"мобил": для тех, кто движется

«МОБИЛ»: ДЛЯ ТЕХ, КТО ДВИЖЕТСЯ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Как по маслу

«МОБИЛ»: ДЛЯ ТЕХ, КТО ДВИЖЕТСЯ

Сегодня, как и сто лет назад, нефтяная империя Рокфеллера поставляет в Россию свои фирменные масла «Мобил».

Хорошо известные в нашей стране автомобильные масла «Мобил» производит одноименная гигантская корпорация, возникшая еще в середине XIX века. Создателем ее был тот самый Джон Рокфеллер, о котором многие из нас впервые услышали на школьных уроках истории в сочетании с эпитетом «акула капитализма».

До 1966 года фирма называлась «Стандарт Ойл Компани оф Нью-Йорк» (SOCONY). Ныне ей принадлежат тысячи нефтяных скважин и платформ по всему миру, нефтеперегонные и химические заводы в более чем 100 странах, энергетические комплексы, огромный морской флот, не говоря уже о десятках тысячах бензоколонок на всех континентах. «Мобил Корпорейшн» делает топливо, масла и смазки, оборудование электростанций, пластмассы, стройматериалы и многое другое. Сейчас идет процесс ее слияния с другим детищем Рокфеллера, еще более крупной компанией «Экссон», и после развода, длившегося 90 лет, богатейшая в мире промышленная империя с оборотом около $150 млрд. будет возрождена.

Бензина у нас хватает и своего, а вот масло, особенно синтетическое, пока приходится завозить, тем более что к импортному, от маститого производителя, доверия больше. Не раз корреспонденты журнала бывали на зарубежных заводах, убеждаясь в высокой культуре производства и жестком контроле качества выпускаемых масел. Но большинство предприятий лишь смешивают готовые компоненты и расфасовывают масло по банкам — так легче приблизить товар к рынкам сбыта, сократив таможенные и транспортные расходы. К тому же организовать производство можно чуть ли не в курортной местности — по площади и экологической чистоте оно сравнимо с фирменной станцией заправки и сервиса.

У «Мобил» смесительных предприятий только в Европе два десятка, ближайшее — в Финляндии, обычно оттуда к нам и поступают масла. Все же куда интереснее побывать там, где фирма делает основу масел. Один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов «Мобила» — около городка Гравеншон на севере Франции.

...Шоссе огибает скалистые отроги и в просторах живописной поймы Сены появляется индустриальный пейзаж: в небо взметнулись опутанные трубопроводами ректификационные колонны, стройными рядами уходят к горизонту цилиндрические нефтехранилища.

«Черное золото» приходит танкерами из Персидского залива в терминал на Ла-Манше и затем по трубам течет сюда, в Гравеншон. Нефть фильтруют, нагревают до 350°С и разгоняют на фракции — это простейший вид переработки. Он представлен здесь на рисунках.

Полученные дистилляты нуждаются в очистке, поскольку представляют собой смеси углеводородов, как полезных, так и ухудшающих свойства масел. К первым относятся парафины и нафтены. Содержание прочих в базовых маслах нефтехимики стремятся сократить во чтобы то ни стало. Ведь, например, ароматические углеводороды (арены) способствуют быстрому окислению и старению масла в моторе, а нередко еще и токсичны. Убрать их из масла помогает фурфурол — селективный растворитель растительного происхождения, циркулирующий в экстракционной установке по замкнутому кругу.

Следующий этап очистки, обязательный на заводах «Мобил», — депарафинизация, то есть удаление из масла тяжелых парафинов, застывающих даже при легком морозе. Масла разбавляют растворителем, смесь сильно охлаждают и гоняют по инерционным фильтрам и центрифугам, где твердый парафин отделяют и затем формуют в брикеты. А на выходе получается конечный продукт — базовое минеральное масло определенной вязкости. Его из Гравеншона развозят по всей Европе, причем не только на собственные смесительные заводы — многие «масляные» фирмы, не имеющие своих предприятий нефтепереработки, покупают базовые компоненты у таких гигантов, как «Мобил».

Более дорогая и результативная технология, применяемая «Мобилом» для получения высококачественных масел, — каталитический гидрокрекинг. Вакуумный дистиллят после обычной обработки фурфуролом поступает в реактор, где крупные молекулы углеводородов распадаются на мелкие с образованием полезных изопарафинов. Процесс идет в присутствии водорода под давлением до 200 атм и температуре до 450°С. Одновременно водород насыщает бензольные кольца, превращая арены в стойкие к окислению нафтены, а также выводит вредные серу и азот. В результате получается готовое, не требующее депарафинизации базовое масло. Единственный недостаток гидрокрекинга — падение вязкости исходного дистиллята. Чтобы не вводить в масло большие дозы загустителей, ухудшающих его моторные качества, эти основы применяют для не слишком густых сортов. Кстати, «Мобил» честно называет такие масла минеральными, подчеркивая, что гидрокрекинг, какие бы глубокие химические преобразования углеводородов он ни вызывал, синтезом не является.

А настоящую «синтетику» делают здесь же. Гордость Гравеншона — крупнейший в Европе завод полиальфаолефинов (ПАО), покрывающий 70% потребностей здешнего рынка. Для собственных масел «Мобил» оставляет менее половины общего выпуска ПАО — большую часть с удовольствием раскупают его конкуренты.

ПАО — наиболее распространенная основа синтетических масел. Исходное сырье для их производства — доступный и дешевый газ этилен. Это простейший представитель олефинов, получаемый в огромных количествах при коксовании каменного угля и пиролизе нефти. На предприятиях химического синтеза молекулы этилена сцепляют друг с другом: если в образовавшейся цепочке тысячи звеньев, получается пластмасса — полиэтилен, а если всего десять — полуфабрикат для производства ПАО, децен-1. На гравеншонском заводе его полимеризуют с помощью водорода, при этом двойные связи между атомами углерода расцепляются, перебрасывая мостики к соседним молекулам — образуются тримеры, тетрамеры и т. д. (см. рис.).

Есть здесь и огромное смесительное производство — для местного рынка, причем самое дорогое синтетическое масло, «Мобил 1» класса 0W40, делают только в Гравеншоне, отсюда оно поступает и в Россию. И, разумеется, контроль качества всех продуктов, как полуфабрикатов, так и готовых масел, у «Мобил» на высоте — этим занимается лабораторно-исследовательский центр. Ну, а главные «мозги» корпорации, создающие новые компоненты масел, разместились в Полсборо (США) — поближе к дядюшке Роки...

Некоторые популярные в России

сорта моторных масел «Мобил»

SUPER M класса 15W40 — недорогая минералка селективной очистки. Цена — около 100 руб. за 1 л.

SUPER S класса 10W40 — улучшенное минеральное, в основе которого до 15% продуктов гидрокрекинга. Цена — около 150 руб. за 1 л.

SYNT S класса 5W40 — полусинтетическое с содержанием ПАО до 45%, остальное — продукты гидрокрекинга. Цена — около 200 руб. за 1 л.

MOBIL 1 классoв 5W40 и 0W40 — полностью синтетические масла на базе ПАО с добавкой сложных эфиров. Цены: 5W50 — 250–280 руб. за 1 л, 0W40 — 300–400 руб. за 1 л.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые