Подмоченный

ПОДМОЧЕННЫЙ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Расследование

ПОДМОЧЕННЫЙ

Модуль зажигания! Вы обвиняетесь в нарушении нормальной работы двигателя и приговариваетесь к демонтажу и последующей утилизации.

Максим САЧКОВ

Постукивая вместо судейского молотка гаечным ключом, такой приговор выносят многие владельцы впрысковых «самар» и «десяток» и отправляются за дорогим импортным аналогом.

Признаки неисправности модуля зажигания разнообразны: от перебоев на отдельных режимах до остановки двигателя. Лампочка Check engine при этом не загорается. Сами неоднократно побывав в подобной ситуации, мы решили пойти чуть дальше банального устранения неисправности. Поставили целью выяснить: почему отказы модулей зажигания приобрели массовый характер? Из пяти впрысковых машин, за которыми следит ЗР, четыре уже сменили этот узел! За помощью обратились к производителю — Московскому заводу автотракторной электроаппаратуры (МЗАТЭ-2, ранее АТЭ-2).

Биография модулей такова. В 1996 году на вазовском конвейере появились переднеприводные модели, оснащенные электронной системой управления двигателем (впрыском) с отечественными комплектующими. Многие компоненты, в том числе и модули зажигания, собирались делать тогда на одном из конверсионных предприятий в Саратове. Количество впрысковых машин росло, и ВАЗу понадобился поставщик с большими производственными мощностями. Выбор пал на московский завод АТЭ-2.

Сертификационные испытания остались позади, и партии московских модулей пошли в Тольятти. Однако первый блин, как это часто бывает, вышел комом. В эксплуатации узлы показали себя совсем не с лучшей стороны: многие пионеры не служили и 10 тысяч километров. Производители стали искать причину: начинка, вроде бы, импортная, «одежка» тоже из-за границы, технология сборки не нарушена...

А причина лежала на поверхности, в прямом и переносном смысле. Виной был силиконовый компаунд, которым заливали собранные катушки зажигания и электронные блоки. Дело в том, что условия работы модуля зажигания довольно жесткие — узел должен исправно функционировать в диапазоне температур от —40 до +180о С. Компаунд же имел плохую адгезию (прилипание) с корпусом модуля и оказался недостаточно пластичным. Нагреваясь, силикон отслаивался от пластмассы — в образовавшиеся трещины попадала влага и узел выходил из строя.

«Формулу здоровья» вывели примерно в начале прошлого года — вместо силиконового компаунда применили полиуретановый. Первые благополучные узлы появились на свет в марте-апреле 1999 года. Старших же братьев, рожденных до указанного срока, следует опасаться.

Иногда причиной отказов служит другой компаунд — эпоксидный, который обволакивает обмотки катушек зажигания. Пропитка составом идет в глубоком вакууме, и порой из-за несоблюдения технологии жизнь этого компонента, а соответственно и модуля, сокращается в несколько раз. Справедливости ради отметим, что узлы с подобными врожденными пороками встречаются нечасто.

Пролистав «дело модуля», мы наткнулись на интересный факт. Узел АТЭ-2 разрабатывался под контроллеры «Бош» и «Январь-5», а системам управления «Джи-Эм» и «Январь-4» отечественный модуль не годится — владельцам таких автомобилей следует искать его американского брата-близнеца (обратная замена возможна).

Количество отказов нынешних российских модулей зажигания, по сравнению с первыми образцами, заметно сократилось. Это подтверждает заводская статистика: среди узлов, выпущенных в 1999-м, бракованных наполовину меньше по сравнению с предыдущим годом; данные 2000 года еще более оптимистичны — число отказов сократилось на 80%... Хочется верить, что в скором будущем отечественный узел станет похож на американский аналог не только внешне.

Старый модуль зажигания с белым силиконовым компаундом (слева), рядом — нынешний узел с полиуретановым наполнителем.

По этому знаку на корпусе определяют дату выпуска модуля. Цифра в середине обозначает год (1999), точки в секторах — месяц (сентябрь).

Отслоение компаунда — характерный дефект модулей зажигания, выпущенных до начала 1999 года.

После полимеризации собранные катушки зажигания (а, стрелкой указан эпоксидный компаунд) устанавливают в корпус, который наполовину заполняют полиуретановым компаундом (б). Затем монтируют электронный блок (в) и заливают полиуретаном доверху.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые