Оптимум для народа?

ОПТИМУМ ДЛЯ НАРОДА?

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Авто из магазина

ОПТИМУМ ДЛЯ НАРОДА?

Пятнадцать конвейерных лет за спиной у машин этого семейства. Ныне «самары» покупают степенный дачник и разворотливый коммерсант, мастер-жестянщик и армейский офицер... В эту компанию затесались и мы.

Максим САЧКОВ

ПОКУПАЕМ

Знакомьтесь: наша избранница — впрысковая «Самара» VAZ 21093, дата рождения — конец 1999 года; VIN XTA 21093ОY2661667; кузов № 2661667; двигатель VAZ 2111 № 2778123. За машину отдали 3930 условных единиц, получив в приданое следующие опции: обшивку багажника и «улучшенную резину» — белоцерковскую ВС-11.

Бирюзовой масти кузов («металлик» имени черноморского дельфина афалина) не выделяется огрехами сборки и окраски в ряду своих соотечественников-россиян. Несколько портят картину большие зазоры да выпирающие по левому борту двери. Задняя с противоположной стороны тоже оказалась не без греха — чтобы попасть внутрь, пришлось приложить к ручке недюжинное усилие.

Автомобиль укомплектован, «дворники» установлены, бензина хватит до ближайшей заправки — можно трогаться! Минуточку, только зеркала подстроим. Ага, пластмассовый уголок повис на регулировочной ручке — похоже, навсегда. Правый последовал примеру соседа. Опускающееся стекло попыталось утянуть уплотнитель в недра двери... И уголки, и «резинки», и заедающие курки дверных ручек, как и прочие болезненные мелочи, свежекупленная «девятка» унаследовала от предков и наверняка передаст потомкам.

На первой же кочке еле слышно щелкнул плохо подогнанный замок, и пятая дверь под действием мощных газовых упоров гостеприимно взмыла вверх. Пришлось регулировать ответную часть запора прямо на дороге. Хлоп... эту неприятность пережили. На спидометре — 80 км/ч. В сольную партию мотора вмешивается заунывный свист ветра в щелях между уплотнителями и стеклами дверей. Придется привыкать.

Мигающий впереди зеленый сигнал светофора намекает, что пора сбросить газ... и правая конечность по пути к педали тормоза цепляется за центральную консоль. Можно научиться переносить ногу в обход выступа, можно подпилить пластик (ЗР, 1999, № 6)... нельзя, похоже, ожидать лишь самого логичного — устранения заводом давно известного и опасного дефекта. Очевидно, «капкан» искоренят только вместе с высокой панелью.

Относительная новинка — бортовая система контроля. Если сигнализаторы недостатка масла, охлаждающей и омывающей жидкостей еще пытаются правильно информировать водителя, то лампа предельного износа тормозных колодок безбожно врет. Этот маячок исправно загорается при езде по лужам, в тумане, за поливальной машиной. Когда же действительно выходит срок тормозным накладкам, контакты, как правило, успевают отгнить, а сигнализатор предательски молчит.

Первый опыт езды задним ходом сопровождается тревожным звуком клаксона... За спиной никого? Возмутителем спокойствия оказался «десятый» руль, который буквально подставил «бибикалку» под руку. К тому же и баранка стоит как-то неровно — хорошо бы проверить углы установки колес...

ПРОВЕРЯЕМ

Значения развала, схождения, «кастора» в пределах допусков — спасибо, обрадовали. Но колеса все-таки придется балансировать — на 90 км/ч руль буквально выпрыгивает из рук.

А что скажут экологи? Прибор подключен, стрелка отклоняется все дальше и дальше. Лихо: СО — 7%! Вращая винт СО-потенциометра, выставляем полтора процента, проверяем углеводороды — двести. Теперь, как минимум, год о регулировках можно не вспоминать... ежели узлы системы управления двигателем будут служить исправно.

На динамометрической дороге полигона машина, к тому времени прошедшая положенную обкатку, показала отличные результаты. Энергично разогналась до «сотни» — всего на полсекунды хуже заявленного заводом времени, в максимальной скорости недобрала лишь 2 км/ч — прекрасный результат для товарного автомобиля.

Поведением на дороге наша «девятка» ничем не выделяется из общей массы «самар» — вполне надежное управление при, возможно, резковатых реакциях; впрочем, к последнему быстро привыкаешь.

Двигатель VAZ 2111 по сравнению с карбюраторным «восемьдесят третьим» уверенней тянет внизу и в целом опережает в прыти. Рывками и подергиваниями автомобиль не страдает — ни с холодным, ни с прогретым «сердцем». Портят мотор низкое качество элементов систем впрыска и зажигания. Увы, и наш автомобиль не избежал типичной поломки — вышел из строя модуль зажигания (вовремя заметили — двигатель иногда принимался «троить»). Управляющая программа контроллера М1.5.4 не лишена недостатков. Один из основных — позднее включение вентилятора, когда охлаждающая жидкость почти кипит.

Впрысковая «девятка» заметно экономичней карбюраторной в условиях плотного московского движения. Расход бензина в среднем не превышает 8 л/100 км.

ЧТО КУПИЛИ?

Увы, «девятка» дала не один повод сказать: «Пустячок, а неприятно!». Радует одно — родовые болячки «самар», которые завод не может или не хочет лечить, не слишком уж страшные. Неприятнее детские болезни впрыскового двигателя — к счастью, их пересчитаете буквально по пальцам.

И все же «Самара» по сравнению с другими отечественными машинами — одна из наиболее дешевых и наименее прихотливых в эксплуатации, по крайней мере, в начальный ее период. Подтверждением этому служат материалы, ранее опубликованные в рубрике «Авто из магазина»: в негласном соревновании VAZ 21093 оказался впереди.

Оценивать «девяткино» достижение можно по-разному. Например: лучшая из худших... лидер поневоле... первая среди равных... пример разумного выбора. Выберите вариант себе по вкусу.

1. Модуль зажигания вышел из строя через несколько тысяч километров. Прокладка коллектора прогорела из-за недотянутых гаек. Топливные шланги и электропровода трутся о соседние детали и узлы.

2. Низкое качество окраски дверных ручек.

3. Не закреплены внутренние облицовки боковых зеркал.

4. Загибаются уплотнители опускных стекол.

5. Большие зазоры между кузовными деталями.

6. Дребезжат панель приборов и обивки дверей.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ

VAZ 21093i 

Общие данные: число мест — 5; снаряженная масса — 945 кг; полная масса — 1370 кг; максимальная скорость — 157 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч — 14 с; расход топлива при 90, 120 км/ч и в ГЦ — 5,7; 7,7; 8,0 л/100 км; запас топлива — 43 л; топливо — бензин АИ-91-95. Размеры, мм: длина — 4006; ширина — 1650; высота — 1402; база — 2460; колея спереди/сзади — 1400/1370; дорожный просвет — 160; объем багажника — 330 л; радиус поворота — 5,2 м. Двигатель: VAZ 2111 четырехцилиндровый, рядный, бензиновый, с впрыском топлива; рабочий объем — 1500 смз; диаметр цилиндра и ход поршня — 82х71 мм; степень сжатия — 9,9; мощность — 51,5 кВт/70 л.с. при 4800 об/мин; максимальный крутящий момент — 118 Н.м при 2800 об/мин. Трансмиссия: привод на передние колеса; коробка передач — механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I — 3,636; II — 1,95; III — 1,357; IV — 0,941; V — 0,784; з.х. — 3,53; главная передача — 3,9. Подвеска: передняя — независимая, типа «Мак-Ферсон», со стабилизатором поперечной устойчивости, задняя — на продольных рычагах, связанных поперечной балкой. Тормоза: с усилителем, передние — дисковые, задние — барабанные. Рулевое управление: реечное. Размер шин: 165/70 R13.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»

Динамические качества

(Нагрузка частичная — 2 чел. + 25 кг)

Разгон, с:

0–100 км/ч 14,5 

Максимальная скорость, км/ч 155 

Эластичность, с:

60–100 км/ч (IV) 14,2 

80–120 км/ч (V) 22,2 

Выбег, м:

120–60 км/ч 1681 

Тормоза

С 80 км/ч:

тормозной путь, м 31,4 

Со 100 км/ч::

тормозной путь, м 50,3 

Фото Игоря ТВЕРДУНОВА

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые