Все могут короли

ВСЕ МОГУТ КОРОЛИ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

Былое

ВСЕ МОГУТ КОРОЛИ

Эти автомобили становились своего рода визитной карточкой целых государств и тех, кто ими управлял.

Сергей КАНУННИКОВ

«Однажды я шел Арбатом, бог ехал в пяти машинах».

В. Слуцкий

Обычно величественные лимузины с власть имущими на борту отделяет от простых смертных кордон зоркой и строгой охраны. Кого они везут, куда держат путь? Только когда имена хозяев этих машин станут достоянием истории, а сами автомобили займут место в музейных залах, те, чьи судьбы порой решались в шикарных кабинетах на колесах, смогут оценить эти произведения инженеров и художников.

За симпатии президентов и монархов шла битва самых именитых автомобильных компаний. Но выбор правителей определялся часто не пристрастиями и капризами, а традициями, лоббированием промышленных групп, наконец, политическим расчетом.

Можно ли представить королеву Великобритании в «Кадиллаке», «Мерседесе» или другом «иноземце»? Едва ли, хотя именно Елизавета II изменила автомобильные традиции двора. С 1900 года его официальными машинами были «дэймлеры». Последний из них — восьмицилиндровый «Стрэйт Эйт» служил Георгу VI до 1953 года. Крышу монаршего лимузина сделали прозрачной, чтобы «во дни торжеств народных» подданные могли лицезреть Его Величество.

Королева отдала предпочтение «роллс-ройсам». Сейчас в гараже Елизаветы II несколько таких машин. Главную из них несколько лет назад видели многие москвичи во время монаршего визита в Россию. Салон заметно выше, чем у стандартной модели, прозрачный верх можно закрыть металлической «шапкой».

У президентов Франции до войны был широкий выбор — в стране пользовались известностью несколько производителей представительских машин. Президент Г.Думерг предпочитал роскошную «Испано-Сюизу Н6b». Кстати, таким же автомобилем пользовался король Испании Альфонсо XIII — фирма была франко-испанская. В гараже Елисейского дворца служили и «Деляж», и «Вуазен».

Лидер вишиского пронемецкого режима маршал Петен ездил на «Рено». После войны его, как и главу компании Луи Рено, осудили за сотрудничество с оккупантами и Елисейский дворец надолго отказался от этой марки. Вскоре машиной номер один стал демократичный «Ситроен». Главу республики Р. Коти возили на довоенной еще модели 15 CV — последней версии знаменитого «Траксьон авант», а Шарля де Голля — на стандартном DS. Только в 1969-м президент пересел на «Ситроен» с заказным кузовом «Шапрон». Кстати, легендарный генерал обходился без длиннобазных машин, хотя роста был заметного.

Убежденный социалист Ф. Миттеран отдал предпочтение продукции государственного предприятия. Президентский «Рено-25», как и более поздние автомобили хозяев Елисейского дворца, мало чем отличался от серийных.

Главы Германии с начала века тяготели к «даймлерам». Гитлер не стал нарушать традиций. Еще до его прихода к власти шеф мюнхенского филиала «Даймлер-Бенц» Верлин наладил с будущим фюрером доверительные отношения, а уже в 1933-м руководители концерна с готовностью надевали партийную форму. «Хорьх» и даже «Майбах» на иерархической автомобильной лестнице рейха стояли ступенькой ниже.

Нацистская верхушка ездила на «мерседесах-770» с восьмицилиндровым 155-сильным мотором. В конце 30-х появилась специальная версия — «фюрерваген». Высших руководителей рейха защитили 9–18 миллиметрами брони и 40-миллиметровыми стеклами. Чтобы разгонять почти пятитонную махину до 180 км/ч, двигатель снабдили двумя компрессорами, доведя мощность до 400 л. с.; расход топлива доходил до 38 (!) литров на сотню. Впрочем, «броневик» не спас шефа службы безопасности Гейдриха, когда в 1942-м под его «Мерседес» бросили бомбу.

В послевоенные годы конкурентов за право служить в боннском правительственном гараже у «мерседесов» не было.

Главным автомобилем США начиная с президента У. Гардинга был «Паккард». Когда дела фирмы пошли на спад, для Белого дома стали заказывать «линкольны». С 1939-го Франклин Рузвельт ездил на модели «413 В» с мягким верхом. Сотрудники службы безопасности были этим недовольны, но мирились — американцы должны видеть своего президента. Следующий «Линкольн-Космополитен» 1950 года снабдили прозрачной крышей, а для охраны приспособили... удлиненный задний бампер и специальные поручни.

В новейшей американской истории за симпатии президентов соперничают две марки. Рейган ездил на «Кадиллаке», Буш пересел в «Линкольн», а Клинтон вновь предпочел продукцию концерна «Джи-Эм» — семиметровый четырехтонный бронированный «Кэдди».

В Ватикане первый «папамобиль» появился у Пия ХI летом 1929 года. ФИАТ-525 не отличался выдающимися характеристиками: 68 л. с., скорость — до 97 км/ч. Внутри машину отделали подчеркнуто строго, без роскоши. Сзади — только одно кресло и небольшой рабочий столик. Вскоре в Ватикане обосновались и другие марки — «Ситроен», «Изотта-Фраскини», американский «Грехэм-Пейдж». Но все же глав римско-католической церкви, как и светских правителей, более всего привлекали «мерседесы» — от модели «460 Нюрнбург» начала 30-х до современного «Гелендевагена» с традиционной прозрачной защитой.

Об автомобильных пристрастиях последнего российского монарха журнал писал. В его гараже было несколько машин, в том числе «Делано-Бельвиль SMT» (сокращение от Его Императорское Величество), которая считалась одной из вершин автомобилестроения того времени. О бронировании в 1910 году еще не думали, тем не менее машина весила почти 4 тонны! За дверью высотой 1370 мм скрывалась просторная гостиная — с электроосвещением, буфетом, удобным диваном. Этот «дворец» двигал шестицилиндровый 70-сильный мотор объемом 11 840(!) смз с оригинальной пневмосистемой пуска (см. ЗР, 1998, № 1).

Руководителям страны советов досталось разношерстное, но богатое наследство. Однако парк понемногу дряхлел. Не успели еще забыться гражданская война и голод, как летом 1922-го для Ленина приобрели величественный «Роллс-Ройс Сильвер Гост». С конца двадцатых правительственными автомобилями стали в основном американцы — «линкольны» и «паккарды». Производство «Красного „Бюика“ — Л-1 развернуть так и не удалось, ЗИС-101 членам политбюро тоже не подошел. Только после войны Сталин и его окружение пересели на ЗИСы, решив, видимо, что лидерам великой державы-победительницы не пристало ездить на иностранных машинах. ЗИС-115 — бронированный вариант модели 110 весил... 7300 кг. Конструкторам пришлось менять полуоси, главную пару, усиливать ступицы, заказывать колеса большего диаметра, иные шины. Мощность со 140 л. с. удалось поднять только до 162, поэтому больше 100 км/ч ЗИС не развивал.

Начиная с модели 111, «членовозов» делали десяток-полтора в год — только для членов политбюро. Чиновники рангом пониже и руководители соцстран довольствовались «чайками». Однако лидеры братских компартий не отказывали себе в удовольствии поездить дома на лучших творениях «империалистов». И. Б. Тито и Н. Чаушеску любили «мерседесы». Руководитель ГДР Э. Хонеккер не признавал машины из Западной Германии: для него заказали удлиненный «Вольво-264». У Брежнева, по слухам, было чуть ли не сто машин. Черный «Роллс-Ройс», разбитый на Минском шоссе «лично Леонидом Ильичом», стоит сегодня в рижском автомузее.

В Восточной Европе практически не выпускали машин, достойных первых лиц. Исключение — Чехословакия. В 20-х президент Т. Масарик пользовался сделанной по лицензии в Пльзене «Шкодой-Испано-Сюиза». С 1935-го президентскими автомобилями были «татры». Многолетний руководитель социалистической Чехословакии Г. Гусак ездил на модели «613 специаль», удлиненной на 50 мм, со 180-сильным мотором. Подчеркнуто отказываясь от коммунистического наследия, президент Чехии В. Гавел пересел в демократичный «Рено-21 TSE».

Впрочем, это исключение. Как правило, отцы новых европейских и азиатских демократий предпочитают «мерседесы» S-класса. Еще недавно российский президент ездил на традиционном ЗИЛе, но строгий отечественный мундир все же уступил место интернациональному смокингу. Главным автомобилем России стал удлиненный «Мерседес-Бенц-600 Пульман». Лидеры других стран для ежедневных поездок обычно используют более скромные, «короткие» машины. Но мы страна богатая и вообще — сверхдержава...

Президент Германии Гинденбург в «Мерседесе-15/70/100» 1924 года. Двигатель (6 цилиндров, 4 л) с компрессором развивал 100 л. с. 

Одна из самых громких свадеб ХХ века. Принц Монако Ренье и американская кинозвезда Грейс Келли проехали по улице княжества в «Роллс-Ройсе Сильвер Рэйт». На автомобиле стояла «шестерка» рабочим объемом 4257 смз, кузов изготовило ателье «Парк Уорд».

Муссолини любил «Альфа-Ромео». На фото 1934 года одна из «альф» дуче — парадный кабриолет 6С2300.

В России новые времена. В Кремле «Мерседес-Бенц-600 Пульман» с президентским штандартом (фото ИТАР-ТАСС).

В соцстранах генсеки КПСС чувствовали себя как дома. Лидер Польши Э. Герек встречал Л. Брежнева в ЗИЛ-111Д (мотор V8, 6 л, 200 л. с.) (фото ИТАР-ТАСС).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые