Как продлить срок службы натяжного ролика

В этом выпуске «Технической среды» эксперт журнала «За рулем» Геннадий Емелькин покажет, как продлить жизнь ролика для натяжения ремней — будь то ГРМ или привод вспомогательных агрегатов.

Все вопросы и предложения по серии выпусков «Техническая среда» присылайте на адрес techsreda@zr.ru.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (52)

Самые новые

смазка в видел не совсем то что нужно для подшипников на приводных ремнях.
да то что она содержит молибден — это неплохо, он защищает поверхность хорошо как бы восстанавливая ее, но она не подходит в целом для средних и высоких оборотов

Ответить#
0

Насчет избытка заложенной смазки в подшипник —конечно это зло, но не такое страшное, как малюют тут некоторые.
При переизбытке свежей смазки начинается её  перегрев (если смазка густая или холод, то крышка подшипника сразу будет выдавлена), так вот, современная качественная литиевая смазка не будет, как уверяют теоретики греться до посинения узла, излишки сразу же начнут вытекать, и останется сколько нужно. Вы же не будете мотор после ремонта гонять часами, смазка вытечет постепенно, в несколько этапов эксплуатации. Никаких спеканий внутри узла загустевшей смазки не будет — это возможно только с кальциевой смазкой или очень старой литиевой. Если смазка свежая, она всегда вытечет. Попадание смазки для ремней привода не смертельно, если они сделаны из  качественного материала. Ну разве что могут начать проскальзывать гладкие ремни. Вспухание ремней возможно лишь при очень большом количестве смазки, это маловероятно (вот потекший сальник вала — это да). Затем избыточная смазка смешается с пылью, загустеет и нейтрализуется. Срок ремней может снизиться, но это очень расплывчатая тема.

Ответить#
+1

Излишки смазки неизбежно выдавит при нагреве, она, под действием центробежной силы, попадет на ремень и последнему — конец.

Ответить#
0

У вас есть примеры разрушения ремня по этой причине?

Ответить#
+2

Спасибо за статьи . но эта мне не даёт покоя. Поменял ремень грм (купил в комплекте ролик и ремень) , в инструкции ни где не сказано , что ролик «сухой» и в книжках третьего рима и в вашем издании за рулём о том что ролик новый надо набивать смазкой. Не думаю что этим будут заниматься и в сервисах, поставят что привезёшь. Сейчас переживаю : неужели надо снимать всё поновой и смазывать ролик? Если не тяжело прокоментируйте пожалуйста ваш совет по новым роликам. Ремкомплект брал континенталь , на их сайте тоже нет такого совета по забивке нового ролика смазкой. Навернякв многие тоже задаются моим вапросом. Огромное спасибо за журнал читаю все ваши статьи с 92года. Стараюсь прислушиватся к вашим советам , но как то в вашем магазине " за рулём" представитель вашего журнала мне сказал :" в нашем журнале пишут все каму не лень , поэтому не забивайте себе голову".

Ответить#
0

Я вскрываю для контроля почти все ролики, которые мне приходится ставить на двигатель. Ситуация не однозначная. Кто-то экономит, кто-то нет. По комплекту Конти претензий нет. Так что не переживайте. Как совет на будущее. Если будете менять передние стойки, пополните смазкой опорные подшипники. Удачи.

Ответить#
0

Перечитал все комменты и пришел к выводу, что брать авто надо с цепью,
а не с этой «головной болью» в виде ГРМ с роликами..., имею свой собственный отрицательный опыт по обрывам ремня на 34тыс. на одном вазе и разрушение подшипника помпы и как следствие порыв ремня на другом вазе, тоже в районе 35 тыс. Следил за обеими, как за ребёнком, но не помогло.
Так что, с комплектующими, это игра в рулетку, какой бы они фирмы не были.
То что ролики почти сухие от производителя согласен на 100%.

Ответить#
+1

Расстрою вас по поводу цепи. Здесь тоже не так все гладко. Почитайте отзывы владельцев автомобилей VAG с двигателями TSI.

Ответить#
+1

в комментарии говориться о 70% смазки, а закладывается все 100%, при том что избыток смазки выводит подшипник из строя быстрее чем ее недостаток, да и вообще если появился шум менять надо без раздумий

Ответить#
0

Приведите пример «выхода из строя» из-за избытка смазки.

Ответить#
+1

это научный факт, который приводят фирмы которые занимаются производством подшипников

Ответить#
0

Мне приходилось неоднократно видеть ролики на двигателе заполненные полностью смазкой — работают они исправно. Главный минус — излишки смазки вытекают наружу. До ремня ГРМ возможно и доходят крохи. Но случай повреждения ремня из-за этого мне не известны.

Ответить#
0

ну ниже есть же грамотный комментарий на эту тему, подшипник греется, у шарика просто нет пространства для движения, смазка разлагается жидкая фракция вытекает, густая пригорает. Я с интересом читаю статьи тех. среды, но этот совет не то что бесполезный, он просто вреден

Ответить#
0

JohnRamboII написано все правильно, согласен с ним на все 100%

Ответить#
0

Это все теория и то, ошибочная. Факты никто не приводит.

Ответить#
0

то что при избытке смазки подшипник греется это факт, на всех более менее крупных электродвигателях и насосах стоят датчики температуры по которым это можно наблюдать

Ответить#
0

Основная причина перегрева подшипника при работе — избыток смазки. При длительном перегреве смазка «спекается», превращается в этакий пластилин, который уже ничего не смазывает. Ну и далее синие от перегрева шарики теряют твердость со всеми вытекающими... И что самое интересное процесс разрушения подшипника при избытке смазки идет быстрее, чем при ее недостатке. В первом случае подшипник разрушается от того, что смазка перестает быть смазкой, и шарики гоняют насухую, потом перегрев и очень быстрое разрушение. При этом обилие «пластилина» внутри несколько гасит шум от подшипника. Во втором — смазка есть, но ее мало, и присутствует полусухое трение. То есть идет повышенное истирание. Разрушение в конце концов тоже наступит, но более плавное. Подшипник начнет задолго до этого шуметь.

Ответить#
0

Вот у меня сальник на коробке потёк, или диск пора менять. Я снимаю коробку, меняю сальник, грязь лишнюю убираю. Протираю вилку и ступицу выжимного. И между делом снимаю защиту подшипника, промываю его, закладываю новую смазку. Что я делаю не так? Я после этого точно знаю, что выжимной не сносится и не загудит. Потому что он был без люфта. Я проверил. Зачем его менять? Так же и ролик. Ремень по регламенту меняешь, а ролик дефектуешь. Если люфт, то бросил в запас. Ставишь новый, но заглянуть под защиту на смазку,- весьма предусмотрительно. Надо,- добавил. Старый ролик помыл, смазку поменял. Когда едешь в дальнюю дорогу, бросил под сиденье. Уже точно знаешь, что по этой причине стоять нигде не будешь. В дальнюю поездку приходится брать запчасти. Без фанатизма: помпа, свечи, диск, подшипники, камеру. Инструмент. Так я уверен, что вернусь домой своим ходом и с деньгами. Ну это уже лирика...

Ответить#
+1

Меня вот всегда интересуют подобные умельцы — вы что, реально будете помпу где-нибудь посреди дороги на морозе менять? Да и если помпу клинанет на какой-нибудь приоре — это встреча клапанов с поршнями. Зачем подшипники? Они внезапно не ломаются. Камеру — ваще дичь, на полноценную запаску денег нет? Да и если колесо серьезно пробьешь, то новая камера не поможет.

Ответить#
0

Есть такие дороги, где одной «запаски» может и не хватить, вот и возят про запас камеру, два запасных колеса не всегда возьмёшь. Раньше ещё возили вулканизатор и сырую резину — камеры заклеивать.

Ответить#
+2

Я поехал в отпуск с прицепом. Далеко. В прицеп бросил ещё одну запаску. Назад поставил дрянненькую резину, что бы доконать её на ровной, но дальней дороге. Что то я умаялся, решил продолжить обеденный перерыв. Надумал снять в задней оси страшненькое колесо, обрезать резину, чтобы легче машине было. Снял, проткнул ножиком резину, отрезал, запаску водрузил. Только отъехал от места стоянки, поймал проволочку от металлической щётки автодворника. Поддомкратил ещё одну запаску. Еду по сталинградской степи. Жара, никого нет. Хлобысь! На дороге лежат кусочки шифера. Обруливал, но кусок бьёт боковину заднего колеса. Выстрел. Приехали. Из шести за пару часов осталось три годных. Берём молоток, уголок, начинаем разбортировать, что бы вставить камеру в колесо, что проткнуто проволочкой. Собрали поехали. На редкой шиномонтажке поправил проткнутую камеру. В каком-то магазине для грузовиков с трудом находим грибок для ремонта пробитой шины. Так путём смекалки и опыта, снова имеем комплект беспечного путешествия.

Ответить#
+2

Если едешь в дальний путь, и еще в глушь. то в машине не только полный комплект «расходки», но и «приспособления», позволяющие заночевать в пути, в том числе и на морозе. Помпа как правило мгновенно не умирает, а сначала зашумит, потечет... Так вот если этот момент пропустить или «забить» (типа тут ехать всего 500км), то можно уже через 100км иметь серьезную проблему с мотором. А так поменять помпу в поле даже на морозе, если автомобиль и водитель подготовлен — не проблема.

Ответить#
+1

Камера — от спуска воздуха из деформированного диска. Наверное у человека для таких целей. Самому приходилось в отпуске ставить в 90-х.

Ответить#
0

Ну если есть запаска, значит можно на ней доехать до шиномонтажки/магазина. Либо там диск прокатят, либо эту же камеру купить/диск. Не понимаю, зачем машину превращать в передвижную мастерскую? Ладно раньше дефицит был, катались на наварных покрышках и т.д, а сейчас весь ассортимент в магазине предложат — только деньги плати.

Ответить#
0

Только вот до магазина надо доехать, а это не всегда 10 км, порой и больше 200 км, например по М-18 (Р-21) Мурманск-Петрозаводск, от Лоухов до Медвежьегорска нет магазинов с колёсами.

Ответить#
+2

Чел Николас видать просто не в теме. Про глухие места.Может он внутри МКАД живёт?

Ответить#
+2

Я поступаю проще — 45тыс. км пробега — ремень и ролики в мусор не смотря на то, что они не отличаются от новых. 90тыс. — помпа в мусор, пофиг, что она не шумит, не люфтит и не сопливит. Износился диск сцепления — меняется весь комплект — два диска, подшипник, трос. Зашумел подшипник в коробке — замена всех подшипников в КПП, всех сальников, прокладок, дефектовка всех деталей в КПП — изношенные более чем на 50% — в мусор. Что касается симметричных деталей на машине, то замена только парой. Регулярное и ПОЛНОЕ техоблуживание по регламенту гарантирует, что до следующего ТО машина доедет своим ходом.

Ответить#
+1

Полностью согласен, но только в отношении ВАЗа,

Ответить#
0

Сделанное имеет смысл, ибо неизвестно как поведет себя новый ролик.

Ответить#
+1

Логика в это есть ,если заменить смазку то срок службы подшипника увеличится.Плюсую

Ответить#
0

после промывки я всегда продуваю сжатым воздухом и проверяю на износ,если все в пределах то закладываю смазку.Правда,ролики ГРМ я меняю сразу, не заморачиваюсь:)

Ответить#
0

Совет неоднозначный — если для приводного ремня навесного оборудования ЭТО еще прокатит — катастрофических последствий ОДНОЗНАЧНО НЕ будет, то для привода ГРМ я бы ПООСТЕРЕГСЯ!!! Причины — оценить в гаражных условиях состояние беговых дорожек подшипника трудно, объем работы по демонтажу зубчатого ремня и соответственно натяжного(обводного) роликов неоправданно ВЕЛИК, а цена ошибки многократно превышает копеечную экономию восстановления данного узла!!!

Ответить#
+10

Более того — мотористы единогласно отказываются ставить назад зубчатый ремень, если он проработал хотя бы день. Растяжка уже есть — и вероятность ошибки установки резко растёт.
Так что это продление жизни ролику обернётся почти с гарантией заменой ремня.. А при замене ремня — почему бы и не махнуть ролик? :-D

Ответить#
-1

Зубчатые ремни не тянутся. Ошибки возможны из-за квалификации механика. А новые ролики в большинстве случае «сухие».

Ответить#
+3

Емелькин Геннадий
\\\\\\ А новые ролики в большинстве случае «сухие».///////

Ну вот только ОГУЛЬНО НЭ НАДА — мне Вам — мэтру, рассказывать о принципах выбора достойных производителей этих узлов моветон, согласитесь!

Ответить#
0

Не понял наезда, а так спасибо за комментарии.

Ответить#
0

Может быть, я ведь не утверждаю, что так НУЖНО. Более того, скорее соглашусь с Вами, если соберусь когда-либо сам менять ремень ГРМ.

Но — описываю, что, скорее всего, ждёт обычного автовладельца в обычном автосервисе.

Ответить#
+1

В обычном сервисе пополнять ролик смазкой никто не будет.

Ответить#
0

в оффициальном тем более....люди не понимают о чем речь , сам много раз делал такую процедуру . пробовал как то давно растопить литол в консервной банке (залить в тросик ) фокус не удался....банка сгорела....но вот в ГРМ , лучше перебдеть ...ГУР отключаеться при обрыве ремня , но он же не клинит , на скорости он и так отключаеться и нужен для возврата руля в ноль при повороте

Ответить#
0

Мне приятно, что в обсуждении принимают участие не только теоретики, но и практики.

Ответить#
0

По части смысла от пополнения смазкой — я пас. Ни разу не было проблем с роликами, потому не могу оценить необходимость (допускаю, что она есть).

Ответить#
0

Не стоит так делать, тем более на ответственных подшипниках. Это если коротко. Зашумел подшипник — однозначно замена. Смазку можно менять только в тех подшипниках, в которых это предусмотрено конструкцией и есть технология такой замены. Например в подшипниках передних ступиц ВАЗ 2101–2107.
Теперь более подробно. Все подшипники разные. Даже если они внешне одинаковые, но с разной маркировкой, у них разные расчетные условия работы. Какие-то — высокоскоростные (подшипники генератора, электоинструмента с коллекторным двигателем), какие-то — высокотемпературные (ролики в механизмах ГРМ, подшипники в КПП), какие-то высоконагруженные (ступичные). Для разных подшипников — разная смазка и разное ее количество. Чем быстрее подшипник (более точный) — тем меньше и менее густой должна быть смазка. В высокоскоростные подшипники закладывается 25–30%, в нагруженные до 60%. Большое количество смазки приводит к ее перегреву и спеканию. Недостаток — к быстрому окислению смазки. Ну и какую смазку и в каком количестве по вашему мнению нужно заложить, например, в натяжной ролик вспомогательных агрегатов мотора 21126? Исходные данные: рабочий диапазон —40..+130С, скоростной диапазон до 13000об/мин, радиальная нагрузка по подшипник до 15кгс? Так как разрушение данного ролика чревато отключением гидроусилителя, то цена ошибки — чья то жизнь?

Ответить#
+4

Ваша позиция мне понятна, вопрос по подбору смазки обсуждать бессмысленно.

Ответить#
0

Просто оставлю это здесь ссылка — это небольшое пособие от NSK.

Ответить#
0

Я ознакомился с пособием. В нем говорится о периодической замене смазки раз в год. Без каких либо оговорок. Температура выше 100 градусов — раз в три месяца. Вы ярый противник этого. С диагнозом по Пункт 7.4.: по картинке можно поставить несколько диагнозов не связанных с избытком смазки.

Ответить#
0

См. таблицу 2.1 «Способы проверки работы подшипников». Если при диагностике выявлены признаки проблемы, то см. таблицу 2.2 «Причины неисправностей и профилактические мероприятия». Так вот пункт 2 в этой таблице «Ненормальное
повышение температуры », причина на первом месте — «Избыточное количество
смазочного материала», на втором месте — «Недостаточное количество или непригодность смазочного материала». К чему приводит перегрев смазки — всем известно — к потере смазочных свойств. Это к тому, что чего и сколько класть в подшипник — знает только разработчик подшипника или оборудования, где установлен подшипник. Если эта информация раскрыта разработчиком — подшипники обслуживать необходимо. И большие подшипники в подавляющем большинстве — обслуживаемые и имеют либо жидкостную смазку, либо дистанционную систему замены пластичной смазки через тавотницу. Маленькие подшипники, как правило, необслуживаемые. И неквалифицированное вмешательство в большинстве случаев значительно сократит их ресурс. Вам же не приходит в голову менять уплотнительные манжеты в гидроприводах тормозов и сцепления в качестве профилактических целей, и воздушные и масляные фильтры никто не чистит, не продувает и не вымачивает в растворителе, а меняет на новый. На водяных насосах тех же «жигулей» есть технология замены сальника, но это никто не делает, а меняет помпу в сборе. А все потому, что обеспечить приемлемое качество в кустарных условиях невозможно. Также и с подшипником. Малейшая деформация сальника, и подшипник теряет герметичность. Новый сальник в обычном магазине не купить, и для установки нужна спец. оправка для точной центровки подшипника и сальника.

Ответить#
0

Согласен с Геннадием. То что поют «мотористы» лишь развод на деньги. Ремень можно ставить сколько угодно раз, только лишь соблюдая его направление, и то в теории. Я ставил ремни повторно, которые и по 100к пробежали (регламент замены 150к). Ничего с ними не становится если они изначально качественный. Ну а восстановление роликов это конечно мертвому припарка. Они как правило не стоят астрономических сумм, да и хорошие ролики гудят то на пробегах далеко за 100 тысяч, поэтому есть смысл менять.

Ответить#
0

Я не советую восстанавливать ролики. Речь о пополнении смазки исправного ролика с небольшим пробегом.

Ответить#
0

Akopov Mikhail
Я сам был очевидцем подобного «экономического» подхода — в начале нулевых, местный гаец прикупил дизельную Ауди 100 — прекрасный двигатель, НО..... абсолютно темное, непрозрачное прошлое.... на обмывке покупке ВСЕ и я в том числе щедро раздавали бесплатные советы — поменять все эксплуатационные жидкости и проблемные узлы. Виновник сабантуя, внял советам избирательно — жидкости поменял, а на комплекте ремня ГРМ решил съэкономить, поставив ТОЛЬКО ремень, без замены комплекта роликов. Далее была поездка в отпуск. завершившаяся под Уфой — ролик заклинил и ремень ГРМ махом сгорел, .... а дальше ВСЁ как по писаному — клапаны дружно встретились с поршнями...... обратный путь был тяжек и долог — на галстуке 1500км ехать ОООчень тяжко, даже при наличии красивой фуражки и волшебного жезла!!!!!

Ответить#
0

Не вижу связи между моим советом и вашим примером. Оставлять ролики на автомобиле с сомнительным прошлым я не советовал.

Ответить#
0

Емелькин Геннадий
//////Не вижу связи между моим советом и вашим примером.\\\\\\

Да уж — с чем другим, а с даром предвидения —ЧЕМ могут обернуться ваши советы ВЫ НЕ ЗАМОРАЧИВАЕТЕСЬ..... а уж ЭКСПЕРТУ то, сам бог велел для НЕРАЗУМНЫХ СОЛОМКИ ПОСТЕЛИТЬ!!!!

Ответить#
0

Этим советом пользуюсь не только я, из того что мне известно проблем не было. Согласен, что любые нестандартные решения вызывают массу возмущений. А по глупости можно бед натворить, ремонтируя автомобиль в соответствии с руководством по ремонту. Что конкретно вы предлагаете?

Ответить#
0

Емелькин Геннадий
\\\\\\\\А по глупости можно бед натворить, ремонтируя автомобиль в соответствии с руководством по ремонту. Что конкретно вы предлагаете?//////////

Ну что Вы, Геннадий! как можно поучать ЧЕТВЕРТУЮ ВЛАСТЬ.... просто на МОЙ взгляд, авторам следует четко задавать границы дозволенного, при использовании их советов —инструкций... в данном конкретном случае ремарка об изношенности и неприемлимости данного вида работ для восстановления узлов ГРМ были бы ВЕСЬМА уместны!!!

Ответить#
0

теоретик ) Вы хотите сказать, что ремень ГРМ растянется настолько, вместо правильного зуба встанет следующий за ним, а это примерно 1 см? ха-ха ) А  есть еще моторы с «плавающими» шкивами, где установка распредвалов делается по  кондукторам и погрешность длины ремня не влияет.
Мотористы отказываются ставить снятый ремень назад по  другой причине: они не любят париться с натяжкой ремня и натягивают чуть сильнее, новый ремень имеет расчетный запас перенатяга и выдерживает, а вот второй раз натяжку нужно делать точно.

Ответить#
+1

Нет, я не это хочу сказать, а то, что сказал с самого начала: на сервисе чаще всего в такой работе без замены ремня отказывают.
>Мотористы отказываются ставить снятый ремень назад по  другой причине: они не любят париться с натяжкой ремня и натягивают чуть сильнее, новый ремень имеет расчетный запас перенатяга и выдерживает, а вот второй раз натяжку нужно делать точно
Да, возможно, это и есть истинная причина — но они же её не называют, а называют ту, что я написал. Потому как вдавался не в технические параметры, а в процедурные, так сказать :-)

Ответить#
0

оценить состояние дорожек можно только разрезав подшипник болгаркой

Ответить#
0