Пружина быстрого реагирования

ПРУЖИНА БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ

СТРАНИЧКА ИСТОРИИ

ПРУЖИНА БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ

...сдерживала обороты двигателя.

Сергей КАНУННИКОВ

Владельцы автомобилей с нынешними впрысковыми моторами знают: «перекрутить» двигатель практически невозможно — электронный ограничитель не даст ему «пойти вразнос». Несколько десятилетий назад те же функции выполнял нехитрый механический автомат.

Ограничитель числа оборотов карбюраторов К-49А и К-22Г грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-63 сдерживал двигатель на 2800–3175 об/мин при работе под нагрузкой и на 3500–4300 об/мин без оной. Конструкцию автомата отличала предельная простота (см. рисунок). В корпусе смесительной камеры стояла втулка с наружной резьбой. На нее наворачивали гайку, а внутрь вставляли муфту. Главную деталь автомата — пружину крепили к муфте через штифт, проходящий между витков. Другой конец цепляли к ролику, который размещался на серьге дроссельной заслонки. Последнюю монтировали на игольчатом подшипнике непосредственно на оси.

При критическом росте оборотов коленвала давление потока смеси на наклонную поверхность заслонки превосходило усилие пружины и заслонка прикрывалась. Даже если водитель продолжал давить педаль газа «в пол», доступ смеси во впускной коллектор был ограничен.

Регулировка автомата требовала опыта и терпения. Вращая муфту, меняли число рабочих витков пружины и, следовательно, ее жесткость. Поворачивая гайку, перемещали муфту, изменяя силу натяжения пружины. Муфту и гайку можно было вращать одновременно, поскольку шаг резьбы и диаметр проволоки примерно совпадали. Момент срабатывания автомата регулировали на заводе, механизм стопорили специальным колпачком на шестигранниках гайки и муфты.

Конечно, пружина со временем слабела, заслонка начинала «гулять». О необходимости регулировки сигнализировали заметные рывки автомобиля, особенно при движении в гору на второй передаче. Приходилось «колдовать», меняя число рабочих витков пружины и ее натяжение. Поскольку большинство автобаз не то что специального заводского прибора, даже тахометра не имели, ограничитель проверяли по спидометру. Вывесив задние колеса, заводили двигатель и при включенной третьей передаче на короткое время полностью открывали дроссельную заслонку. При правильно выставленной пружине спидометр должен был показывать на ГАЗ-51 — 63 км/ч, а на ГАЗ-63 — 59 км/ч.

Закончив регулировку, гайку и муфту фиксировали колпачком. А окончательную проверку производили, конечно, на ходу.

Ограничитель числа оборотов: а — начальное положение — автомат не работает; б — ограничитель сработал — заслонка прикрыта; 1 — корпус смесительной камеры; 2 — дроссельная заслонка; 3 — втулка; 4 — гайка; 5 — муфта; 6 — пружина; 7 — штифт; 8 — стопорный колпачок.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые