По великому "арбузному" пути

ПО ВЕЛИКОМУ «АРБУЗНОМУ» ПУТИ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

Трасса

ПО ВЕЛИКОМУ «АРБУЗНОМУ» ПУТИ

Что и как везут с теплого юга по дороге М-6.

Игорь МОРЖАРЕТТО

Тысячи машин едут здесь каждый день, тысячи людей, хороших и плохих. Кто-то везет отборные абрикосы для московских рынков, кто-то — наркотики, оружие и взрывчатку. И это не домыслы — два месяца назад рванула на улице Волгограда радиоуправляемая мина, унесла жизни трех солдат местного стройбата. На дороге в границе области шесть постов ДПС ГИБДД, задача которых — не пропустить людей плохих. Но попутно, конечно, достается и хорошим — кому понравится, если тебя через каждый час останавливают, проверяют документы, просматривают груз? Понятно, про себя каждый говорит много «ласковых» слов в адрес «гаишников»...

ЗЛАЯ ДОРОГА

— Капитан Соколов, отдельный батальон ДПС УГИБДД Волгоградской области. Предъявите, пожалуйста, документы, машину — к осмотру... Капитан Соколов, отдельный батальон ДПС... Капитан Соколов... — эту фразу за 12 часов дежурства на КПМ Андрей повторяет раз, наверное, сто. А может, и больше — смена на смену не приходится. Сегодня, например, выпала на редкость спокойная. Фуры идут, но не очень плотным потоком. В основном из Астраханской области и Дагестана, а также из «ближнего зарубежья» — Азербайджана, Грузии, Узбекистана. Везут — кто что: капусту и черешню, абрикосы и зелень, хлопок и китайский ширпотреб.

Каждую проезжающую фуру капитан Соколов неторопливым движением отправляет к обочине; водитель выпрыгивает из кабины и, вооружившись папкой с документами (а бывает, целым портфелем!), направляется к инспектору. Никто не суетится, все знают «правила игры» — и милиционеры, проверяющие по сотне машин в день, и шоферы, которым от Астрахани до Москвы предстоят два с лишним десятка (!) проверок на контрольных постах милиции. Лица большинства водителей ничего не выражают (привыкли!), некоторые привычно-виновато улыбаются, стараясь смотреть прямо в глаза представителю власти. Тот профессионально листает документы, потом заглядывает в машину. А там — ящики, ящики, ящики... от пола до потолка. Поди угадай, что в них, что за ними...

Если грузовик вызывает у офицера милиции хоть малейшее подозрение, его отгоняют чуть в сторону, на специальную площадку, где осматривают с особой тщательностью. Правда, за те несколько часов, которые мы провели на КПМ-2, ни одну из проходящих фур по-настоящему не «шмонали». «Проезжайте. Счастливого пути», — и капитан направляется встречать следующий трейлер.

— Андрей, а как вы определяете — везут в машине что-то запрещенное или нет?

— Чутье у меня уже специальное выработалось, наверное... И не только у меня — у всех, кто дежурит на трассе.

— И часто находите?

— Бывает...

Из сводок управления ГИБДД Волгоградской области.

...В Быковском районе сотрудник ОБ ДПС остановил грузовой автомобиль, в котором находилось двое пассажиров (оба по национальности чеченцы). У них изъяты револьвер самодельный, автомат калибра 9 мм «Борз», граната Ф-1, ножи и наркотики. Задержанные доставлены в РОВД...

...В Серафимовичском районе сотрудниками ГИБДД остановлен для проверки документов автомобиль VAZ 2121. Водитель Д., предположительно, находился в состоянии опьянения. При досмотре в машине обнаружено четыре шприца, заправленные веществом белого цвета, четыре шарика опиума, пакет с зеленым веществом...

...На трассе М-6 (КПМ-4) инспектор ГИБДД остановил автомобиль " Moskvich 2141". Среди пассажиров он опознал находящегося в розыске гражданина Лепилкина, который предъявил поддельное удостоверение на имя сотрудника УВД Игнатьева. При досмотре у Лепилкина был обнаружен пистолет. Задержанный доставлен в РОВД...

— Наркотики? В последнее время все чаще и чаще, — подтверждает начальник КПМ-2 капитан Соколов. — Поэтому скоро вместе с нами на посту будут нести службу и специалисты с собаками, обученными на обнаружение всякого «зелья» и взрывчатки. Чаще попадаются водители с неправильно оформленными документами на груз, и те, кто пытается провести... лом цветного металла. Бывает, в багажник простых «Жигулей» загружают до полутонны (!) проводов. Мы задерживаем, и дело уже других органов милиции разобраться, где этот провод срезан.

— А рыбу, черную икру часто браконьеры вывезти пытаются?

— Какую там икру, — капитан огорченно машет рукой. — В Волгограде на рынке рыбу уже купить нельзя. Браконьеры теперь переместились вниз по течению, в Калмыкию: всю дельту Волги сетями перегородили. По трассе рыбу вывозить не пытаются — крупные браконьеры давно «крышу» нашли и везут по железной дороге (у них-то с документами все в порядке!), мелкие — прячут в фурах под другим грузом, но едут в обход постов, через степь. Ловим иногда таких, но редко и только «мелочь»...

— Товарищ капитан, а взятки вам давать пытаются?

— Бывает, — смеется Соколов.

— А много предлагают?

— По-разному. Недавно остановил машину, в кабине пассажир сидит, и лицо у него такое знакомое... Присмотрелся — ба, он у нас по ориентировке проходит за аферы в особо крупных размерах. Пригласили его пройти на пост, а он мне так загадочно говорит: «Слушай, командир, у меня тут в сумке 150 тысяч рублей наличными лежат. Бери ее, а я поехал!»

— Ну, и?..

— Ну и сдали мы его в РОВД, конечно. Вместе с сумкой. Видимо, действительно аферист крупный, раз так легко такими сумками разбрасывается!

ДОБРАЯ ДОРОГА

Но, по мнению дальнобойщиков, российская часть «великого арбузного» и «великого шелкового» пути — легкая.

— Казахстанский участок — вот просто кошмар какой-то, — делится ощущениями Олег, водитель автопоезда из Узбекистана. — Мало того, что вместо дорог там действительно одни направления, и то найти их можно с помощью карты и компаса, так еще местные «гаишники» — просто звери. Останавливают посреди степи и сразу заявляют: «Пятьсот тенге!» Спорить с ними бессмысленно. И так — до встречи со следующим «блюстителем порядка». В России тоже платить приходится, но так нагло и беспричинно деньги не вымогают.

И качество российской дороги (по общему мнению!) с каждым годом улучшается. В районе Волгограда она вообще похожа на настоящий автобан — три полосы движения в каждую сторону, многоуровневые развязки... АЗС на трассе — тоже все современные, расположены буквально через каждые 20 км. Специально для командированных вдоль дороги время от времени стоят машины с загадочной надписью «Чеки». Здесь за вполне сходную цену можно приобрести совершенно законные квитанции, свидетельствующие о том, что вы ночевали не в кабине своего «СуперМАЗа», а в местной гостинице «Шератон», заправлялись через каждые 10 км и через каждые 20 — монтировали шины...

Конечно же, вдоль трассы зазывают водителей сотни придорожных кафе и ресторанов. На границе Волгоградской и Воронежской областей, к примеру, на участке длиной не более километра насчитал их 34! Кухня — на любой вкус: русская, кавказская, даже итальянская. В борьбе за клиента каждый пытается разукрасить свое заведение яркими рекламными щитами, а также — что куда важнее! — повышается качество обслуживания, снижаются цены. Отличный обед из трех блюд в придорожном ресторанчике, к примеру, теперь стоит 30–40 рублей.

...В маленьком кафе с манящим названием «Вдали от жен» нам рассказали, до чего доходит ненавязчивый сервис в борьбе за клиента (конкуренция!). Как-то рано утром остановилась «девяносто девятая» с тонированными стеклами, оттуда вышли два «качка» с бритыми затылками. Их не интересовало меню и выбор напитков в буфете. «Какая у вас „крыша“? — долго выспрашивали они у буфетчицы и официантки. Те не знали... „Качкам“ это в конце концов надоело, собрались уходить. „Приходите к нам еще!“ — провожая их, по привычке проговорила вслед официантка...

Фото Александра ПОЛУНИНА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии