Уральское радио

УРАЛЬСКОЕ РАДИО

РЫНОК

Аудио

УРАЛЬСКОЕ РАДИО

Три года назад все было яснее ясного. Отечественная радиопромышленность приказала долго жить, российский рынок автомобильной аудиотехники навсегда захвачен зарубежными компаниями. Однако август 1998-го в один день разрушил эти представления.

Анатолий ФОМИН

Сильнейший допинг девальвации, спасший отечественное автомобилестроение, для радиозаводов запоздал — те, кто не имел мощного оборонного заказа, благополучно пошел на дно еще раньше. Впрочем, не все...

Активная в наши дни рекламная кампания автомагнитол, приемников и акустических систем «Урал» говорит о том, что дела здесь обстоят вполне благополучно. Что ж, попробуем в этом удостовериться: едем на родину «уралов» в удмуртский город Сарапул, неподалеку от Ижевска.

ЧУТЬ-ЧУТЬ ИСТОРИИ

Сарапульский радиозавод — самый старый в России. В этом году ему исполнилось 100 лет. Можно сказать, он почти ровесник самому радио. Первоначально основанный в Санкт-Петербурге и называвшийся тогда телеграфно-телефоностроительным заводом Лоренца, после революции он переехал в Москву, а в военные годы был эвакуирован в Сарапул. В те годы он производил радиостанции для самолетов и танков. Первая в стране автомагнитола «Урал-Авто» была выпущена здесь еще в 1969 году и пользовалась большим успехом, так же как и ее наследница «Урал-Авто-2». Однако в 90-е годы выпуск автомагнитол был прекращен — это оказалось нерентабельным. Вернуться к ним завод смог только в конце 1998 года с помощью московской компании «Автоаудиоцентр», вложившей значительные средства в совместный проект.

СКЕПТИКАМ НА ЗАМЕТКУ

Конкурировать с корейцами и японцами в электронике? Ну-ну, ехидно покачает головой скептик. Даже отъявленные патриоты отнесутся к таким заявлениям с некоторой долей недоверия. И все же прикинем шансы. Тем более, что «в лоб» конкурировать с «иностранцами» никто не собирается. Серьезных ценителей звука в автомобиле уговаривать перейти на «свое» — только время тратить. У них собственные критерии, цели и цены. Но подумаем: большинство ведь ищет приемлемое качество за куда меньшие средства.

У российского рынка своя специфика. Москва и Россия, как говорится, две большие разницы. Что нужно столичному жителю, избалованному двумя десятками радиостанций в «нашем» (66–75 МГц) и «не нашем» (88–108 МГц) УКВ (FM)-диапазоне? (Кстати, еще раз для «чайников»: в обоих диапазонах используется частотная модуляция — Frequency Modulation, различия только в кодировании стереосигнала.) Импортные аппараты принимать стереосигнал в отечественном диапазоне в абсолютном большинстве не умеют. Исключение — магнитолы «Сони» с системой «стерео плюс», но их уже не выпускают.

Среднестатистическому столичному владельцу отечественного автомобиля хотелось бы иметь магнитолу с широким набором сервисных функций, цифровой индикацией и настройкой, памятью на три десятка станций, мощным четырехканальным усилителем и съемной панелью. Способности приемника на средних и длинных волнах его интересуют меньше — качество звучания все равно несравнимо с УКВ. Для этой категории покупателей импортные аппараты подходят более всего. Но и у Сарапула есть ответные козыри: «городские» «Урал» РМ-101СА и «Урал» РМ-111СА. Последний с очень серьезным усилителем 4х45 Вт и линейным выходом на сабвуфер — такая «дискотека» на колесах вполне способна озвучить не только салон автомобиля, но и вечеринку на природе.

Другая автомагнитола из Сарапула, скорее всего, подойдет жителям провинциальных городов, ориентированным более всего на радио. «Урал» РМ-217СА с цифровым дисплеем имеет, однако, только аналоговую настройку приемника. Иными словами, запоминать станции он не умеет, но в свое оправдание предлагает высокую чувствительность в расширенном УКВ-диапазоне. Результат — уверенный прием УКВ-радиостанций на расстоянии до 150 км. Этим зарубежные аппараты той же ценовой категории похвастаться не могут. Мощность встроенного усилителя скромнее — 4х15 Вт, но, если в автомобиле только два динамика, в мостовом режиме усилитель выдаст уже по 35 Вт на канал. Зато цена магнитолы примерно на треть меньше, чем РМ-111СА.

Самый дешевый «Урал» РП-299СА1 (это только радиоприемник) обойдется заказчику примерно в 750 рублей вместе с корпусной аудиосистемой. Кстати, он пользуется хорошим спросом. Секрет прост: «голых» стереофонических радиоприемников зарубежного производства попросту нет. Кроме того, монтаж системы предельно прост и не требует переделок машины, а это идеальный вариант для тех, кто работает на служебном автомобиле.

Унифицированная с РП-299СА1 магнитола «Урал» РМ-293СА имеет монофонический прием, но предоставляет возможность прослушивать кассеты в стереорежиме.

С КОРЕЙСКИМ АКЦЕНТОМ

Высокие технологии — это не только космические ракеты, но и такие банальные вещи, как, например, пластмассовые отливки. Тут, увы, нам похвастать нечем и заготовки для передних панелей автомагнитол приходится заказывать в Южной Корее. Попытки произвести что-либо подобное в России провалились из-за низкого качества и умопомрачительной стоимости пресс-форм. Лентопротяжные механизмы корейского производства также оказались дешевле и лучше отечественных. Конечно, иностранцы тоже не ангелы, могут и брак поставить, но всегда заменят его полноценной продукцией без лишних вопросов.

Рассказывать про динамики «Урал» в Сарапуле любят меньше. Простую сборку здесь считают для себя немного зазорной — как-никак в соседнем здании по заказу военных делают более чем сложную технику. В конструкции бескорпусных акустических систем используются импортный диффузор и подвес, в то время как магнит, катушка, корзина — местного производства.

Сабвуфер (сверхнизкочастотный громкоговоритель) встречается в салоне далеко не каждого несущего в себе музыкальную аппаратуру автомобиля. До сих пор он служит мерилом серьезности меломана. Правильная установка этого басовитого чуда требует либо высокой квалификации, либо серьезных затрат. Сарапульский динамик «2540» диаметром 25 см можно купить вместе с рассчитанным под него корпусом и даже встроенным усилителем. Тогда все, что останется сделать самостоятельно — подвести проводку.

О СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Надежность отечественной бытовой электроники даже в лучшие годы не считалась ее сильной стороной. А как же конкурировать тогда с зарубежной продукцией? На заводе каждая автомагнитола или приемник в обязательном порядке проходит сегодня тест на вибростенде. Выборочная программа, которой подвергают несколько аппаратов из партии, включает также климатическую камеру и падение с метровой высоты на твердый пол в упаковке. Правда, после такой экзекуции аппараты в продажу уже не отправляют.

Продажи «уралов» идут вполне успешно и за первое полугодие выросли на 174%. Что ждет завод в ближайшем будущем? Скажем так: менять модели каждые полгода, как поступают лидеры автомобильной аудиотехники, пока что не представляется возможным. И все же новинки на выходе. Среди них и модульный одноканальный усилитель с замысловатым названием «Антиангина» — он будет использоваться как для активных сабвуферов, так и в будущей линейке внешних усилителей. Важно, что цена таких компонентов позволит построить качественную автомобильную аудиосистему за разумные деньги. Значит, выиграет покупатель.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии