На текучий случай

НА ТЕКУЧИЙ СЛУЧАЙ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Автохимия

НА ТЕКУЧИЙ СЛУЧАЙ

Современные клеи и герметики помогут быстро остановить течь жидкости

в дорожных условиях, а иногда пригодятся и для полноценного ремонта.

Алексей МОРОЗОВ

«Заклеить трещину», «приклеить заплату» — от этого веет чем-то ненадежным, хлипким, временным. Согласитесь: «заварить», «привернуть», «приклепать» звучит куда основательней. И все же бывают ситуации, когда велик соблазн обойтись без снятия и разборки поврежденного узла. А иногда снадобья из тюбиков и вовсе единственная надежда добраться до дома своим ходом.

Сегодня в продаже сотни клеев и герметиков от различных фирм. Испытать все и определить лучшие теоретически, наверно, можно, но вряд ли нужно. Название победителя сравнительных тестов водитель, скорее всего, не запомнит — такие покупки часто не планируют заранее. Когда же приспичит — бегут просто «за герметиком». Поэтому разумнее будет сделать мини-обзор препаратов разных классов — эдакий срез типового ассортимента магазина автохимии. Тем более, что большинство клеев разных фирм близки по составу и свойствам, а тексты на упаковках, типа «уникальная формула» — не более чем реклама.

Итак, зайдя в первый попавшийся магазин автохимии, мы набрали семь образцов того, что превращается из жидкого в твердое. Возглавили список эластичные составы, способные соединять резину с металлом и допускающие разъединение склеенных деталей, а завершили — прочные и жаростойкие, имитирующие сварку. Все препараты производства США — европейские на наш рынок попадают редко. Назовем их.

Герметик Black weatherstrip adhesive фирмы «Мар-Хайд» (цена 137 рублей за 148 мл).

Пожалуй, самый жидкий в своем классе. Покидая тюбик, он в первые секунды просто растекается лужицей, что неудобно для герметизации стыков и разъемов агрегатов — приходится наносить продукт в три-четыре слоя, с промежуточной сушкой по 5 минут. Зато идеален там, где трудно заложить густой состав, например, между кузовом и уплотнителем стекла. Очень удобен для уплотнения резьбы: винт или шпилька «смачивается» мгновенно по всей поверхности — втирать герметик между ниток не приходится. Кроме того, «Мар-Хайд» можно весьма успешно применить не по назначению — для окраски любых материалов, включая «жирные» пластмассы, в черный цвет. А в целом, препараты класса «герметик-прокладка» однотипны и выделить среди них какой-то особо выдающийся непросто. Так, наш белый «Гермесил» мало в чем уступит втрое-впятеро более дорогим разноцветным «американцам».

Герметик для уплотнителей стекол Windshield, Glass & Sunroof Sealer фирмы «Про Сил» (цена 77 рублей за 30 мл).

В отличие от предыдущего, сделан на менее летучем растворителе и еще медленнее создает поверхностную пленку — поэтому лучше затекает в зазор между уплотнителем стекла и кузовом. Высохнув, образует белесо-прозрачное, эластичное, как резина, вещество. Адгезия к любым материалам довольно высока, но использовать «Про Сил» в качестве клея неудобно — медленно сохнет.

Клей HV-350 фирмы «Валко» (цена 153 рубля за 95 мл).

По цвету похож на «Про Сил», но противоположен по назначению. Для герметика он слишком силен и любое разъемное соединение превратит в неразъемное. В то же время, несмотря на высокую прочность, застывший клей эластичен и, по заверению фирмы, не рвется даже при 600-процентном растяжении. Идеальный случай применения HV-350 в автомобиле — вклеивание нового стекла в блок-фару, взамен разбитого. Сохнет он намного быстрее того же «Гермесила». И вообще, во всех случаях, когда надо склеить прочно, но эластично и эпоксидные материалы не годятся из-за своей хрупкости, зеленый тюбик от «Валко» будет в самый раз.

Двухкомпонентный клей Quick Steel epoxy фирмы «Верса Кем» (цена 168 рублей за 60 мл).

По прочности дорогая американская эпоксидка, пожалуй, уступит нашей — довольно хрупка, но в остальном сплошные плюсы. Компоненты черного и белого цвета очень удобно смешивать в пропорции один к одному, да и полимеризуется состав всего за 4 минуты. В общем, тот, кому приходилось возиться с нашими флаконами и пузырьками, пачкая липкой смолой руки и часами ожидая застывания, «быструю сталь» оценит.

Замазка для выхлопных труб Exhaust System joint & crack sealer фирмы «Квалко» (цена 98 рублей за 142 г).

Как показал опыт, подобные средства малоэффективны. Прекратить прорыв газов в штатных стыках выпускной системы, фланцевых или «труба в трубе» еще можно, но замазывать трещину в стенке трубы или корпуса глушителя бесполезно — герметик быстро отвалится вместе со слоем ржавчины или окалины, как штукатурка с подгнившей деревяшки. Жаростойкость «выхлопных» замазок тоже ниже всякой критики — несколько секунд в пламени паяльной лампы достаточно, чтобы выжечь органическое связующее и комочек герметика рассыпается в порошок.

Замазка White Titan фирмы «Хай-Гер» (цена 92 рубля за 57 г).

«Белый титан» представляет собой слоеный рулет из двух разноцветных компонентов. Отрезав кусочек, надо тщательно размять его в руках, как пластилин, до однородного цвета — через 5 минут состав затвердеет, а через час полностью полимеризуется. Из заявленных на этикетке свойств некоторые частично подтверждаются — замазка действительно прочна и расплющить ее комок молотком непросто. Но о твердости 85 единиц по Роквеллу не может быть и речи — состав легко царапается отверткой. Положенные 260оС он держит, не теряя прочности, но «заменитель сварки» звучит слишком громко — паяльная лампа быстро выносит «Белому титану» неумолимый приговор. А общий недостаток всех «быстрых сталей» и «холодных сварок» в том, что прочность самого состава превосходит прочность адгезии соединяемых поверхностей, поэтому там, где контактная площадь соединенных деталей невелика, никакой клей в мире не сравнится со сваркой или пайкой.

Замазка Thermo Steel фирмы «Карго» (цена 153 рубля за 85 г).

Однокомпонентный состав из баночки — элита автохимии, ибо только для него производитель обещает стойкость при температурах до 1316оС. Действительно, накалить докрасна его можно без особой потери прочности — все ранее испытанные давно бы сгорели. Однако заявленная в рекламе «диффузия ионов железа из состава в металл» не мешает двум склеенным 200-миллиметровым гвоздям отрываться друг от друга задолго до того, как приложенное усилие заставит их согнуться. Так что утверждение «не уступает по прочности сварке» — явное преувеличение. Но там, где нагрузки невелики, «Термосталь» — неплохая альтернатива автогену или «кемпи». Например, вместо того чтобы снимать и разбирать размороженный мотор, трещину в чугунном блоке можно заклеить. Если все проделать аккуратно, хватит на весь срок службы двигателя.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые