Ударим пошлинами по конкурентам!

УДАРИМ ПОШЛИНАМИ ПО КОНКУРЕНТАМ!

АКТУАЛЬНО

/ПОД КОВРОМ

УДАРИМ ПОШЛИНАМИ ПО КОНКУРЕНТАМ!

ПРАВИТЕЛЬСТВО УСТАНОВИЛО НОВЫЕ СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Ну наконец-то! Прошло "всего-навсего" пятнадцать месяцев с тех пор, как в Правительстве зашла речь о введении новых таможенных пошлин, и вот они - "наше достояние". Все это время волнами ходили самые разные слухи: назывались порой полярные проценты, непохожие цифры, нереальные сроки. Один из вариантов, причем с подписью премьер-министра, попал в печать - значит, уже не проект? Но не успели массы излить свой ужас (пошлины там значились поистине драконовские), как Правительство документ дезавуировало - дескать, это все машинистка напутала. Нынешний вариант уже опубликован в "Российской газете", поэтому обжалованию не подлежит.

БРЕМЯ ВОЗРАСТА

Согласно постановлению Правительства № 643 от 30 августа 2002 года, с 1 октября с. г. в среднем в 2,5 раза увеличиваются для физических лиц таможенные пошлины на автомобили старше 7 лет. Ставка устанавливается из расчета 2 евро за 1 смз для автомобилей с объемом двигателя до 2,5 л и 3 евро, если объем двигателя больше. Напомним, что прежние ставки составляли 0,85 и 1,4 евро соответственно. На две остальные группы автомобилей (новые и "от трех до семи") таможенные пошлины остались без изменений.

Итак, начиная с октября, ввоз "пожилых" иномарок в Россию абсолютно нерентабелен. К примеру, популярный восьмилетний " Мицубиси Паджеро" с двигателем 3,5 л стоит сейчас в Москве около 15 тыс. долл., а в октябре будет уже 22 тыс. Или десятилетний " Фольксваген Пассат" - одна из самых ходовых моделей на нашем рынке: ныне он обходится в 4 тыс. долл., с октября - 7,5. Кто купит эти машины? Так что вопрос со "старушками" можно считать решенным. Тем более, что специальным постановлением № 642 "закрыли" возможность сравнительно недорогой растаможки для юридических лиц. Значит, авторынок наш будет молодеть. Что ж, увидим в этом отрадное явление. Оно не единственное.

С принятием постановления мы, наконец, обрели какую-то ясность, и можно полагать, что месяца через два-три цены неминуемо пойдут вниз, чтобы затем стабилизироваться. Все, кто в последний год пытался продать или купить подержанный автомобиль, знают: рынок непрерывно лихорадило, цены сильно возросли, а торговля - чуть не замерла.

И еще один плюс - вроде бы оставили в покое самый популярный во всем мире сегмент подержанных автомобилей - от 3 до 7 лет. Про новые же иномарки - разговор отдельный.

КТО МУЗЫКУ ЗАКАЗЫВАЕТ?

Известно, кто наиболее настойчиво боролся с ввозом подержанных иномарок, приписывая им все смертные грехи - от повышенной аварийности до экологической несовместимости с российской действительностью. Конечно, руководители ведущих автозаводов, для которых такие машины - основные конкуренты новых ВАЗов, ГАЗов. Теперь, на этом этапе, они получают передышку, дабы улучшить старые модели и (теоретически) запустить в производство новые. Так, во всяком случае, обещали. Практически же, что вполне возможно, это приведет лишь к очередному витку цен на отечественные автомобили - за "историческими параллелями" далеко ходить не надо. В таком случае на следующем этапе придется продавливать в Правительстве и следующее постановление (тем более, что срок действия нынешнего не установлен) о новых, более высоких таможенных пошлинах. Помнится, несколько месяцев назад премьер М. Касьянов отказывался подписать документ, пока не увидит тщательно подготовленные и реально обоснованные планы автозаводов по наполнению отечественного рынка современными машинами. Наверное, увидел...

Устраивает постановление и дилеров иностранных автопроизводителей, особенно тех, кто настроен здесь только торговать. Продажи их ежегодно возрастают примерно вдвое, хотя и не определяют пока "лицо" нашего рынка. Но вот кому документ наверняка не понравится, так это тысячам российских автомобилистов, которые оценили надежные, хоть и неновые иномарки. Привыкли к ним и ни под каким видом не хотят отказываться. Но кого волнует их мнение?

Еще не понравится постановление тем зарубежным компаниям, которые собираются (или собирались) открыть в России собственное производство. "Пока установленные ставки таможенных пошлин на новые иномарки ниже 35% (сейчас 25% - И. М.), выгоднее ввозить в страну готовые автомобили, а любое производство - нерентабельно", - уверен заместитель генерального директора ОАО "Автосельхозмаш-холдинг" Александр Ковригин. С ним согласны и представители инофирм, которые намерены инвестировать средства в производство своих автомобилей в России. Некоторые из них ("Форд", "Дженерал моторс", "Рено" и др.) обращались с подобными предложениями в правительство. Но... их пока не услышали. Услышать, видимо, придется, иначе не видать нам российских заводов "Фольксвагена" и других мировых автопроизводителей.

И еще. Постановление не имеет никакого отношения... к широко разрекламированной недавно Концепции развития автопрома, хотя, как уверяют чиновники, и "не противоречит" ему. "Защищая" отечественного производителя, оно, в общем-то, и не помогает ему развиваться. Так что, хотим мы этого или нет, окончательным нынешнее постановление считать рано.

Как бы то ни было, пока будем привыкать жить по "новому уставу". Как минимум, он будет действовать 9 месяцев (такой срок отведен постановлению для юридических лиц). Тем временем многочисленные перегонщики уже готовятся перейти на "шестилетки" - отечественный автопром все равно не в состоянии удовлетворить запросы российских автолюбителей - ни по количеству, ни по качеству. Значит, спрос на подержанные иномарки будет и его волей-неволей надо как-то удовлетворять.

Подпишитесь на «За рулем» в