"z" — путь в будущее

«Z» — ПУТЬ В БУДУЩЕЕ

ТЕХНИКА

На нашей обложке

«Z» — ПУТЬ В БУДУЩЕЕ

Созданный 15 лет назад центр техники фирмы БМВ расположился менее чем в пяти минутах езды от центрального офиса в Мюнхене.

Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

Основополагающая идея была проста: собрать под одной крышей команду самых талантливых инженеров, физиков, математиков, дизайнеров, предоставив им все условия для свободного, не ограниченного сиюминутными планами творчества.

Спецкоманда взялась за дело. Уже через три года из ворот мюнхенского завода выехали первые серийные Z1 (всего их сделали 8000 штук) с пластмассовыми кузовами и двойными поперечными рычагами, которые позднее заняли место в подвеске задней оси «трешек». С тех пор названия всех концептов фирмы начинались с последней буквы немецкого алфавита «Z»: Zukunft — будущее. Популярный нынче мотоцикл с крышей известен как С1, но родился он под индексом Z14, а электромобиль Е1 — урожденный Z11.

Отметим, что все Z-концепты отличались смелыми и неординарными решениями — техническими и компоновочными. Не стали исключением юбилейные Z18 и Z22. Первый — единственный в своем роде вседорожный родстер, а вот второй...

Внешне он не сильно отличается от универсала 528i «Туринг». Вот только под капотом, составляющим с крыльями одно целое, вместо двигателя... кондиционер с электроприводом. Мотор же улегся поперек машины под задним сиденьем прямо перед ведущей осью. Этот четырехцилиндровый агрегат выполнен из магниевого сплава с алюминиевой головкой блока. И вообще в Z22 магниевые сплавы правят бал, они использованы даже для кузовных панелей и дверей.

Стараниями компоновщиков Z22 объединил колесную базу «семерки», длину «трешки», просторность салона и радиус разворота — «пятерки». О поистине революционных новациях в этом универсале (если быть точным — их 131) можно говорить бесконечно: все последние технологические и технические достижения собраны здесь воедино. Титановые пружины подвески, магниевые ступицы, пластиковые рычаги подвески, оптоволоконные линии обмена данными, тройная — 200/42/14 — вольтовая бортовая сеть. Добавим еще стартер-генератор мощностью 5 кВт, управляемый голосом компьютер, видеокамеры вместо зеркал, дактилоскопический датчик вместо ключа зажигания... Но, пожалуй, более всего привлекает внимание другое.

Вы, конечно, обратили внимание на прямоугольный руль. А заметили, что нет здесь рулевой колонки? Вместо вала — причины головной боли компоновщиков и специалистов по пассивной безопасности — руль вращает элемент электронного датчика и ротор электродвигателя обратной связи, имитирующего сопротивление при повороте. Колеса же управляются по специальной гибкой программе самостоятельными, трижды дублированными электромоторами. На большой скорости чувствительность руля почти как на обычной машине, а при парковке или развороте достаточно повернуть «баранку» на 160°, чтобы колеса заняли свое крайнее положение. Вот и не нужен стал круглый руль.

Теперь — тормоза. Тут тоже одни датчики, компьютеры и электромоторы, сдвигающие и раздвигающие колодки. Никакой гидравлики и «тормозухи». С такими исполнительными устройствами легче сопрягаются всевозможные системы активной безопасности. Здесь их четыре. Ручник, тоже электрический, при остановке на подъеме или спуске самоблокируется, а при троганье с места отпускается.

Наконец, кузов. Он... двухрамный. Первая — горизонтальная — из алюминиевого сплава. К ней без всяких демпферов прикреплены подвески колес. Вторая, точнее — вторые, это силовой каркас боковин из углепластика. Он весит всего 19 кг и обшит панелями, отлитыми (!) из комбинированных легких сплавов.

Обычно тонкие панели штампуются. Здесь же применена уникальная технология литья под давлением. Выполняющий эту операцию агрегат весит 290 тонн и выдерживает усилия 4400 т, когда в форму под давлением 1000 атмосфер со скоростью 250 км/ч закачивают нагретый до 700°С сплав. Машина позволяет отливать такие детали, как двери или крылья размером 2,8х2,8 м с толщиной стенок менее 2 мм.

Наряду с каркасом из карбона сделаны пол, крыша, крышка багажника. Кузов Z22 собран всего из 20 деталей вместо обычных 80, причем долго ожидать отверждения отлитых в форму карбоновых частей не приходится — на это уходит 20 минут.

Что же получилось в итоге? Полноразмерный универсал массой 1100 кг, разгоняющийся до 180 км/ч и расходующий не более 6 л бензина на 100 км пробега! А теперь, пожалуй, самое главное: в БМВ утверждают, что примененные технологии будут реализованы в серии (от 100 автомобилей в день) уже с 2005 года. Подождем?

Характеристики рулевого управления Z22 (при разных скоростях) и его ближайшего одноклассника.

Первенец «идейного бака» — Z1.

Z18 — родстер для... «бездорожья».

Боковой каркас из карбона изготавливается за 20 минут.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые