Из продавцов вырастают сервисмены

В автосалонах сразу нескольких российских городов "кинули" покупателей, сообщали СМИ. Совпадение или тенденция?

Можно ли связывать эти факты с прогнозами экспертов, считающих, что к концу года количество дилеров в России может сократиться на треть? Кто-то пытается спастись, присваивая чужие деньги? Почему дилерскую сеть ломает и корежит, пытался разобраться Игорь Моржаретто.

КИДАЛЫ В ГАЛСТУКАХ

Вводная первая. Одновременно в разных городах России возбуждено несколько уголовных дел против автодилеров. Схема, по которой продавцы обманывают покупателей, достаточно типичная: клиент внес предоплату, все сроки выдачи покупки истекли, но автомобиль он не получил ввиду «внезапно возникших форс-мажорных обстоятельств». Или же получил, но без паспорта транспортного средства (ПТС). А вскоре выясняется, что реальный хозяин авто с тем самым ПТС – банк или импортер.

Вот несколько донесений из «района боевых действий».

В Челябинской области по жалобам сразу нескольких граждан возбуждено уголовное дело о присвоении денежных средств работниками автосалона «Вираж». Покупатели внесли предоплату (в среднем по 200–230 тыс. руб.), но автомобили не могут получить по полгода и больше.

Тот же сюжет уголовного дела в Абакане. Здесь автосалон не ограничился сбором предоплаты – еще и принимал по схеме «трейд-ин» в счет нового автомобиля подержанные машины покупателей. Обманутые потеряли и деньги, и свое четырехколесное имущество.

В Екатеринбурге местный житель подал в суд на автосалон: еще весной он заплатил за автомобиль 590 тыс. руб., но ничего не получил взамен.

Житель Новосибирска направил в Федеральную антимонопольную службу заявление с просьбой проверить деятельность российских импортеров. Свой «Ауди-А6» он получил еще в январе, а вот ПТС в глаза не видел до сих пор. Якобы за его машину дилер не рассчитался с импортером и водит за нос еще и того – отдал в залог кредитору паспорт вроде бы непроданной «шестерки». А ведь получил за нее сполна…

По оценке Дмитрия Янина, председателя правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП), в России сейчас в судах рассматривается несколько десятков исков от людей, которые внесли оплату, но не могут получить машину или ПТС. Однако на самом деле потерпевших (правда, еще не обратившихся в суды) на порядок больше – минимум несколько сотен.

ПАДАЛ БЕЛЫЙ... РЫНОК

Вводная вторая. Все эти события происходят на фоне непрекращающегося падения российского авторынка. Продажи новых автомобилей за семь месяцев снизились на 50%. Прогнозы на осень не радуют: в лучшем случае в этом году будет продано около 1,4 млн. штук – совсем немного. Некоторого оживления продаж можно ожидать только весной следующего года. Неудивительно, что целый ряд дилеров (по некоторым оценкам экспертов, около трети!) подошли вплотную к банкротству. В группе риска не только небольшие региональные центры, занимавшиеся продажей автомобилей одной-двух марок, но и некоторые крупные игроки. Летом о банкротстве объявили столичные сети «Инком-Авто» и «Элекс-Полюс», которые еще пару лет назад входили в список самых успешных предприятий отрасли. В Перми признана банкротом дилерская компания «Авто-Сити», в Санкт-Петербурге фирме «Фаст Мотор СПб» предъявлен иск о банкротстве. В Башкирии процедуру банкротства инициировали три автомобильные компании – дилеры ГАЗа, КИА и «Фольксвагена».

Причин тому несколько. Во-первых, для большинства компаний основной статьей доходов была продажа новых автомобилей, и многие продолжают уповать на то, что эта полумертвая кобылка вывезет. Хотя только слепоглухонемой сейчас не знает, что платежеспособность граждан низкая, а осторожность в расходовании сбережений - очень высокая. Но не все фирмы-продавцы готовы к изменению структуры доходов. А надо бы переориентировать приоритеты (как сейчас поступают, и небезуспешно, на Западе). Смириться, что доля доходов от продаж новых авто уменьшится до уровня не более 30%, и переориентироваться на техобслуживание, продажу запчастей и дополнительного оборудования таким образом, чтобы они приносили до половины средств. А еще около 20% оборота должен бы давать сбыт подержанной техники.

Во-вторых, больше других пострадали те дилеры, которые в прошлые годы не в меру увлекались займами. Не важно, для чего – строительства новых центров, закупки товара и т. п. Важен итог: возможность погасить кредиты в нынешних условиях есть не у всех – время дешевых денег закончилось.

И в-третьих, в группе риска оказались многие бренды: падение продаж техники ряда именитых марок за полгода – до 80%. Среди них «Крайслер», японские производители машин среднего класса (в тучные времена они росли быстрее других, а сейчас так же быстро упали). Как ни странно, в ту же компанию попадают и дилеры АВТОВАЗа, хотя «лады» вроде бы занимают верхние строчки нынешнего рейтинга продаж.

БЕЙ СВОИХ!

Один из крупнейших российских автодилеров «Инком-Лада» признан банкротом. На его долю приходилось около 20% продаж тольяттинских машин в столичном регионе. Чуть раньше закрылись салоны другого – «Элекс-Полюс». О разрыве отношений с АВТОВАЗом заявили руководители «Лады-Фаворит». По мнению специалистов, причина – странная политика автогиганта по отношению к дилерам. Ответственность за свою собственную неэффективность производитель переложил на них. Сравните: сейчас большинство иностранных производителей поставляют машины на условиях отсрочки платежа на три месяца и более. А дилеры АВТОВАЗа обязаны оплачивать поставку автомобилей по факту. Но кто сегодня располагает достаточными средствами? Очень немногие. Кроме того, дилеры жалуются, что практически лишены возможности заказывать на заводе востребованные модели. В салонах, как правило, по одной машине каждого семейства, покупателям же, как предписано тем же дилерским договором, предлагают выбрать нужную комплектацию по каталогу, внести предоплату – и ждать. Но желающих отдать деньги вперед немного. Так сложилась парадоксальная ситуация: спрос на «лады» (особенно в регионах) есть, а машин живых нет. Некоторые потенциальные покупатели из Поволжья, Урала и даже Сибири сами (!) отправляются в Тольятти, чтобы, как в начале 90-х, выбрать, купить автомобиль и перегнать его домой. Другие же идут к продавцам, предлагающим бюджетные иномарки…

Кстати, вопреки тому, в чем нас уверяли на АВТОВАЗе – дескать, ситуация в работе с розничной сетью нынче улучшается, эксперты ожидают к концу года волну банкротств мелких дилеров именно марки «Лада».

ИЗ РЕГИОНОВ – В СТОЛИЦУ

Обанкротится, в чем уверяют эксперты, до трети дилеров. Другие видят картину еще более мрачной: до конца будущего года доживет не более половины!.. Не думаю, что все настолько страшно, – наоборот, кризис заставил многие компании перестроиться. Дальновидные отходят от имиджа «продавцов» и всячески подчеркивают, что они в первую очередь сервисмены, готовые обслуживать и сопровождать автомобиль на протяжении всей его жизни. Это – нормально.

Факт банкротства автоцентра отнюдь не означает, что его двери закроют и опечатают, оставшиеся автомобили арестуют судебные приставы, а работники строем промаршируют на биржу труда. Нет, в абсолютном большинстве случаев бизнес просто переходит из одних рук в другие, к более расторопным, эффективным хозяевам. Конкуренция! Более того, эти события в каком-то отношении даже на пользу. В столице, к примеру, появились дилеры из других регионов – прежде такое трудно было даже представить! Кто до кризиса не влез в долги и сохранил средства, тот сейчас на коне – возникла возможность за относительно небольшие деньги приобрести готовый, отлаженный бизнес, активы, о которых раньше и не мечтал. А если браться за строительство, то существенно подешевели стройматериалы и рабочая сила. Так что в каком-то смысле кризис может оказаться для отрасли очистительным.

Подпишитесь на «За рулем» в