Стрельба из пистолета: почему бензин такой дорогой?

Так часто слышал этот вопрос за последние лет двадцать, что решил разобраться и найти ответ. Если бензин действительно дорогой, то кто в этом виноват и можно ли с этим что-то поделать?

Для удобства составил табличку. Сделать это оказалось непросто. В открытом доступе не так много внятной и достоверной информации о динамике цен. И ту, что есть, необходимо проверять, потому что источники противоречат друг другу. Отчасти из-за разных методик подсчета одного и того же параметра, отчасти — из-за внутренних хитростей «науки статистики». Это как «средняя зарплата» и «среднедушевой денежный доход» — не одно и то же. Да и саму среднюю зарплату вычисляют несколькими способами. В общем, данная таблица не очень точный инструмент, но вполне позволяет понять общие тенденции.

2000 2005 2010 2015*
Средняя заработная плата в РФ, тыс. руб. 2,2 8,5 20,9 33,9 (+1441%)
1 литр бензина АИ-92, руб. 8,05 16,8 24,0 36,0 (+347%)
1 баррель нефти Brent, долл. 28,3 54,4 79,6 52,4 (+85%)
1 кВт электроэнергии, руб. 0,37 1,53 3,45 4,65 (+1156%)
1 кг хлеба пшеничного, руб./кг 12,2 22,2 42,6 46,0 (+277%)
1 автомобиль, тыс. руб. 115 180 265 н/д

Одна из них: розничная цена бензина очень слабо зависит от цен на нефть. Настолько слабо, что сравнения неуместны. Бензин ползет медленно, но верно и только в одну, хорошо предсказуемую сторону. Нефть же живет по своим законам и бурно реагирует на сиюминутные экономические и политические настроения. В 1999 году баррель оценивали в 10,4 долл., а в 2008-м – в 148,4 долл.! Реальная же стоимость нефти — какое-то совсем абстрактное понятие для людей без наивысшего экономического образования.

С помощью нашей таблицы по ценнику вполне можно установить, в каком году сделан кадр

Из чего складывается ценник

Себестоимость самой нефти и ее добычи в цене российского бензина составляет около 6%. Суммарная прибыль продавцов бензина — оптовых и розничных — в диапазоне 18-22%. Еще около 22% — переработка нефти и транспортные расходы. Остальное — фиксированная величина, определенная суммой всех налогов и акцизов, начиная с налога на добычу полезных ископаемых и заканчивая НДС.

А вот расходы на переработку, транспортировку, содержание нефтебаз, АЗС и — да-да! — персонала неизбежно и ежегодно растут. Тогда как их доля в стоимости бензина в три раза больше и важнее, чем цена на нефть.

Из любопытства поинтересовался принципами ценообразования в хлебопекарной промышленности: стоимость муки — 20% от розничной цены батона, 45% — производство и доставка, торговая наценка — свыше 30%. Выходит, грешить на жадность продавцов топлива неуместно — три шкуры с нас они не дерут. Вернее, три шкуры с нас дерут не они.

Интересно, статистика цен на топливо учитывает такие формы продаж?

Кто виноват?

Да, половина стоимости бензина — налоги и акцизы. Но они не подвержены сезонным изменениям в зависимости от каких-то факторов. Есть закон – есть налог, нет закона – нет налога. Можно топать ногами и плеваться, но такая же схема во всех странах планеты. Где-то берут больше, где-то меньше, так устроен мир.

Если же обратить внимание на переменную составляющую стоимости бензина, то бросается в глаза, что средняя зарплата (и у работников нефтеперерабатывающей отрасли тоже) растет существенно быстрее, чем стоимость топлива.

Не хочу сказать, что мы сами виноваты в том, что бензин дорожает из-за постоянного повышения зарплаты. Я клоню к тому, что повод для жалоб какой-то сомнительный. Просто посчитайте: в 2000 году на среднюю зарплату вы могли бы приобрести 273 л горючего. А в 2015-м – больше 900! Даже если предположить, что «статистика все врет» и реальная зарплата в два раза ниже официально объявленной.

И все равно не возьмусь определить, когда же бензин «ощущался карманом» дороже — тогда или сейчас? Подозреваю, тут не справится даже продвинутый экономист. Понадобятся данные какой-нибудь «расширенной потребительской корзины», а ее состав за эти годы многократно поменялся. Вместе с тарифами ЖКХ, стоимостью транспорта, медицины, образования и много чего другого. Прямое сравнение в разах или процентах утратило смысл. Но могу сказать совершенно точно: стреляться еще не время. И лично я дороговизной топлива возмущаться продолжу чуть менее громко.

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС и «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в