Формула-Е по новым правилам: обман идеями

Разбираем по косточкам концепцию самой продвинутой мировой гоночной серии. Интересно, к чему в итоге приведет недавно узаконенное техническое неравенство?

Осенью, когда все экологически нечистые гоночные серии финишировали, второй сезон электрической Формулы-Е стартовал. Согласно новым правилам отныне все команды вольны конструировать электромоторы и коробки передач самостоятельно. Этим путем пошли восемь из десяти команд. Девятая не успела внедрить новый мотор, десятая оставила стандартный прошлогодний агрегат. То есть узаконено техническое неравенство – в отличие от первого сезона, где все машины были идентичны.

К чему приведет такая новация? Это наглядно показал Себастьен Буэми на этапах в Китае, Малайзии и Уругвае. На счету швейцарца две поул-позиции, три лучших круга в гонке и две победы. Он выступает за команду Renault e.DAMS – единственную заводскую на данный момент. Далее логично предположить расслоение команд на богатые и бедные, заводские и частные, большие и маленькие – называй как хочешь. Техническое неравенство в любых автогонках всегда приводит к такому результату.

06 FormulaE_zr 03_16

06 FormulaE_zr 03_16

Берни Экклстоун, главный промоутер Формулы‑1: «Для организаторов это коммерческое мероприятие. Один или два из них получат прибыль, и на этом всё закончится. Я не вижу, как эта идея может сработать. По-моему, она обречена на провал»

Флагман инноваций

Изначальная концепция была если не гениальна, то весьма незаурядна. Не изобретая ничего особо нового, внушить публике, что это не просто «еще один формульный чемпионат» – а передний край мировой инженерии, буквально стоящей на пороге технологических прорывов! И кроме того, впервые в истории – бесшумно, экологично, по улицам мегаполисов.

Официальную обслуживающую технику чемпионата предоставляет BMW. Впереди – серийный гибрид i8. Слева – полностью электрический и тоже серийный i3. В отличие от формул, в них реализована технология беспроводной зарядки.

«Впечатляющая платформа для обмена идеями», «площадка для инноваций с высоким потенциалом на потребительском рынке», «наше топливо настолько чистое, что его можно пить» – такими фразами организаторы чемпионата завлекли на трибуны сотни тысяч зрителей. Хотя не только фразами: силен и привлекателен состав участников, насыщенный бывшими пилотами Формулы‑1. Плюс Леонардо Ди Каприо в неожиданной роли руководителя одной из команд. Реально, не в кино!

На поверку ничего инновационного в болидах нет. Шасси, построенное фирмой Dallara, симпатичное, но абсолютно типично для гоночных формул среднего калибра. А основные конструкторские решения в части батарей и силовых агрегатов заимствованы… у серийных авто- и электромобилей. Вероятно, это и есть тот самый обмен идеями.

Самым крупным технологическим достижением пока представляется так называемый FanBoost. Из описания: «инновационная система». Суть ее в том, что болельщики проводят голосование в соцсетях, по итогам которого определяется, кто из гонщиков получит право на кратковременное включение режима повышенной мощности. Что, конечно же, даст ему преимущество перед соперниками. Не спортивно, зато прикольно!

Renault в Формуле-Е – важный партнер, создатель болидов и участник. И тоже пользуется случаем демонстрировать товарную продукцию: в шоу каскадеров задействованы электромобили Zoe и Twizy.

Еще более прикольно, хотя и бессмысленно, – пить топливо, то есть глицерин. Именно его сжигают в генераторах, предназначенных для зарядки батарей. Тем самым демонстративно отвергая самый дешевый и естественный источник электричества – розетку. И скромно умалчивая, сколько мегалитров и какого топлива сжигают фуры, корабли и самолеты, перевозящие технику и оборудование чемпионата из одного конца мира в другой.

GP RUSSIA F1/2015

GP RUSSIA F1/2015

Ники Лауда, трехкратный чемпион мира: «Я посмотрел гонку, мне не понравилось. Это худшее, что я видел за долгое время. Машины выглядят как игрушечные космические корабли, ползут друг за другом по трассе. Для меня это не автоспорт».

Секретные материалы

Первоначально был представлен пятилетний план технического развития Формулы-E в качестве гарантии для партнеров, чтобы они знали, чего ожидать. Но уже сейчас от этого плана отклонились – одни пункты отвергнуты, другие добавлены. В числе ожидаемых «инноваций» – «совершенствующая аэродинамику» система DRS. Ей-богу, так и написано! Это про планку, посредством которой пилот открывает «щель» в заднем антикрыле (внедрено много лет назад в Формуле‑1 для упрощения обгонов).

А вот обещанная беспроводная подзарядка батарей отложена на неопределенный срок.

К слову, такая технология тоже существует, но крайне нерентабельна для разовых акций в виде гонок по улицам городов, ибо предполагает прокладку коммуникаций под слоем асфальта.

Купе, рядом с которым запечатлен президент Международной автомобильной федерации (FIA) Жан Тодт, – электрический суперкар Concept_One хорватской фирмы Rimac Automobili. Полный привод, 1088 л.с. Cлужит машиной директора гонки, а также гоночным такси.

Для поддержания загадочного реноме технические параметры машин представлены в неудобоваримом виде. Вместо привычных лошадиных сил фигурируют исключительно киловатты. Так, во втором сезоне из моторов разрешено выжимать 170, а не 150 кВт. А к третьему сезону подразделение команды Williams F1 построит новые батареи. Однако, вопреки плану пятилетки, решили не поднимать их выходную мощность с нынешних 28 до 32 кВт, а максимальную – с 200 до 250 кВт.

Как устроены батареи? О, это пока секрет. Только имейте в виду, что называть батарею батареей не совсем верно. Потому что это нечто гораздо более сложное. А именно – аккумуляторная система хранения энергии (RESS). Важное пояснение: она поставляет электроэнергию по силовой цепи тяговому двигателю. Как устроен двигатель? Это мотор-генератор (MHU), умеющий при замедлении преобразовывать механическую энергию вращающегося вала в электричество и отправлять его в батарею. Принцип достаточно банальный, но всё равно доступны только общие описания агрегатов – теперь, когда каждый строит моторы самостоятельно. Тайны мадридского двора, no comment. Помилуйте, люди добрые, мотор-генераторами давно оснащают серийные гибриды!

Настоящий, неподдельный технологический прорыв запланирован на сезон 2018/2019. Вот тут уж никакого обмана! К этому сроку конструкторы рассчитывают создать машину, которая выдержит все 45 минут дистанции. И пилоты наконец-то перестанут в середине гонки пересаживаться на второй болид, стоящий наготове с заряженной батареей. По-хорошему, такая пересадка просто смехотворна для гонок, позиционирующих себя как продвинуто-передовые.

Только надо крепко подумать, прежде чем решиться на такую невидаль. Придется ведь потом заказывать шины, которые гарантированно не выдерживают 45 минут, – специально для того, чтобы в гонке остался пит-стоп.

Наиболее содержательную трассу для Формулы-Е предоставил Берлин. Это легендарный аэропорт Темпельхоф, ныне превращенный в парковую зону. Древнейшее летное поле – на заре авиации Орвилл Райт испытывал тут свои инновации.

Война людей и машин

Коммерческую хватку создателей Формулы-Е открыто отмечают видные эксперты Формулы‑1. Берни Экклстоун, правда, настроен скептически и считает электрический чемпионат нелепицей. Но посмотрим, что он скажет, когда у Формулы-Е появится гонка поддержки. Ей уже придумали название – Roborace, а дебют ожидают в следующем сезоне.

08 FormulaE_zr 03_16

08 FormulaE_zr 03_16

Майкл Андретти, руководитель команды Venturi Формулы-Е: «В какой бы уголок мира мы ни приехали, интерес к нам повышенный. Думаю, лет через десять чемпионат может стать одним из ведущих. Мне кажется, у него огромный потенциал».

Это заезд беспилотных автомобилей, которые поведут борьбу друг с другом без участия людей. Рискну сделать прогноз: первые старты робокаров могут оказаться сверхприкольными и по зрелищности превзойдут всё виденное ранее. Ведь машины наверняка поначалу будут чудить – из-за несовершенства управляющих программ.

Критики этого проекта, и среди них глава команды Mercedes Motorsport Тото Вольф, высказываются корректно и не употребляют слов типа «маразм». Их мнение сводится к тому, что во все времена, начиная с античных Олимпиад, зрителей привлекали состязания людей. Вольф признаёт, что технологии идут именно в направлении автономных машин, которые в обозримом будущем поступят в продажу. В сущности, заезды беспилотников могут кого-то развлечь. Но демонстрация технологий – это не спорт. Промоутер Формулы-Е Алехандро Агаг возражает уклончиво: это, мол, соревнования иного рода… «уникальная платформа для производителей». Прямо напрашивается на расшифровку: это соревнования конкурирующих гоночных серий за деньги крупных инвесторов. Разве не так? И заодно за молодежную аудиторию, которой нравится всё прикольное.

А вот тут что-то недодумали: массивный пикап GMC никак не вписывается в общую экологическую концепцию. Под его капотом – бензиновый мотор объемом около восьми литров.

Возможно, в отдаленном будущем исследователи провозгласят Формулу-Е величайшим маркетинговым разводом… то есть, простите, ходом в истории автоспорта. Но сегодня это динамичное и красочное шоу, вполне стоящее тех денег, что просят за входные билеты. А если кто ленив или жаден – добро пожаловать к телеэкранам. По счастью, чтобы включить телевизор, нам пока не надо сжигать глицерин.

Stars und Cars 2015

Stars und Cars 2015

Нико Росберг, пилот команды Mercedes F1: «Формула-Е никогда не станет по-настоящему серьезным конкурентом для Формулы‑1. Однако смотреть гонки по телевизору интересно. В этом чемпионате работают творчески мыслящие люди, они не боятся новых подходов».

Подпишитесь на «За рулем» в