Кризис пересаживает россиян на автохлам

Новые машины становятся не по карману все большему числу россиян, и продолжающееся падение рубля стимулирует отток покупателей на вторичный рынок. Однако автомобили с пробегом тоже дорожают, поэтому потребители внимательно следят за курсами валют и спешат сделать покупку до повышения цен. По словам экспертов, стремительный рост российского автопарка в прошлые годы обеспечил богатый выбор подержанных машин на долгие времена.

Автомобильный рынок «АвтоМОЛЛ»

Автомобильный рынок "АвтоМОЛЛ"Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Новый автомобиль — роскошь

Продажи подержанных машин в России традиционно превосходят объем первичного авторынка, однако в условиях кризиса эта разница увеличилась до небывалых значений. Так, в 2012 году автомобилей с пробегом было реализовано в 2 раза больше, чем новых. По итогам 2015 года разрыв составил уже 3,8 раза в пользу «вторички», гласят данные PwC и Avito Авто. Более того, в прошлом году денежная емкость рынка подержанных машин (1812 млрд руб., —11%) впервые превысила показатели сегмента новых автомобилей (1524 млрд руб., —33%).

Как говорит директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко, взлетевшие вслед за валютами цены и высокие процентные ставки по автокредитам сделали новые машины роскошью для большинства потенциальных покупателей. «Однако при всей сложности экономической ситуации у наших соотечественников остается желание покупать, менять, обновлять автомобили. Покупатель стал избирательным и разумным, стал жертвовать годом выпуска или комплектацией автомобиля, но выигрывать в цене», — рассуждает он.

Действительно, ценники на подержанные автомобили хоть и растут, но не так стремительно, как на первичном авторынке. Согласно оценкам PwC и Avito Авто, средняя стоимость новой машины в 2015 году увеличилась на 22% и составила 1 млн 190 тыс. рублей. Подержанные же автомобили подорожали в среднем лишь на 10% — до 370 тыс. рублей. Таким образом, средний ценник б/у машины оказался в 3 раза ниже, чем у новой.

tab3

tab3

«Автомобиль с пробегом дешевеет относительно той цены, по которой он был куплен. А новые машины дорожают, в первую очередь, по причине девальвации рубля, — комментирует глава агентства GiPA Russia Александр Груздев. — Средняя стоимость подержанного авто ниже еще и потому, что на рынке есть очень старые машины, которые, очевидно, заметно дешевле других. Отсюда и столь ощутимая разница в цене между подержанными и новыми автомобилями».

В то же время рост цен на вторичном авторынке провоцируют цены на новые машины, отмечает Денис Еременко. По его словам, эта тенденция хорошо видна на свежих автомобилях, возрастом до 5 лет: чем старше авто, тем менее заметно это колебание или его вообще нет.

Два полюса авторынка

Впрочем, ценовые предпочтения у покупателей новых и подержанных автомобилей сильно различаются. Как показал недавний социологический опрос «Автостата», наибольшее число респондентов (26%), планирующих купить б/у машину в 2016 году, намерены потратить на нее от 400 тыс. до 600 тыс. рублей, тогда как среди желающих приобрести новый автомобиль самый популярный сегмент — 1–1,5 млн рублей (21%). В ценовом диапазоне от 200 тыс. до 400 тыс. рублей хотели бы совершить покупку всего 4% потребителей новых машин, а среди потенциальных покупателей подержанных авто эта доля составляет 24%, причем еще 9% респондентов и вовсе рассчитывают уложиться в 200 тыс. рублей.

Как отмечает директор по продукту CarPrice Роман Абрамов, 300 тыс. и 500 тыс. рублей всегда были некоторыми психологически устоявшимися суммами, на которые люди рассчитывали при выборе оптимального по цене-качеству автомобиля с пробегом. После изменения валютных курсов подержанные машины почти не подорожали, а некоторые модели даже упали в цене, поэтому ценовые рамки остались те же, что и были исторически. «Что касается 1 млн рублей для новых автомобилей, то это очень похоже на минимальную цену нового кроссовера, популярность которых довольно устойчива в последние годы», — добавляет эксперт.

Запросы у покупателей новых и подержанных автомобилей также значительно разнятся. Так, более половины участников проведенного «Автостатом» опроса (51,4%) намерены в 2016 году приобрести подержанный автомобиль, потому что хотят машину посвежее, чем есть сейчас. Для покупателей же новых автомобилей основными факторами для покупки стали лучшая проходимость (37,4%) и большие размеры по сравнению с имеющимся авто (29%), хотя новизна машины также играет важную роль (33,8%).

«Для автомобиля с пробегом состояние часто даже более важно, чем марка, модель и комплектация. Именно поэтому люди смотрят на год выпуска машины и детально осматривают автомобиль. Для новой машины состояние неважно, поэтому на первый план выходят статус, проходимость и другие потребительские качества», — комментирует Роман Абрамов.

tab1

tab1

Купить, пока не подорожало

Между тем курсы валют оказывают влияние не только на рынок новых автомобилей. Как показывает статистика, динамика спроса на вторичном авторынке практически зеркально повторяет кривую валютных котировок. Так, к примеру, количество просмотров объявлений и запросов контактов на Avito Авто увеличивается с лагом в 3–4 недели после ослабления обменного курса рубля к доллару.

Как отмечает Денис Еременко, россияне пережили не один кризис, во время этих кризисов большинство теряло деньги. По его мнению, этот опыт отложился на подсознательном уровне, и любые колебания рубля не в его пользу являются толчком к активной покупательской деятельности. Ситуацию подогревают продавцы подержанных машин, которые вслед за падением рубля поднимают цены. Хотя по автомобилям возрастом от 5–7 лет этого не должно происходить вообще. «Могу констатировать, что по многим моделям цены остались на уровне 2014 года, потери стоимости по ним не было. Автомобили стали на два года старше, у них увеличился пробег, возможно, они побывали в ДТП, а цена не изменилась», — говорит Денис Еременко.

По словам гендиректора CarPrice Эдуарда Гуриновича, общая тенденция на рынке автомобилей с пробегом, которая наблюдается в последние месяцы, — это крайне болезненная реакция населения на волатильность рубля. Причем конечный потребитель реагирует на изменения курса гораздо быстрее, чем профессиональные игроки. Как только наступает неделя нестабильного курса, люди мгновенно блокируют любые крупные финансовые операции, не только на автомобильном рынке, и замирают в ожидании.

«В текущей экономической ситуации позитивным сценарием может быть остановка бесконечной валютной лихорадки — в этом случае население привыкнет к курсу и текущий кризис станет нормой жизни. Даже 100 рублей за доллар для авторынка, как и для любого бизнеса, — это лучшая ситуация, чем неопределенность, — считает Эдуард Гуринович. — Психологически потребители мысленно смирились с таким развитием событий, и я не уверен, что даже резкое укрепление рубля позитивно скажется на вторичных продажах — восстановления покупательской активности прошлого года точно не будет. А при изменении курса на 10–15% за неделю вторичный рынок встанет окончательно».

Однако как бы в дальнейшем ни складывалась экономическая ситуация в нашей стране, сегмент автомобилей с пробегом будет более устойчивым по сравнению с рынком новых машин. Согласно прогнозу PwC, к 2019 году «вторичка» сможет выйти на докризисный уровень в 6 млн автомобилей, тогда как на первичном авторынке восстановление спроса до рекордных 2,8 млн машин может продлиться до 2022 года. По словам Александра Груздева, продажи новых автомобилей на российском рынке в прошлые годы росли большими темпами, в результате чего автопарк страны пополнялся весьма быстро. «Чем больше размер автомобильного парка, тем больше на нем сделок по купле-продаже подержанных автомобилей», — резюмирует эксперт.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (24)

Самые новые

Интересно, почему газ-69 ,1965 г.в. является автохламом? По надежности и проходимости он многих нынешних внедорожников за пояс заткнет. Да и толщина железа там побольше чем у современных и никакой электроники и прочей мутотени. Там реально надо машиной управлять.

Ответить#
-1

Все просто, я, в свой УАЗ 80г.в. в прошлом году вложил 80 т.р. и лет на 15 мне его хватит. ВОТ ВАМ и автохлам.

Ответить#
+1

Солидарен с одним из предыдущих высказавшихся. Я считаю, что многие подержанные авто намного лучше, чем новые, в виду того, что они из века инженеров, и в них не был заложен износ на стадии проектирования. Тогда в цене была надёжность!

Ответить#
+4

все просто — денег нет .(точка)

Ответить#
+2

Интересно как заставить человека пересесть с автомобиля который у него есть на автохлам.

Ответить#
0

Как заставить? Жизнь заставит! Я уже наблюдаю такую картину среди своих коллег по работе.

Ответить#
0

«Кризис пересаживает россиян на автохлам»
В корне не верное название, б/у автомобиль ещё отнюдь не означает что это автомобиль в состоянии хлама.
А если учесть качество новой продукции отечественного автопрома (российские марки) то с таким же успехом можно оную продукцию автохламом назвать.

Ответить#
0

А в России всегда так было — кратковременная волна поступления в страну новых иностранных автомобилей, а затем — долгий период, когда они доезживаются до дыр, потому что новые практически недоступны. Первая волна — авто, ввезённые до революции, плюс немногочисленные закупки за рубежом в 1920-е годы — ездили эти машины до начала 1930-х и пуска ГАЗа, а под частниками — до самой войны, когда большинство машин реквизировали для фронта. Вторая волна — трофейные машины и репарационные поставки в 1945 — начале 1950-х, ездили en masse до конца 70-х, некоторые можно было увидеть в эксплуатации ещё в конце 90-х. Третья волна — импорт в кратковременный период «разрядки» конца 1950-х — начала 1960-х годов, как ни странно, но многие в те годы умудрились ввезти иномарки, порой даже новые — ездили они до самых 90-х. Третья волна — «докризисный» импорт в конце 80-х — конце 90-х, эти и сегодня на рынке, только на самом дне его. И наконец последняя волна, в сытые докризисные 2000-е, до где-то 2009 года, когда все понабрали помоек в кредит, эти и ныне с нами. А между волнами — глухо как в танке и доезживают по стране иномарки-ушатайки, обрастая отечественными деталями. Прямо как закон природы.

Ответить#
+2

Автохлам)) Трехлетнюю машину уже хламом называют. Ну не куплю я  новый автомобиль. Нафиг он не нужен. Трехлетка почти в 2 раза дешевле, а машина почти как новая (разумеется пруль японской сборки, а не русская косячная сборка).

Ответить#
-1

Трёхлетка это новая ещё, я так понимаю автохлам — это про всякое наследие лихих 90-х, Форд Скорпио и Сиерра, Ауди 80 и 100, Пассат 3–4, Гольф 2–3 и т.п.

Ответить#
0

Качество новых машин тоже оставляет желать лучшего, несмотря на рост цен. 3 — 5 лет и машину надо менять.

Ответить#
+5

Откуда ж тогда берутся 7-8-10 и даже 15-летние тачки на вторичке? Если через 3–5 лет машину надо менять, то подразумевается, что на новую, а старую — в утиль?

Ответить#
+1

Да оттуда и берутся же, первые владельцы сливают машину на вторичку после 3–5 лет, чтобы не иметь с ней сношений, и меняют на новую. То же в сегменте подбирающих за ними 3-летки — сливают по достижению 7–8 лет. А в утиль у нас машины пока ещё кроме как по программе утилизации не сдают, чай не Япония.

Ответить#
+2

Логично, но печально...
Что будет, когда нынешние 15-летники сдадут в утиль — страшно подумать...

Ответить#
0

Другое дело что сам по себе оригинальный посыл — качество уже не то — сродни «трава была зеленее». Но более новые машины вообще не рассчитаны на длительную (15–20 и более лет) эксплуатацию, это факт. А те, что сейчас 15-летние — это ещё другое поколение, намного более простые машины, без такого количества электроники в ответственных системах и стареющего пластика в ключевых узлах.

Ответить#
+1

Про пластик. Недавно узнал, что шестерни планетарки в редукторе стартёра киа из пластика! карл!

Ответить#
0

Подержанные авто назвали автохламом?!
Вот она — правда-сыромятка. :) а то всё вокруг да около со своими экивоками.

Ответить#
+2

Почему автохлам то? 7–8 лет нормальный возраст для автомобиля.

Ответить#
+4

Упустили один момент.. бу очень быстро станет хламом, где оригинального только шильдик. Запчасти дорожают быстрее автомобилей и владельцы дружно начнут приобретать всевозможные заменители, однозначно в ущерб качеству.

Ответить#
+3

Снова количество б/у будет расти, а ведь наши власти хотели бороться с этим. Сами же и виноваты.

Ответить#
+6

Ну во-первых хотели — да не шмогли, ибо экономика уже не та, что в 2000-х. А во вторых — таки это уже не те б/у, что были (прогнившая классика, конструкторы и собранные из двух взятых с помойки иномарки 80-х — 90-х годов), а сравнительно современные машины.

Ответить#
0

Власти сами не знают чего хотят, они работают как лебедь, рак и щука из известной басни. Сегодня одно, завтра другое — посмотришь на нашу госдуму — цирк.

Ответить#
+9

Ваз 2107 самый продаваемый б/у авто явно не от хорошей жизни.Если в Москве могут себе позволить,то в России всё гораздо печальнее.

Ответить#
+11

хорошая заметка

Ответить#
+1