Мы мирные люди, но... годны к строевой

МЫ МИРНЫЕ ЛЮДИ, НО... ГОДНЫ К СТРОЕВОЙ

ТЕХНИКА

Осенний призыв

МЫ МИРНЫЕ ЛЮДИ, НО... ГОДНЫ К СТРОЕВОЙ

От 2,5 до 120 тонн, от 90 до 800 лошадиных сил,

от 4 до 16 колес — в такую шеренгу выстроились автомобили-призывники,

которым служить в российской армии в начале XXI века...

Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН.

По аналогии с вольнонаемными и военными-профессионалами армейские автомобили можно разделить на две большие группы. В первой — обычные машины, от «Волги» до ПАЗа, как и на гражданке, возят людей, грузы, оборудование. В другой — «солдаты-кадровики», соответствующим образом подготовленные, вооруженные и порой вовсе не имеющие штатских корней. Эти машины после полномасштабных испытаний официально принимают на службу, то есть на вооружение. Тут — только полноприводники, удовлетворяющие запросам военных по грузоподъемности (предусмотрено несколько классов), проходимости, унификации, габаритам и многому-многому другому.

АВТОРОТА

На левом фланге шеренги — УАЗы. Готовятся к армейской службе «барсы» в военной форме (2966 и другие). Обычный «маленький» УАЗ пока не отправляют в отставку, однако удлиненная версия с расширенной колеей предпочтительнее: грузоподъемность — до 1 тонны, в кузове умещаются 10 человек. Новации — пружинная передняя подвеска и 16-дюймовые колеса — с честью выдержали строгий военный экзамен. Основной недостаток автомобиля — бензиновый двигатель, который не укладывается в армейскую программу всеобщей дизелизации. Поэтому старый мотор допущен к службе условно, до скорого, как надеются военные, появления дизельного вседорожника. Первое требование к силовому агрегату — все комплектующие должны быть изготовлены в России. Возможные претенденты — нижегородский ГАЗ-560 («Штайр») и ЗМЗ-514. Правда, автомобилю с новым «сердцем» придется снова пройти полномасштабные испытания: старые заслуги не в счет.

С силовыми агрегатами нижегородских машин ГАЗ-3308 «Садко» (ЗР, 2000, №5) и ГАЗ-3937 «Водник» (ЗР, 1999, №11) те же проблемы. Проектировали их под горьковские четырех- и шестицилиндровый дизели воздушного охлаждения... вечная им память. «Садко», призванный сменить в автопарках ГАЗ-66, пока взяли на вооружение со старым знакомым — бензиновой V-образной «восьмеркой». Дизельный автомобиль класса 2,5 тонны армии необходим. Не забывая о «Штайре», военные думают и о более простых и дешевых агрегатах — ярославском семействе ЯМЗ-530 (бывший ЯМЗ-460) или, в крайнем случае, минском Д-245. Увы, первые сегодня — пока только опытные, вторые — морально устаревшие.

«Водник», существующий лишь в нескольких образцах, представляет новый класс армейских машин — грузоподъемностью 1,5 тонны. Однако говорить о нем как о солдате пока рано. Машину надо испытывать, доводить и, опять же, адаптировать к ней отечественный дизель.

В команде четырехтонников в скором будущем возможна замена. Преемников ЗИЛ-131Н готовят сразу три завода. Москвичи модернизировали ветерана, установили новую комфортабельную кабину, но до крупных заказов дело пока не дошло. Двигатель ЗИЛ-645 по-прежнему не устраивает военных: недостаточно надежен, сыроват. Открыв для себя на гражданке новую нишу — трехтонных «бычков», завод подготовил двухосную полноприводную машину классом ниже ЗИЛ-131. Пока ее можно считать лишь опытной конструкцией, и все же не исключено, что модель 4327 когда-нибудь составит конкуренцию «Садко».

Тем временем в сектор машин грузоподъемностью 4 тонны спустились и другие производители. «Урал-43206» — двухосная вариация на тему известных феноменальной проходимостью миасских машин 6х6. Кстати, все «уралы» ныне готовы принимать под капот ярославские дизели ЯМЗ-236 и 238, то есть обрели независимость от камских моторов. Тем более, что в Челнах хватает собственных новых машин о двух, трех, четырех осях. Пока, правда, к производству готовы не все моторы, представленные в таблице, поэтому завод изготавливает так называемые переходные модели.

В следующих двух классах — 6 и 10 тонн — те же производители. Трехосные «уралы» (например, 4320) и КамАЗы — развитие хорошо известных конструкций, а вот восьмиколесные машины — новинки последних лет. Весьма похожие внешне автомобили вызваны к жизни общей причиной — утратой КрАЗа. Став иномаркой, он потерял привлекательность для российской армии, однако десятитонные грузы-то остались! В первую очередь для инженерных частей предназначены российские машины колесной формулы 8х8 — «уралы» уже возят в войсках понтоны, КамАЗам это, по всей видимости, скоро предстоит. Кстати, уральцы, позаимствовав у КамАЗа кабину (а попробуйте пристроить капотную на такое шасси!), остались верны патриотическим принципам: шасси по многим деталям унифицировано с другими моделями «уралов». У четырехосника — полный набор дифференциалов, и межколесных, и межосевых, хорошая развесовка, довольно мощный мотор, так что, возможно, он станет эталоном проходимости, сменив на этом посту трехосный «Урал». Но какими бы оригинальными ни были технические решения автомобилей из Миасса и Набережных Челнов, они попарно попадают в одни и те же классы. Зачем бы армии принимать на вооружение и тех, и других? Не конкуренции же ради (хотя это дело тоже полезное)...

Требуются, считают военные, и «уралы», и КамАЗы: первые призваны работать ближе к переднему краю, вторые — в оперативном звене, на относительно дальних рейсах. Например, капотный «Урал» дает экипажу куда больше шансов при подрыве на мине; более экономичный КамАЗ эффективнее в тылу.

ВОЕНСПЕЦЫ

В класс специальных колесных шасси выделены тяжелые транспортные средства, уже не совсем автомобили в привычном понимании. Открывают его модели брянского автозавода грузоподъемностью 13–18 тонн. Семейство армейских «вощин» включает в себя трех- и четырехосные шасси и тягачи, оснащенные новыми ярославскими моторами (подробнее см. ЗР, 1999, № 2). Пока автомобили проходят придирчивые армейские испытания.

Четырехосное шасси МЗКТ-7930 заменит в войсках МАЗ-543. А последняя разработка минских конструкторов — модель 79221 не имеет аналогов не только в российской армии, но и в мире. Конечно, ее предшественник с колесной формулой 14х12 тоже производил неслабое впечатление. Но, согласитесь, шестнадцать ведущих колес, шесть управляемых осей и 800 «лошадей», притаившихся в тени кабин, вызывают куда большее уважение.

Гамма специальных шасси была бы неполной без курганских машин. КЗКТ специализируется на тягачах, хотя не исключено, что в будущем появятся и шасси, как необходимая альтернатива белорусским.

Особо отметим продукцию ярославского моторного завода. Новое семейство ЯМЗ-840 активно вселяется на тяжелые машины, приходя на смену прежним танковым дизелям. Современный автомобильный мотор служит намного дольше, потребляет меньше топлива и масла (последнего — в несколько раз!)

Увы, мы свыклись с тем, что наша автомобильная техника уступает западной и японской. Тем приятнее находить исключения: большинство названных здесь машин удовлетворяет очень высоким специфичным требованиям армии. Кстати, не только российской — живой интерес к нашим грузовикам проявляют иностранные военные ведомства. Оно и понятно. Когда простота важнее ресурса, а проходимость паче экологичности, отечественные разработки способны составить серьезную конкуренцию мировым производителям.

Конечно, в войсках еще много машин предыдущего поколения, на их замену, очевидно, уйдет не один год. Нет никакой военной тайны в том, что армии не хватает денег. Машины разрабатывают, испытывают, принимают на вооружение и... покупают совсем понемногу. Из упомянутых выше автомобилей далеко не все поступают в войска. Армия финансирует опытно-конструкторские работы, и некоторыми их плодами пользуются гражданские потребители. И то хорошо — заводам хлеб, к тому же не отстанем от заграницы.

Итак, призывники построены — ладные, сильные, как на подбор. Надеемся, большинство не останется в резерве и дождется-таки армейских «купцов» — до того, как выйдет из призывного возраста.

УАЗ-2966 на клиновых холмах полигона в Бронницах. В ходе испытаний ему надо преодолеть 350 волнистых километров со скоростью 25–30 км/ч.

ГАЗ-3937 демонстрирует весьма неплохую проходимость. На неофициальных испытаниях в 21-м НИИИ «Водник» победил самого «Хаммера»! 

Бронированный «Урал-4320» — веление последнего времени. Возможно, комплекты легкосъемных стальных листов будут разработаны для всей гаммы армейских автомобилей.

«Урал-5323-20» уже поступает в войска. Существует модификация с кабиной ИВЕКО — немного легче и дороже, поэтому военные (не только российские) отдают предпочтение камазовской.

КамАЗ-6350 вовсе не близнец «Урала». Автомобиль прошел испытания в 21-м НИИИ и принят на вооружение. Степень подетальной унификации с полноприводными камскими машинами — 90%.

МЗКТ-79221 разворачивается

на площадке диаметром 34 метра.

Для него это — «пятачок» (предшественнику требовалось 52 м). Бортовая система контролирует 20 параметров — состояние двигателя, ходовой и т.д. Завершаются приемочные испытания.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Главное автобронетанковое управление МО РФ и 21-й Научно-исследовательский испытательный институт автомобильной техники МО РФ.

Фото Александра ПОЛУНИНА, Юрия ДОБАРИНА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые