"десятке" дали "автомат"

«ДЕСЯТКЕ» ДАЛИ «АВТОМАТ»

]

ТЕХНИКА

/ТЮНИНГ

«ДЕСЯТКЕ» ДАЛИ «АВТОМАТ»

ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫЕ МОДЕЛИ ВАЗ ВООРУЖИЛИ ВАРИАТОРАМИ

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ

Специалисты Центра автоматических трансмиссий МАИ, набившие руку в установке гидромеханических коробок передач на задне- и полноприводные автомобили ВАЗ и ГАЗ (ЗР, 2001, № 3), решили поэкспериментировать на моделях с передним приводом. Выбрали «десятое» семейство; о покупке «автоматов» договорились с бельгийским филиалом известной фирмы ZF — «Цанрадфабрик», которая разрабатывает коробки передач для большинства европейских моделей.

ЗДРАВСТВУЙ, ОРУЖИЕ!

Гидромеханическая коробка «десятке» не подходит — поперечно расположенный двигатель требует компактной трансмиссии. Из гаммы ZF подобрали бесступенчатый вариатор VT1 с гидравлическим управлением. Кстати, аналогичные узлы, только под контролем электроники, работают на автомобилях «Мини».

На первичный и вторичный валы вариатора насажены разрезные шкивы, связанные гибким стальным ремнем. Раздвигая и сближая диски, можно изменять передаточные отношения от 2,416 до 0,443 (см. рис.). Момент от коленвала передается через муфту, играющую роль автоматического сцепления, на валы и далее на главную передачу с дифференциалом.

Чтобы на скользкой дороге притормозить двигателем, водитель переводит рукоятку селектора в положение «L». Вариатор как будто плавно включает пониженную передачу. О других режимах упоминать не стоит — они хорошо знакомы владельцам автомобилей с «автоматами».

Максимальный момент, который безболезненно перенесет VT1, не превышает 145 Н.м, а мощность — 80 кВт. Самый мощный на сегодня шестнадцатиклапанный мотор VAZ 2112, который устанавливают на автомобили «десятого» семейства, выдает, соответственно, 127,5 Н.м и 66,7 кВт/90,7 л. с. Так что должны сработаться.

КАК ДЕРЖАТЬ «АВТОМАТ»

Подобрать подходящий узел — полдела. Важно грамотно вписать его в автомобиль. Вариатор соединили с двигателем через оригинальный переходник. Кроме того, перенесли крепление одной из опор коробки. А чтобы агрегаты лучше понимали друг друга, поколдовали с настройками «автомата».

В приводах колес сохранили только наружные шарниры. Правый вал позаимствовали от «Самары», а левый еще больше укоротили. Внутренние ШРУСы — оригинальные, иначе понадобилось бы вносить изменения в ответную часть коробки передач.

«Досталось» и системе охлаждения. Вариатор выше штатной коробки, поэтому положение патрубков изменили. Перед водяным радиатором двигателя появился дополнительный — масляный для автоматической коробки.

ЗАРЯЖАЙ!

Сейчас VAZ 2112 с вариатором проходит доводочные испытания в МАИ. Его двойник (правда, с немного иной компоновочной схемой) наматывает километры в Тольятти. Скорее всего, в МАИ начнут переделывать «десятки» в первой половине следующего года; о конвейерном выпуске пока говорить рано.

Наверное, многие покупатели VAZ 2110 предпочли бы автомат механике — вопрос в цене... Пока называют $3000, но стоимость переделки может быть меньше или больше. Конечно, на фоне цены новой машины совсем немало. С другой стороны, сколько ездит по улицам «десяток», в которых красуется, светится, рычит пара-другая тысяч долларов. Вот они — потенциальные клиенты.

Схема работы клиноременного вариатора: а — максимальное передаточное отношение (на низкой скорости);

б — минимальное передаточное отношение (на максимальной скорости).

Место рычага механической коробки передач занял селектор вариатора.

Шестнадцатиклапанный двигатель VAZ 2112 и бесступенчатая коробка передач VT1.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии