Прыг-скок

ПРЫГ-СКОК

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

«Чайнику» на заметку

ПРЫГ-СКОК

Иногда странное поведение автомобиля способно озадачить неопытного автолюбителя.

Виктор СЛЕСАРЕВ

Даже простые автомобили, изученные, казалось бы, вдоль и поперек, нет-нет да подкинут новичку-"счастливчику" очередную загадку! Правда, на поверку всегда оказывается, что эффект давно известен, описан — чуть ли не запатентован. Но книжки читать нам недосуг — учимся на собственных "проколах", утомляя друзей разговорами о мистических случаях...

...Вы интенсивно гоняете «жигуленка„-кормильца с раннего утра до полуночи. Заниматься машиной некогда — и работает она на износ... Кажется, недавно установил новый топливный фильтр, но если напрячь память, получается, что он уже наработал тысяч пятнадцать километров! А бензин попадался всякий — возможно, и „левый“, сомнительного происхождения и качества.

Так примерно (с примесью самокритики!) рассуждает опытный извозчик, когда машина, вместо того чтобы мягко катиться по дороге, вдруг начинает скакать. Подхватила... заглохла... вновь подхватила... — аж в глазах пассажиров зелено, а на устах — недовольство: «Ты че, шеф, дрова везешь?!»

«Шефу» стыдно. Искать неисправность сейчас некогда — и он аккуратно прибирает газ, чтобы ехать чуть потише, зато без прыжков. Машина действительно успокоилась, но какая-то она вялая. Бывалый понимает: мотор действительно не может «выдать» положенную мощность. И с нетерпением ждет конца поездки: «Довезу людей, а там разберусь!»

Дело, скорее всего, в «подаче». В карбюратор поступает мало бензина (никак не стареет эта тема!). Вспомним все же, как устроена поплавковая камера карбюратора и в чем ее роль (рис. 1).

Вспомним школу: в бассейн (поплавковую камеру) по одной трубе (1) втекает, а по другой (через жиклеры 3) вытекает вода (бензин).

Что случится, если нальется больше, чем вытечет? Правильно: уровень горючего станет расти, карбюратор, как говорят, «перельет», смесь переобогатится, мощность упадет, а там и мотор остановится. Следить за балансом призван поплавок с игольчатым клапаном 5, если, конечно, последний исправен: сколько бензина уйдет сквозь жиклеры в двигатель, столько же впустит клапан.

Но бывает, что бензин из поплавковой камеры высасывает обжора-двигатель, а поступление через клапан настолько мало, что уровень в ней падает! Если продолжать ехать в прежнем режиме (рис. 2), то наступает момент, когда топливные жиклеры попросту оголятся. В двигателе, глотнувшем вместо бензина воздух, сгорание прекращается: машина, затормозившись, клюет носом (рис. 3, а), а качнется обратно (рис. 3, б) — в жиклеры вновь попадет бензин и мотор резко подхватит... чтобы вновь заглохнуть. Все это время бензин кое-как сочится в поплавковую камеру — и скакать машина может долго. Как правило, эти «упражнения» прекращает сам водитель, понимая, что прыжки технике не на пользу: так недолго и трансмиссию поломать.

Из-за особенностей расположения поплавковой камеры наиболее склонны скакать «Жигули» с карбюраторами типа «Вебер», «Озон». Но и другие машины от этой беды не застрахованы, ведь ее источник — понижение уровня топлива до критического значения, когда любой случайный толчок позволяет даже низко расположенному жиклеру глотнуть воздуха. Кроме того, если вы когда-либо пускали мотор при снятой крышке карбюратора «Озон», то наверняка видели, как из-за вибраций от работающего двигателя по поверхности бензина разбегается рябь. Это «волнение» при низком уровне бензина опять-таки способствует прыжкам.

Итак, наш «шеф» забыл вовремя заменить топливный фильтр новым. А у старого по мере загрязнения увеличивалось сопротивление. Производительность исправного бензонасоса легко перекрывает потребности карбюратора даже при максимальной мощности двигателя, но... есть и другой фактор, не менее важный для «подачи». Это — давление, которое может создать на выходе исправный бензонасос. Оно около 0,3 кгс/см2. Пока насос способен одолеть сопротивление фильтра, топливо в карбюратор будет поступать, — но тем слабее, чем больше загрязнен фильтр. Считайте, что мотор обзавелся своеобразным ограничителем мощности. Например, позволяет ехать равномерно со скоростью 90 км/ч (рис. 4), но дальнейший разгон заканчивается прыжками (вновь рис. 2). Потребовалось кого-то обогнать или одолеть подъем — и вы прибавили газ. В следующий миг — все те же прыжки. Вряд ли нужно пояснять, почему в обоих случаях сброс газа нормализует работу двигателя!

Или топливный фильтр в полном порядке, но заедает игла клапана в верхнем положении. Или забит грязью (льдом и т. п.) бензопровод... А он длинный — и «неудобных» мест в нем хватает. Но и это не все! Если бак почему-либо перестал вентилироваться (то есть взамен истраченного топлива в него не поступает воздух), то с ростом внутри разрежения насос все слабее будет «высасывать» бензин, пока бак не сомнется под давлением атмосферы, а мотор и вовсе не остановится.

Зимой в вентиляционной магистрали может замерзнуть вода (в «жигулях» это почти запрограммировано, так как трубка вентиляции в виде петли. Кроме того, она может быть смята, «заломана» и т. д.).

В том, что виновником подобных «приключений» оказался фильтр, можно убедиться простым способом. Если крепкому мужчине не под силу продуть фильтр собственными легкими, значит, фильтру пора на свалку. Максимальное давление, доступное легким среднестатистического человека, — тоже около 0,3 кгс/см2! Зная это, вы запросто можете проверить и сопротивление других магистралей, включая вентиляцию бака.

А что будет, если все эти магистрали в порядке, но неисправен бензонасос? В общем — то же самое. Не столь уж важно, почему канал номер один не способен прокормить номер два! Вы снова получите ограничитель мощности: умеренный темп езды возможен, спортивный — нет. Разница лишь в том, что, когда «слаб» бензонасос, для нарушения подачи порой достаточно совсем небольшого добавочного сопротивления.

Однажды начинающий автолюбитель взахлеб рассказывал «про чудо»: стоило установить в магистраль топливный фильтр — новый, чистый — и машина отказывалась ехать. А без фильтра — ехала... Когда после непродолжительного расследования мы вскрыли бензонасос, явных дефектов в нем не обнаружили. «Всего лишь» диафрагмы были от времени как будто потерты в местах контакта с пластмассовыми шайбами. Тем не менее, после установки новых диафрагм машина помчалась, как мустанг.

Рис. 1. Схема поплавковой камеры: 1 — игольчатый клапан; 2 — уровень топлива; 3 — главный топливный жиклер; 4 — поплавок; 5 — игла; 6 — корпус; 7 — крышка.

Рис. 2. Поступление бензина в поплавковую камеру меньше, чем его расход через главные жиклеры: уровень недопустимо падает.

Рис. 4. При установившемся режиме движения поступление бензина в поплавковую камеру и расход из нее одинаковы. Уровень стабилен.

Рис. 3. Поведение «Жигулей» при слишком низком уровне бензина в поплавковой камере: а — «клевок»; б — «подхват»; 1 — игольчатый клапан поплавковой камеры; 2 — бензин в карбюраторе; 3 — главный топливный жиклер.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые