Игры разума: автомобили-ретрансляторы сотового сигнала и краш-тесты по-новому

Автомобильная отрасль рождает порой такие изобретения, что диву даешься. У некоторых ноу-хау не то что будущего нет - в их работоспособность вообще верится с трудом. Обмозговать очередные идеи взялся Михаил Колодочкин.

Дача на колесах? Легко!

Есть такие «домоседы», что даже путешествуя не хотят выбираться из привычной обстановки. Для них придуманы как прицепные караваны, так и трейлеры с мотором. Казалось бы, ну что тут можно придумать нового? А вот посмотрите! Даже странно, что идея родилась не в России, а в Штатах.

С другой стороны, именно тамошний люд одержим экологией, а что может быть экологичнее деревянного домика? Это вписывается в новомодный тренд Tiny Houses – маленький домик, как у Тыквы (сказку про Чиполлино помните?). Плодотворную задумку подхватил и немецкий столяр Кристиан Бок из Бад-Вильдунгена, одну из дач которого вы и видите на фото. Впрочем, главная проблема новоиспеченного папы Карло была вовсе не построить подобный домик, а получить для него официальный допуск на дороги и автобаны Германии (в США с этим все намного проще, если нет вредных выбросов). Решение оказалось гениальным в своей простоте: если привинтить постройку к колесному шасси намертво, это будет специализированный прицеп, и фиг кто даст ему добро. А вот ежели просто погрузить его на стандартный прицеп, не превысив допустимую массу, то считается, что вы просто перевозите некий груз. Уложились в габариты, прочно привязали ремнями – счастливого путешествия!

В домике герра Бока не так уж и тесно: внутренние размеры 2,1х3,9 м плюс эркер. Внутри дровяная (разумеется!) печка, кухонька, спальня - в общем, все как у людей. Планировка – индивидуальная по вкусу заказчика, цены начинаются от 35 000 евро, общая масса — не более 2,5 т (дерево — легкий материал…).

Полезнее, чем курево!

Мы иногда завидуем тем, кто может позволить себе приобрести новейшую и крутейшую тачку с моднейшими наворотами вроде системы e-call. Для тех, кто не в курсе: эта штука сама вызывает службу спасения в случае серьезного ДТП, сообщая координаты происшествия, даже если водитель и пассажиры не в состоянии… Ну, в общем, в бессознательном состоянии. Хотите такую игрушку, но нет возможности (или желания) менять автомобиль на новый? Ну ладно – а хотя бы гнездо прикуривателя у вас есть? Тогда бросайте курить, вставляйте в него придуманный компанией Bosch разъем Retrofit-eCall-Stecker и соединяйте его со смартфоном через Bluetooth. В штекере спрятан акселерометр, наподобие того, что управляет подушками безопасности. Если он зафиксирует опасное для седоков замедление, то и передаст соответствующее сообщение, куда следует. Главное, чтобы там правильно все поняли и отреагировали на эсэмэску. К сожалению, с этим у нас пока не слишком оптимистично…

Фрау Никанорова на проводе

Вызовами по мобильнику в большом городе давно никого не удивишь. Однако же то, что «фрау Никанорова» не смогла вам дозвониться из-за плотной высотной застройки, хоть и нечасто, но случается. На первом этаже редакции ЗР, например, это сплошь и рядом: смотришь на дисплей телефона, а «палочек» с уровнем сигнала-то и нет! В то же время рядом во дворе, да и в переулке постоянно торчат чьи-то автомобили, причем совершенно без дела. То есть у хозяев-то дела есть, конечно, а вот машины ничем не заняты!

Это и подвигло электронщиков BMW придумать концепцию Vehicular Crowd Cell – так называемые автономные фемтостанции сотовой сети. Не будем вдаваться в скучные детали, а скажем просто: они превратили автомобиль примерно в такую же станцию, как стоят по всему городу на крышах высоток. Как только вы запарковались и заперли машину, включается бортовая электроника, которая начинает ретранслировать сигналы сотовой связи. Ей легче их поймать, чем вашему крошечному телефону – в авто можно спрятать куда более эффективную антенну, да еще и с усилителем: слава богу, аккумулятор там не на 1500 мА∙ч.

Одна беда: когда после долгого трудового дня вы захотите поехать домой, да еще и в сильно морозный денек, останутся ли у работавшей в поте сигнала машине силы, чтобы завестись? Ладно, успокоим: BMW собирается превратить в такие АТС только прокатные электромобили. Они – не ваша собственность, да и батарейка там побольше.

Лучше пять звезд

Пока что сертификационные крэш-тесты предусматривают наезд автомобиля на стандартизированный деформируемый барьер с определенной скоростью и определенным перекрытием. По их результатам специалисты смотрят, что случилось с авто и манекенами в нем, после чего и присуждают звезды. Производители, конечно, все эти стандарты знают, под них и затачивают автомобили. Так что, меньше пяти звезд получают нынче лишь самые ленивые. При этом никто не доказал, что при реальном столкновении деформация и последствия будут именно такими.

Вот крупнейший немецкий автоклуб ADAC и озаботился проблемой, предложив резко поменять устоявшийся порядок присуждения звезд. А именно – заменить этот барьер и скорость наезда на него в 64 км/ч другим барьером, установленным на несущейся навстречу тележке, притом что и она, и испытуемый автомобиль едут в последний путь со скоростью 50 км/ч каждый! Эта тележка должна имитировать легковушку среднего класса массой 1,4 т. Перекрытие предложено в 50%. А самое интересное, что о безопасности седоков будут судить по отпечатку, оставшемуся на барьере из пластичного алюминия с вафельной структурой. Причем речь пойдет уже о седоках встречного авто (ну, который – тележка)! А что? Ровно так оценивают безопасность для пешеходов, почему бы не озаботиться и теми, в кого вы врежетесь? Говорят, с 2018 года идею реализуют. Вот звездочки-то и осыпятся…

Холодный выхлоп

Что за чушь? Ведь до 30% энергии сгорающего топлива в буквальном смысле вылетает в трубу вместе с раскаленными газами! Все так, но кто мешает поставить заслон расточительству? Такую штуку под названием Exhaust Heat Recovery System (EHRS) придумала компания Faurecia для автомобиля Hyundai Ioniq Hybrid, после чего получила вполне весомые 3% экономии топлива.

В выпускной тракт врезается такой вот компактный теплообменник, в котором охлаждающая мотор жидкость забирает тепло у газов. Поначалу кажется, что это чушь полная: ведь с другого конца автомобиля стоит радиатор, который ту же самую жидкость, наоборот, охлаждает! Но не все так однозначно: новая система, во-первых, позволяет быстрее прогреть двигатель, а во-вторых, добавить эффективности отопителю салона. Причем абсолютно задаром. И не случайно премьера состоялась именно на гибриде: как раз в нем-то и ощущается не избыток, а дефицит тепла, порой приходится даже… электрообогреватели ставить! А тут – целых 3 кВт из выхлопной трубы – поди плохо! Кстати, расчеты показывают, что если еще немного поколдовать над теплообменником, можно будет сэкономить не 3, а 7% топлива. Но это пока только на бумаге, которая, как известно, и не такое стерпит.

Фото: компании-производители

Подпишитесь на «За рулем» в