Цепная реакция

ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ

СПОРТ И ОТДЫХ

Гонки

ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ

В обозримом будущем к пяти классам машин российского «кольца» могут добавиться еще четыре.

Сергей ЗИНОВЬЕВ

Пожар в Останкине, который с трассы на Ходынке невооруженным глазом наблюдали все участники и зрители седьмого этапа чемпионата страны, прервал работу основных телеканалов. К счастью, он не помешал трансляции заездов по «НТВ плюс», где можно было наблюдать, как уверенно и непрерывно идет процесс роста наших кольцевых гонок. Все больше сообщений о новых гонщиках, новых машинах, новых проектах.

Детище «АККС Моторспорт» и конструкторского коллектива Александра Эксерджяна (ЗР, 2000, № 5), представленное весной на выставке «Моторспортшоу» в Москве, уже вышло на трассы. В конце июля первый действующий экземпляр гоночного автомобиля формулы-"Русь" опробовал на "Невском кольце" пилот "АККС Рейсинг" Николай Больших-младший — продолжатель известной гоночной династии. А на августовском этапе в столице он успешно финишировал и набрал зачетные очки. И самое интересное: к сезону-2001 планируют построить около двадцати таких машин и проводить для формулы-"Русь" самостоятельную серию гонок.

Еще быстрее работают в Тольятти. «Восьмерки» класса «Лада», созданного два года назад, уже не устраивают АвтоВАЗ в качестве своего рода рекламного щита. К середине июля там рекордными темпами подготовили 16 хэтчбеков VAZ 2112, пригласили ведущих спортсменов и провели показательную гонку. Было на что посмотреть! В кабинах совершенно одинаковых машин сидели пилоты, доселе не встречавшиеся на гоночных трассах. Например, раллийный чемпион Сергей Успенский и лидер формулы 3 итальянец Альберто Педемонте. Выиграл тот напряженный заезд, с обилием столкновений, Николай Мезенцев.

В будущем году «двенадцатые», как и формула-"Русь", станут полноправными участниками чемпионата или Кубка России. Это тоже автомобили для начинающих гонщиков — с умеренными характеристиками, по умеренным ценам. Пилоты сошлись во мнении, что даже в сыром исполнении, при неустраненных недочетах VAZ 2112 дают больше "гоночных" ощущений, чем "восьмерки". Последние (а их, с 16-клапанными моторами, подготовленными для спорта, накопилось около полусотни), видимо, тоже не сразу уйдут со сцены. Не на помойку же выбрасывать специально построенные и совсем еще не старые автомобили! Скорее всего, класс "Лада" распадется на две части — одной из них неплохо бы придумать другое название.

Альтернативой тольяттинской технике призван служить " Фольксваген Поло". Сначала были просто слухи, но в конце августа объявили официально, что в 2001 году в России стартует многоэтапный кубок "Фольксвагена". Все его участники поедут на идентичных по подготовке "Поло GTI", оснащенных 140-сильными двигателями объемом 1,6 л и серийными коробками передач. Этот проект долго готовила, а ныне воплощает в жизнь при поддержке немецкого концерна-производителя московская тюнинговая фирма "Спорт-Гараж", содержащая две собственные команды. "Поло" мощнее, динамичнее и резвее машин класса "Лада" и, в общем-то, более желаем в качестве стартовой площадки для будущих чемпионов. Но он и подороже. Заявленная цена — 23 тыс. долларов ("десятка" обойдется примерно в 15–18).

Уже сейчас возникают сомнения: а нужно ли сразу так много похожих кузовных классов? Ведь кроме трех «подготовительных», есть еще два основных — «Туризм-1600» и «Туризм-2000».

Хватит ли пилотов, чтобы заполнить все предложенные сиденья? Полагают, что хватит. Бурное развитие кольцевого автопарка будет сопровождаться открытием новых гоночных школ. Одной из них станет упомянутый «Спорт-Гараж», чьи гонщики обещают поделиться опытом со всеми желающими. А кроме того, ждут активных действий от сегодняшних картингистов. Ну не должны на картах гоняться до седых волос! Нормальная мировая практика — в 20 лет или завязывать с картингом, или пересаживаться на машину посерьезнее.

Если мы хотим идти в ногу с Европой, то два-три новых класса машин «кольцу» не помешают. Как раз начинающим пилотам, не имеющим мощных спонсоров, и нужен выбор возможностей. Вплоть до покупки автомобиля в рассрочку или вообще аренды на нужное количество гонок — оба варианта предлагают и «АККС Моторспорт», и «Спорт-Гараж».

Что касается гоночных формул, то стройная система из трех классов выглядела вполне логично. «Русь» — для самых юных, «1600» — «экзотика» для любителей чинить и восстанавливать, формула 3 — высшая национальная. Сегодня есть сведения, что между ними может вклиниться еще одна — ни много ни мало формула-"Рено" — одна из популярнейших в Европе. Во всяком случае, этим занимается инициативная группа в "Клубе Рейсинг", содержащем три "формульные" команды. В родной Франции "Рено" принадлежит ниша между младшей формулой-"Кампус" и формулой 3. Работает французская система примерно так: каждые два года — шаг на ступеньку вверх. В 17 лет вчерашний картингист садится за руль формулы-"Кампус", в 19 — формулы-"Рено", в 21 — формулы 3. В 23 идет еще дальше, если достоин того — далеко не все обладают талантами Шумахера и Хаккинена.

Конечно, мы можем спросить: откуда 17-летнему парню взять, скажем, 10 тысяч долларов для аренды на сезон автомобиля формулы-"Русь"? В двух словах не ответишь, но в наших кольцевых гонках с нынешнего года работает институт меценатства. Тот же "Клуб Рейсинг" ставит перед собой главной задачей подготовку картингистов к формуле 3 (подразумевается — и далее), не требуя от них ни копейки. Схожие планы вынашивает команда "A.S.R.". Ей сложнее: не имея прочной финансовой базы, пытается "раскачать" местные власти.

Как видите, российское «кольцо» развивается не только «внутри себя», но и в стороны, причем во всех направлениях сразу, как цепная реакция.

Первый выезд формулы-"Русь". Автомобиль не производит впечатления "машины для начинающих", да и едет не хуже обычной формулы-1600.

Черная полоса поломок для команды «Тимерхан-Восток-Лада» завершилась — Виталий Дудин выиграл шестой и седьмой этапы чемпионата.

Сенсацию подарила «ТНК Рейсинг»: под занавес сезона ее пилоты Алексей Васильев и Николай Фоменко выступят на «Порше-996» в международном чемпионате «Гран Туризмо».

В «Туризме-2000» чемпион определился. За два этапа до финиша чемпионата Михаил Ухов обеспечил себе титул.

Класс «Лада» сегодня самый массовый на «кольце» — меньше чем по 25 «почти стандартных» «восьмерок» на этапах не стартует.

Фото Вадима КРЮЧКОВА и Ирины ОРЛОВОЙ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии