Роберт фишер и ступица "классики"

РОБЕРТ ФИШЕР И СТУПИЦА «КЛАССИКИ»

РЫНОК

Экспертиза

РОБЕРТ ФИШЕР И СТУПИЦА «КЛАССИКИ»

Импортные подшипники — хорошие и дорогие. Наши- похуже, но на порядок дешевле. А чтоб понять, при чем тут 11-й чемпион мира по шахматам, статью все-таки придется прочитать.

Михаил КОЛОДОЧКИН

Снабженцы со стажем прекрасно помнят советские времена: если, к примеру, отдел коневодства вдруг включил в свою квартальную заявку роликовые конические подшипники типа 6–7805У и 6–7804У, то это значит, что начальник этого отдела сумел-таки приобрести новенькие «Жигули» и потихоньку начинает собирать для них ремкомплект. Указанные подшипники устанавливают в ступицы передних колес всей «классики». Почти такие же, только более низкого качества, часто используют в опорах ступиц прицепов для легковушек. Отличия в обозначениях — «ноль» вместо «шестерки»: эти цифры характеризуют класс точности.

Подшипники передних ступиц к заднеприводным ВАЗам делают предприятия «Московский подшипник» (ГПЗ-1), Самарский подшипниковый завод (СПЗ-9), Волжский подшипниковый завод (VPZ-15), а также уважаемые иностранцы — чего стоит только Его Величество SKF... Именно эти изделия и были приобретены нами в розничной торговле для экспертизы. Безродные «железяки» без маркировок, незнакомые с влагонепроницаемой бумагой и прочими атрибутами нормальной упаковки, были отвергнуты без колебаний. Сразу сообщаем цену — московские подшипники (фото 1) удалось купить за 45 руб., волжские (фото 2) — за 50, самарские (фото 3) — за 55, а шведский (фото 4) — аж за 450! Обращаем внимание на маркировку «шведов»: аналог внешнего подшипника 6–7804У имеет обозначения LM 11910/Q на наружном кольце и LM 11949/Q — на внутреннем. Аналог внутреннего 6–7805 обозначен 639154/Q как на наружном, так и на внутреннем кольцах.

В ходе испытаний измерялись уровень вибрации подшипников и их габаритные размеры, а также геометрия и точностные параметры отдельных деталей. Десятки таблиц из официального протокола очень хотели попасть в журнал, но, увы, коротка кольчужка... Поэтому ограничимся краткими комментариями.

По габаритным размерам все подшипники уложились в норму. То же относится к шероховатости посадочных и рабочих поверхностей, а также к углам конусов. По непостоянству диаметра дорожки качения наружных колец наибольшие отклонения зафиксированы у московских подшипников 6–7804У. По радиальным и осевым биениям колец вслед за лидерами (читай, за SKF!) расположились волжские подшипники, затем — самарские, а в конце, к сожалению, опять московские...

Вообще говоря, комплексным показателем качества подшипника могут служить результаты их виброакустических исследований. Усредненные данные по внутренним и внешним подшипникам приведены соответственно в табл. 1 и 2. 

В общем-то, победитель был известен до начала испытаний. Практически в любой из упомянутых таблиц лучшие показатели неизменно соответствовали «варяжскому гостю». Лидер в очередной раз показал, в чем разница между первой ракеткой мира и, скажем, двадцатой. В итоге эксперты распределили места так — SKF, VPZ-15, СПЗ-9, ГПЗ-1. При этом отмечено, что все исследуемые подшипники пригодны для установки в узлы ступиц заднеприводных автомобилей ВАЗ.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Пора все-таки объяснить, при чем тут Бобби Фишер. Дело в том, что великий американский шахматист был в свое время настолько сильнее всех остальных, что однажды удостоился необычной чести. Очередная посвященная ему книга описывала... все проигранные им партии!

Для любого спортсмена это было бы пощечиной, но Фишеру, каждый проигрыш которого был сенсацией, подобная публикация лишь прибавила авторитета. Попробуем и мы оценить результаты экспертизы с этой точки зрения: а не опережали ли мы хоть на каком-то этапе испытаний именитых скандинавов?

Представьте себе, да! Два протокола виброакустических исследований подтвердили, что волжские изделия в полосе частот 50–300 Гц оказались на 2–3 дБ лучше, чем шведские. Отклонения наружного диаметра у волжских и самарских подшипников также на 1–2 мкм меньше. А замеры геометрических параметров колец вновь вывели на первое место VPZ-15 — шероховатость меньше, непостоянство диаметра меньше, биение такое же... Так и хочется вспомнить банальную фразу: «Могут, если захотят!»

Порадуемся за отдельных отечественных производителей и... облизнемся на недоступные большинству россиян SKF: все-таки чистую и заслуженную победу одержали именно они. Юмористы правы: следует признать, что хорошие вещи почему-то всегда стоят очень дорого...

СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ ИНСТИТУТА ПОДШИПНИКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

КАК ПРАВИЛО, подшипники ступиц выхаживают сотню тысяч километров. Естественно, что ходимость зависит от условий эксплуатации — чем хуже дороги, тем хуже подшипнику.

После пробега первых 2–3 тыс. км нужно проверить осевой зазор в паре подшипников — в этот период происходит интенсивная приработка деталей, а потому люфт может увеличиваться. Нормальный осевой зазор должен находиться в пределах 0,01–0,06 мм.

При замене подшипников свободную полость между ними нужно на 1/3–1/2 заполнить смазочным материалом. Смажьте пространство между роликами. Если внутрь попадет грязь, то подшипник долго не прослужит. Каждые 20 тыс. км добавляйте свежий смазочный материал. Старую смазку предварительно постарайтесь удалить промывкой подшипника в керосине или бензине. Самый доступный смазочный материал — «Литол-24». Из зарубежных можно порекомендовать LGMT2 или LGMT3 (фирма SKF), Alvania 3 или Cyprina 3 (фирма Shell), Mobilux 3 (фирма Mobil), Castrol LM (фирма Castrol) и т. п. Про «Солидол» нужно забыть — он значительно хуже.

Первый признак «болезни» подшипника — шум в узле. Если на поверхности роликов или на дорожках качения наружного кольца обнаружены повреждения в виде выкрашивания металла или мелких вмятин, то подшипник придется менять. Кстати, производить замену одного дефектного внутреннего кольца без замены наружного недопустимо — угол конуса нового кольца может не совпадать с углом наружного кольца подшипника, оставленного в ступице. Помните: при монтаже наружного кольца нельзя ударять по нему молотком. В качестве переходной втулки, которую не жалко, обычно используют демонтированное кольцо. А лучше всего для установки наружного кольца применить пресс.

Таблица 1 

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ УРОВНЯ ВИБРАЦИИ

ПО ВИБРОСТОЙКОСТИ ПОДШИПНИКА ТИПА 6–7805У

И ЕГО АНАЛОГОВ

Изготовитель Предельные значения уровня вибрации, дБ,

в диапазонах частот, Гц 

50–300 300–1800 1800–10000 Общий

уровень

ГПЗ-1 72–80 73–78 79–83 81–85 

СПЗ-9 71–76 74–79 76–80 79–82 

VPZ-15 65–71 68–71 68–76 73–77 

SKF 67–74 66–68 63–65 71–75 

Таблица 2 

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ УРОВНЯ ВИБРАЦИИ

ПО ВИБРОСТОЙКОСТИ ПОДШИПНИКА ТИПА 6–7804У

И ЕГО АНАЛОГОВ

Изготовитель Предельные значения уровня вибрации, дБ,

в диапазонах частот, Гц 

50–300 300–1800 1800–10000 Общий

уровень

ГПЗ-1 69–71 76–79 79–81 81–83 

СПЗ-9 71–74 73–83 73–79 78–85 

VPZ-15 61–67 64–66 70–72 72–73 

SKF 62–66 56–59 62–65 66–68 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые