Ты жива еще, моя старушка?..

ТЫ ЖИВА ЕЩЕ, МОЯ СТАРУШКА?..

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Глазами владельца

ТЫ ЖИВА ЕЩЕ, МОЯ СТАРУШКА?..

Большой пробег... При этих словах большинству

из нас, автомобилистов, представляется ржавая «копейка» или «убитая» «Волга„-такси...

Евгений КАЛУГИН

И все же я рискнул — осенью 1995 года приобрел РАФ-2203. Год выпуска 1987, пробег, по словам «второго» владельца, около 850 тыс. км. Состояние в целом хорошее, однако кузов был перекрашен и на нем проглядывали «знаки отличия» таксомоторного парка.

Минуло 5 лет. Одометр насчитал еще 320 тыс. км. Ежедневная эксплуатация в Москве и области с постоянной перевозкой грузов стала хорошим испытанием для машины. Позволю поделиться накопленным опытом. Ведь еще тысячи РАФов колесят по стране, а десятки тысяч автолюбителей размышляют, нужен ли им большой семейный автомобиль.

ДВИГАТЕЛЬ. Конечно, «четыреста второй» — не шедевр, но не так плох, как о нем некоторые думают. На протяжении двухсот тысяч километров потихоньку «ел» масло. Раз в 80 тыс. км требовал замены поршневых колец, вкладышей, сальников — все традиционно. Один раз я заменил поршни и водяной насос. До пробега 227 тыс. км терпел. Но когда давление масла упало почти до нуля, срезались зубья шестерни привода распределительного вала, а расход масла вырос до 0,8–1 л на 1000 км, решил двигатель разобрать.

Коленчатый вал прошлифовал и тщательно отбалансировал в сборе с маховиком и сцеплением. С новой головки блока удалил 0,4 мм металла, немного увеличив степень сжатия. Очистил от облоя и заусенцев впускные каналы и слегка подполировал «впуск». Установил карбюратор «Солекс», воздушный фильтр от VAZ 2108, бесконтактную систему зажигания с датчиком Холла, новый генератор. Система смазки получила новый фильтр — быстросъемный, как на «Жигулях». В системе охлаждения заменил штатный радиатор и крыльчатку вентилятора на радиатор от GAZ 3110 и электровентилятор от VAZ 2103. Клапан термостата отрегулировал на начало открытия при 82°С. Удалил «родную» систему выпуска отработавших газов, оставив от нее только приемную трубу. Теперь здесь прописался глушитель от VAZ 2108.

ТРАНСМИССИЯ не доставляла особых хлопот в течение эксплуатации. Заменил удлинитель КП в сборе со вторичным валом, карданный вал и на 203 тысячах «моих» километров — задний мост в сборе. Старый неплохо справлялся со своими обязанностями, но в нем дважды меняли подшипники и шум редуктора к моменту замены стал невыносим. Диски сцепления у меня служат по 100 тыс. км.

ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА. Ничего нового в ней не появилось, кроме газовых амортизаторов фирмы «Плаза» из Санкт-Петербурга да пары новых пружин. Требует переборки в среднем раз за 80 тыс. км. И «шприцуйте, шприцуйте»... Пока детали совсем новые, применял для этого ТАД-17. Проехав 5–7 тыс. км, перешел на ТАП-15. Как часто шприцевать? В сухую погоду — раз в месяц, в сырую — раз в неделю. Подшипники ступиц передних колес при правильной эксплуатации служат до 180 тыс. км.

ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА. Древняя конструкция проста и надежна. Один раз заменил рессоры: почти перетерся коренной лист в месте контакта с противоскрипной шайбой. Резиновые втулки работают по 40–50 тыс. км. Амортизаторов Скопинского завода (СААЗ) хватает на 90–100 тыс. км.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА несовершенна. Гидровакуумные усилители, расположенные за левым передним колесом и омываемые потоками воды и грязи, трудятся в тяжелых условиях и требуют постоянного внимания. Любые изменения в конструкции идут вразрез с требованиями ПДД, поэтому владельцам РАФов остается только посочувствовать. Одно радует: тормозных колодок хватает на 80 тыс. км.

КУЗОВ. В РАФе это нечто «живое», скрипучее, но любимое. Вместить он может все или почти все. Диван, два кресла, столик, телевизор, пылесос, несколько книжных полок, большой газовый баллон и плитку. Останется место и для четырех пассажиров. Вот оно — главное достоинство микроавтобуса. За пять лет ни разу не воспользовался услугами грузовиков, хотя построил дачу и пережил две смены квартиры. Конечно, старый кузов иногда требует сварочных работ, покраски и немного «Мовиля». Лишь раз он меня подвел — 8 Марта этого года. Когда очаровательная леди покидала салон, отвалилась пассажирская дверь... Старая ось дверной петли перетерлась и лопнула, вторая петля с повышенной нагрузкой не справилась. Происшествие пережили со смехом.

Несколько слов о тепле. Сконструировал и изготовил отопитель салона — штатный со своими обязанностями не справлялся. Изменил схему подключения отопителя, установил дополнительный электронасос охлаждающей жидкости, а также перегородку, отделяющую моторный отсек от радиатора и потока встречного воздуха. Теперь при —20°С в салоне +20...23°С, стекла сухие и чистые.

Со времени «капиталки» РАФ пробежал 93 тыс. км (общий пробег подходит к 1 млн. 200 тыс.). Расход топлива в Москве — 12 л/100 км, за городом — в пределах «десятки». Предпочитаю бензин АИ-95. Для моего мотора (с повышенной степенью сжатия) — в самый раз.

О покупке не жалею. Считаю, что автомобиля должно быть много, неважно, РАФ это или «Соболь». РАФ мне нравится больше — за меньший расход топлива и лучшую маневренность. Теперь, после реставрации, машина стала теплой и по-домашнему уютной. И, несмотря на почтенный возраст, трудиться ей еще долгие годы.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии