оказалась примерно такой же.

Наша справка

СВОЙСТВА РАЗМЕТКИ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ ГОСТ Р 51256–99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», разработанный ГП «РОСДОРНИИ» совместно с НИЦ ГИБДД МВД России. Пункт 4.5: «Коэффициент сцепления горизонтальной разметки в любой период эксплуатации не должен отличаться более чем на 25% от значения коэффициента сцепления покрытия, на котором эта разметка нанесена.» Получается, что скользили мы почти «по закону»! Вряд ли 2,4% сверх величины, указанной в ГОСТе, оказали существенное влияние на сцепные свойства шин на разметке...

Фото Владимира ТРУСОВА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые