Поршни под микроскопом

ПОРШНИ ПОД МИКРОСКОПОМ

РЫНОК

Подделка

ПОРШНИ ПОД МИКРОСКОПОМ

При покупке поршней легко нарваться на подделку — экспертизу в магазине не проведешь. Мы отправили приобретенные детали в лабораторию.

Анатолий СУХОВ

Объектом исследования стали поршни для распространенного камазовского дизеля серии 740. Их выпускают более десятка предприятий в России, на Украине, в Казахстане. Лидер — костромской завод «Мотордеталь»; ему принадлежит 30% рынка. Недавно костромичи выиграли тендер на поставку продукции для ВПК, а военные, как известно, самые придирчивые покупатели. Неудивительно, что в магазинах поршни с лесенкой и точкой в круге (логотип «Мотордетали») пользуются повышенным спросом. Но не дремлют и «левые» производители — их заводики в наших «рыночных» условиях растут как на дрожжах.

В нескольких магазинах мы купили три комплекта поршней. На всех — знакомый логотип. Однако внимательный покупатель сразу заметит, что на одном из комплектов в «лесенке» четыре «ступеньки», тогда как на оригинальном клейме — всего три. Забегая вперед, подтвердим догадку — эта отливка, как и обработка, к «Мотордетали» никакого отношения не имеет. Любопытна «родословная» другого комплекта (индекс отливки 7405-1004015-42): литье — родное, но обрабатывали деталь уже вне заводских стен. Несунам везде у нас дорога? Настоящим оказался лишь третий комплект. Результаты исследований сведены в таблицу.

Вывод: поршни из комплектов 1 и 2 не соответствуют техническим требованиям. Из-за малой ширины канавки под маслосъемное кольцо возможно его залегание и большой расход масла на угар. Велика и шероховатость отверстия под поршневой палец (особенно у комплекта 1) — при износе отверстия увеличится ход поршня и не исключена его встреча с клапанами. Этому способствует и увеличенная высота компрессии — она не выдержана у обоих комплектов, так же, как и глубина клапанных гнезд. При установке в двигатель поршней комплекта 2 возможны «прихват» и заклинивание двигателя из-за их увеличенного диаметра и искажений вертикального профиля. Кроме того, металлографические исследования показали, что поршни комплекта 1 изготовлены из сплава с более низким содержанием кремния, чем предусмотрено конструкторской документацией, — их прочность вызывает сомнения.

Как же не ошибиться при выборе? Прежде всего, внимательно рассмотрите отливку. Наплывы металла, раковины на поверхности должны насторожить. Металл костромских поршней имеет сероватый оттенок, подделки же зачастую сверкают, как елочная игрушка. Грубые следы от резца, большая подача (крупные канавки) — тоже признак подделки. Ну и, конечно, не «просмотрите слона» — отличия в маркировке и логотипе.

Оригинальное клеймо «лесенка» с точкой в круге.

А это клеймо — подделка.

Так выглядит поршень производства «Мотордеталь».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии